Теория развивающего обучения. Тезисы.
статья на тему

В теории развивающего обучения есть идеи из внедряемого в настоящее время ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_razvivayushchego_obucheniya.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Теория развивающего обучения. Тезисы

1.Определение развивающего обучения.

    - развивающее обучение – направление в теории и практике образования,

    ориентирующееся на развитие  физических, познавательных и

    нравственных способностей учащихся путем использования их

    потенциальных возможностей. (Гамезо М.В. словарь по педагогической

    психологии, 2001г.)

   -развивающее обучение особая образовательная технология. Направлено

    на формирование механизмов мышления у учащихся, в ходе обучения

    учащийся «проживает» весь познавательный цикл. (Новокшонова Г.А.

   словарь социального педагога, 2000 г.)

2. Исторический экскурс.

   - проблема развивающего обучения интересует педагогов многих

     поколений: Я. А. Коменского  и  Ж. Ж. Руссо,  И. Г. Песталоцци и

     И.Ф. Гербарта,  К. Д. Ушинского и др.

  - в советское время её интенсивно разрабатывали психологи и педагоги

    Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,

    Н. А. Менчинская, а также А. К. Дусавицкий,  Н. Ф. Талызина и др.

3.Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение – это компонент дидактики, развитие же – процесс психологический.

4.Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания; рефлексия – самопознание учащимися внутренних психических процессов и состояний, воображаемое воссоздание особенностей друг друга.

5. В России и Белоруссии выделилось два направления в рамках концепции развивающего обучения:

  - авторы первого направления Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов;

  - автор второго направления Л. В. Занков.

6.Принципы развивающего обучения Л. В. Занкова:

  -обучение на высоком уровне  трудности;

  - ведущая роль теоретических знаний;

  - высокий темп изучения материала;

  - осознание учащимися процесса учения;

  -  целенаправленная работа над развитием всех учащихся.

7. Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова:

  -универсальный принцип решения задач;

  - развитие абстрактно – теоретической формы мышления ученика;

  - развитие теоретического мышления;

  - метод восхождения мысли от абстрактного к конкретному;

  - присвоение образовательного продукта.

8.Сходство идей развивающего обучения, по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову – Д. Б. Эльконину, сводится к следующему:

   - цели их – общее развитие ученика, не только познавательных процессов;

   - ученик – активный субъект учебной деятельности;

   - учитель – организатор коллективной поисковой деятельности;

   - знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство

     общего развития.

9.Различие между названными направлениями развивающего обучения

   заключается в  том, что оно, по Л. В. Занкову,  идет от частного к общему,

   в то время как по Давыдову В.В. – от абстрактных понятий к конкретному.

10.Педагогические цели в РО:

   - дети должны научиться ставить собственные учебные цели и на примере

     немногих задач осваивать универсальные способы;

  - дети должны научиться содержательному общению друг с другом –

    слушать, слышать, выражать свою мысль…, т.е. культурным способам

    коммуникации;

  - дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности  -

    способы моделирования.

11.Система РО  Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в школах РФ.

    Особенности обучения  по данной программе:

    - введение научных знаний с первого дня обучения в школе;

    - организация совместной творческой деятельности детей по их

      самостоятельному усвоению знаний;

   - открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и

     личностных способностей.

12.Эффективность РО

   - дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент

     среди участников и победителей олимпиад;

   - уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно

     выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники

     показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных

     на нестандартное мышление);

   - развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию,

     умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения;

  - развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;

  - коэффициент усвояемости нового материала существенно выше,

    поскольку сама форма обучения н предполагает пассивного восприятия

    информации от педагога, а приводит к её усвоению путем серии

    последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически

    сам ученик формирует следующую ступень знаний;

   -развитие способности нестандартно мыслить и находить нестандартные

    решения;

   - активная форма обучения по этой системе развивает самооценку

    учащихся и снижает фактор закомплексованности;

  - реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого

   учащегося, заложенная возможность  к принятию нестандартных решений,

   развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать

  свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе,

   достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей

   жизни.

13. В данное время в России  около 9% школ обучающих по программе РО.

   Это связано с тем, что не многие педагоги компетентны в данной методике

   преподавания.

  - педагоги обучающие по системе Эльконина, Давыдова при переаттестации

    получают высшую категорию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...

Презентация на тему "ИДЕЯ  РАЗВИВАЮЩЕГО  ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА"

В презентации рассмотрены принципы современной педагогики, правила развивающего обучения, сформированные Адольфом Дистервегом....

ХII Всероссийские педагогические Занковские чтения «Теория и практика развивающего обучения»

laquo;Использование видеотехнологий для формирования коммуникативных ууд на уроках английского языка»...

XIII Всероссийские педагогические Занковские чтения «Теория и практика развивающего обучения»

laquo;Цифровые комиксы как средство активного обучения учащихся»...