Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио.
статья на тему

Сердюк Татьяна Григорьевна

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1_serdyuk_t.g.docx56.94 КБ

Предварительный просмотр:

logo

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Материалы

Школы педагогического мастерства

Учебная часть методический отдел

Доклад

старшего методиста Армавирского медицинского колледжа

Т.Г. Сердюк

Занятие № 1

Современные образовательные технологии  в образовательном пространстве.

Технология портфолио.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

       В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Новые социально-экономические условия требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог -- личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности преподавателя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:

  • построение педагогом современных профессиональных ориентиров;
  • формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;
  • воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;
  • умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;
  • умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;
  • развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;
  • воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.

В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки преподователя ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы СПО.

Методическая работа -- это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития  студентов.

Одним из важнейших направлений  методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей. Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса.

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио.

Понятие о технологии «Портфолио»

 Происхождение термина «Портфолио»

Технология «Портфолио» (или «Портфель» - адаптация термина в русском языке, от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист, такой термин используется в технологии критического мышления) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства.

В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность (всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”), в мире искусства - набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

В сфере образования «Портфолио» впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах «Портфолио» используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:

  • мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма,
  • определения направлений профессионального развития,
  • представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.

Студентами

  • для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов,
  • как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Предназначение технологии

«Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня.

«Портфолио» может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Есть различные подходы к определению понятия «Портфолио» - это:

· Коллекция работ и результатов студента, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

· Выставка учебных достижений учащегося по данном дисциплинам за данный период обучения.

· Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности студента: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

· Способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

· Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

· Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

· Собрание материалов государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования.

· Технология саморазвития и самосовершенствования.

· Средство самопрезентации и карьерного роста.

· Средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития.

· Способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.).

«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности студентов, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

«Портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. «Портфолио» нечто большее, чем просто папка ученических работ; это - заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Педагогическая идея «Портфолио» предполагает:

* смещение акцента с недостатков знаний и умений студента, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

* интеграцию количественной и качественной оценок;

* доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студента, формировать адекватную самооценку;

5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Роль технологии «Портфолио» в системе образования

Для придания «Портфолио» упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др., оно должно включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца «Портфолио» с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание «Портфолио» с перечислением его основных элементов (artifacts).

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Оценка «Портфолио» проводится студентом совместно с классным руководителем или преподавателем примерно один раз в семестр. Для того чтобы в ходе оценки у студентов развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед работой по оценке «Портфолио» каждый студент должен проделать подготовительную работу. В ходе нее студент еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Самый эффективный способ - это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы учащимся.

Оценка «Портфолио» может проходить:

В индивидуальной встрече. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются во время выполнения творческих заданий.

Студентами в малых группах. Преподаватель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в «Портфолио». Преподаватель в процессе такой работы перемещается из группы в группу.

В итоге проводиться конференция по «Портфолио». Её целесообразно организовывать в том случае, если «Портфолио» собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или «Портфолио» познавательного интереса). Каждый студент имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание «Портфолио», выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).

Правила оценки:

o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все критерии его оценки.

o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.

o «Портфолио» оценивается в баллах или  в уровнях.

o «Портфолио» не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы. Студент сравнивается только самим собой.

Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):

§ Самый высокий уровень - «Портфолио» характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание «Портфолио» свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении «Портфолио» ярко проявляются оригинальность и творчество.

§ Высокий уровень - в «Портфолио» полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.

§ Средний уровень - в «Портфолио» полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.

§ Слабый уровень - «Портфолио», по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому «Портфолио» практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.

Оценку «Портфолио» можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио. Часть 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Элберт Хаббард...

Деятельностные методы в преподавании английского языка на современном этапе модернизации образовательных технологий

Деятельностные методы в преподавании английского языка на современном этапе модернизации образовательных технологий...

Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установи...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий»

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:школа является важнейшим фактором развития личности;школа...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...