Методика ознакомления детей с художественной литературой
методическая разработка на тему

Харламова Татьяна Андреевна

В работе рассказывается о методах и приемах ознакомления детей с художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харламова Татьяна Андреевна

МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Художественная литература  могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями [5].

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства  способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель [5].

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг  «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [18, с. 341].

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок [22, с. 341]. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений [22].

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом  силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы [1, с. 342]. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» [1, с. 342]. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия [1].

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному [20].

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения [7].

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим  необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач  научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени  на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение [3]. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух [11].

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами [20].

Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах [22].

Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года [17].

Воспитатель способствует формированию у детей умений воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни [6].

В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.) [6].

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [12].

Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности [12].

Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой [6].

Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.

В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественными произведениями. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы, кумулятивность построения сюжета), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов [13].

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке «Снегурочка» можно посвятить три разных занятия: первое — рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки») [16].

Более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом [7].

В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка», беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной [7].

Обучению детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств [16].

Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года) [6].

Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

— беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

— тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

— выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

— беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

— творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

— упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

— применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. / М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1998. - 400 с.
  2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9
  3. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М.: Просвещение, 1988. – 78 с.
  4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 220 с.
  5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  6. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. - 400с.
  8. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
  9. Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984 - 223 с.
  10. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 124 с.
  11. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. – С.139-144.
  12. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
  13. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 256 с.
  14. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 102 с.
  15. Светлова, Г.О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – с. 87-93.
  16. Смольникова, Н.Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
  17. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
  18. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 289 с.
  19. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.- 400с.
  20. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ  / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
  21. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1961. – 256 с.
  22. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде¬ия», 1999. – С.189-191.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством в старшей и подготовительной группах.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством....

Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».

Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...

Тема одаренных детей в художественной литературе и кино

Материал для выступления на заседании школьного методического объединения...