Работа с "одаренными" детьми.
статья на тему

Никулина Елена Валерьевна

Рекомендации учителю и воспитателю в работе с "одаренными" детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi._nikulina_elena_valerevna.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Талловеровская средняя школа»

Кашарского района  Ростовской области

Опыт работы с «одаренными» детьми.

подготовила

учитель информатики и биологии:

Никулина Елена Валерьевна

х.Талловеров

       

                                                     

Одаренность – это отклонение от усредненной нормы (те дети, которые проявили себя в одной или нескольких областях науки).

Одаренные дети – это дети с высоким уровнем развития мышления, которые быстро  перерабатывают материал без усилий и зубрежки и в нужный момент воспроизводят знания.

                                     Личность одаренного ребенка:

  1. Обостренно чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
  2. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3.  Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобритательность и богатая фантазия.
  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Их восприятие смешного, нередко отличается от восприятия сверстников.
  5. Им недостает эмоционального баланса, они нетерпеливы и порывисты.
  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.
  7. Нередко возникают трудности общения со сверстниками, развивается негативное самовосприятие.

 Согласно широко распространенному мнению одаренные дети – гордость своих родителей – должны быть полностью уверенны в себе. На самом деле – ничего подобного. Да, действительно, за чтобы они ни брались, все у них хорошо или даже отлично получается, ими восхищаются, им завидуют, они легко добиваются успеха. Но для них самих пользы от всего этого нет никакой, они подвержены депрессиям, часто испытывают чувство душевной пустоты, самоотчуждения, ощущение полной бессмысленности своей жизни. В ситуациях, когда они не могут соответствовать идеальным представлениям о том, какими они должны быть, их мучают страхи, чувство вины.

  В чем же причины столь сильных душевных расстройств у одаренных детей?

 1. Непонимание их со стороны окружающих. Ребенок с самого начала желает, чтобы его уважали и воспринимали таким, какой он есть (т.е. понимали его чувства, ощущения). Некоторые родители, учителя не видят способностей своих детей и тем самым вынуждают их на «чувство одиночества», которое приводит к изоляции человека от самого себя.

 2. Стремление к величию, т.к. ребенок понимает, что он в классе лучший, тем самым у него развивается завышенная самооценка.

 3. Эмоциональный интеллект. Неповторимая индивидуальность человека проявляется в его собственном, индивидуальном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом: к фактам, событиям, к своим мыслям и поступкам. Самому человеку это отношение дано в эмоциях. Внутренняя жизнь человека – это прежде всего эмоциональная жизнь. Поэтому мы утверждаем, что эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности..

 Нами ребенок оценивается на основании «правильности» его знаний и поступков, не интересуясь его чувствами. Взрослый своим поведением может либо помогать ребенку осознать и проявить свои чувства, либо препятствовать ему в этом.

 Так, когда взрослый правильно называет переживаемые ребенком чувства, он способствует их осознанию ( а тем самым способствует развитию индивидуальности). Когда же он называет их неправильно, то препятствует осознанию ребенком своих переживаний и блокирует развитие его индивидуальности.

   Эмоциональный интеллект понимается, как

- способность распознавать собственные эмоции,

- способность владеть ими,

- способность распознавать эмоции других людей,

- способность выражать эмоции в общении с другими людьми,

- способность мотивировать себя.

Этот интеллект у детей нужно развивать при помощи развивающих занятий на творческую одаренность по осознанию чувств, собственного я, лидерства и т.д.

  Например, занятие на тему: «Это я». Цель занятия: создание учащимися автопортрета. Учитель предлагает рисовать автопортрет в полный рост. Определяется понятие «автопортрет», определяются способы рисования, где одним из них является выявление эмоциональных способностей на данный момент. Здесь центральный момент в том, чтобы ребенок получил возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Важно то, то ребенок является единственным экспертом своего творения. Учитель помогает и контролирует этот процесс.

 4. Агрессивность со стороны окружающих. Причиной является: непринятие одаренных детей в детском коллективе.

Агрессия рассматривается как форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения. Одаренные дети должны быть готовы к этому, т.к. агрессивное поведение – один из ярких показателей социальной дезадаптации. Иногда из-за стремления быть лидером, сами одаренные дети могут быть агрессивны. В такой ситуации нужно учить контролировать детей свои агрессивные импульсы. Учитель должен уметь вовремя выявить её и предупредить.

 Для этого существуют разные методики по дезадаптации личности в коллективе: например, опросник агрессивности Баса-Дарки, Фрейбургская анкета агрессивности для подростков и др.

 В настоящее время изучены условия воспитания, способствующие возникновению агрессивных проявлений в коллективах. На присвоения норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок получает со стороны родителей в детстве, и эмоциональная связь между ребенком и родителем в первые годы жизни. Эти факторы предопределяют формирование у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие у него способности к сопереживанию.

 Любовь, забота, внимание со стороны близких оказываются для ребенка своебразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях.

 Ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. Здесь используют методики диагностики психических состояний: тест-опросник Спилбергера «Исследование тревожности», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса и др.

  5. Конфликтность,  как проблема взаимоотношений в детском коллективе. Причиной могут быть: презрение, а также разные барьеры, обусловленные нашими эмоциями (это барьер отвращения, барьер восприятия идр.)

  «Конфликт» означает столкновение, в основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположно направленные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений. Одаренный ребенок может столкнуться с межличностными и личностно-групповым конфликтами.

  Как решить конфликт?

Выделяют пять основных стадий конфликта:

  1. возникновение конфликтных ситуаций,
  2. осознание конфликта,
  3. проявление конфликтного поведения,
  4. углубление конфликта,
  5. разрешение.

Алгоритм решения: выделить причины конфликта – выбрать стратегию поведения:

- сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон,

- компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки,

- избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своем,

- приспособление – тенденция сглаживать противоречия.

        -  Прием преодоления конфликта (посредничество – представляет собой специально организованное общение двух конфликтующих сторон при участии и помощи третьей, нейтральной стороны (посредника). В роли посредника выступает учитель. Можно использовать разные программы по исследованию общения детей в коллективе. Например, программа разрешения конфликта Корнелиус и Ш.Дэйр «Конфликт – выигрыш партнеров». (Задания на развитие навыков общения, определить конфликтность ситуации и др.)

  Работа с одаренными детьми в детском коллективе проводится следующим образом:

  1. Личностный подход.
  2. Гуманистические принципы: безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Практически это означает,  что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы учащихся. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
  3. Атмосфера взаимного доверия со стороны родителей. Работа с родителями.
  4. Работа над самооценкой учащихся.
  5. Диагностическая работа по адаптации учащихся (агрессивность, мотивация, конфликтность).
  6. Развивающие программы обучения одаренных детей.
  7. Принцип развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации.

 Соблюдение принципов развивающего обучения – проблемности, диалогичности, индивидуализации применительны к эмоциональной сфере одаренного ребенка.

 Проблемность относится к трудности распознования и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует. Ситуация становится для ребенка проблемной, и для её разрешения ему необходимо осознать и выразить свои эмоции.

 Диалогичность заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию. Важно отметить, что он не делает это вместо ребенка, он делает это вместе с ним, уточняя, перечисляя возможные варианты, задавая вопросы.

 Индивидуализация по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка, какими бы они ни были и в какой бы форме они не выражались. Эмоции ни в коем случае не критикуются и не оцениваются – они просто принимаются взрослым как безусловное проявление собственной индивидуальности ребенка.

                         Формы работы:

  1. Круглые столы.
  2. Мозговые штурмы.
  3. Олимпиады.
  4. Соревнования.
  5. Вовлечение одаренных детей в кружковую работу.

Карточки – рекомендации  учителю:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...