Воспитательный коллектив.
статья на тему

Старкова Евгения Евгеньевна

Центральное место в теории А.С.Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым  чувством долга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращение внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsentralnoe_mesto_v_teorii_a.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный коллектив.

Центральное место в теории А.С.Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым  чувством долга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращение внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.

Макаренко рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогическое требование, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям. Основой самоуправления и всей внутренней организации воспитательного коллектива в его представлении была производственно-профессиональная направленность учреждения.

Личность и коллектив, коллектив и личность…развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей в самом центре новой педагогической системы. Он все свои 16 лет советской педагогической работы главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива. Ему говорили: как же коммуна может всех воспитать, если вы с одним человеком не справляетесь – выгоняете его на улицу. А он в ответ призывал отказаться от индивидуальной логики – ведь воспитывается не один человек, а весь коллектив. Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требование коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития.

Самоуправление существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решение общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, бат, досуг всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. Система самоуправления в коммуне стоилась не по типу демократического народоправства, а на основе демократического централизма – с широким развитием метода полномочий и поручений. Это значило, что в течение дня, месяца, года каждый коммунар многократно  пребывал и в роли руководителя и в роли подчиненного. Таким образом, педагогический процесс выводил детей из пассивного состояния «объектов воспитания» и превращал их в «субъектов воспитания».

В практике коммуны успешно реализовались многие положения социалистической демократии. Возьмем  анализ коллектива, который проводился не заведующим коммуной, а советом командиров – постоянно и гласно. Все коммунары делились на группы: действующий актив – те, которые явно для всех, с чувством, с убеждением ведут коммуну, и резерв актива, который приходит на помощь активу немедленно, по сути, это  - завтрашние командиры.

И еще очень важная грань жизни воспитательного коллектива – взаимоотношения педагогов со своими учениками. Не авторитарными, а демократичными, основанными на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности – у станка, в классе. В глазах ученика воспитатель – прежде всего член коллектива, а потом уже старший товарищ, наставник. Макаренко решительно боролся с вульгарными представлениями о коллективном воспитании как нивелирующим, стандартизирующем личность.  Так же против шаблона, формализма. Он постоянно подчеркивал, что одно и то же педагогическое средство в применении к разным воспитанникам дает разные результаты. Конкретные, индивидуальные ситуации вызывают и конкретные, индивидуальные воспитательные решения и действия – этому правилу Макаренко следовал всегда.

Еще одно направление новаторской педагогической деятельности Антон Семенович  состояло в раннем включении детей в производительный труд. Участие в производительном труде  сразу изменяло социальный статус детей, превращая их во «взрослых» граждан со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Макаренко сумел доказать на примере сотен своих воспитанников, что самосознание юного человека, развитее его мировоззрения и нравственности получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде. В результате созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребенке, подростке, получают выход в жизнь, а это ускоряет процесс его становления – человеческого, гражданского, профессионального.

Общие принципы и методы воспитательной работы, которые выдвинул Макаренко, полностью применимы в школе. Производительный труд, демократические, равноправные отношения между учителями и учениками, педагогическое мастерство, постоянный творческий поиск, эксперимент – таковы в его представлении неотъемлемые черты жизни школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...

классный коллектив

информация о классе...

Классный коллектив

Класс сформировался в новом учебном году....

Классный коллектив

Все учащиеся — звёзды, близкие, далёкие, маленькие и большие,  красивые.  Каждая  звёздочка  выбирает свой путь полёта: у одних он длинных других... Главное - это хотеть сият...

Родительский коллектив

Работа с родителями учащихся. Воспитать человека интеллектуально,  но не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества. Т. Рузвельт...

Классный коллектив глазами его ученика

Анкета "Классный коллектив глазами его ученика"....

Программа воспитательной деятельности по направлению «Коллектив»

Воспитание навыков конструктивного взаимообогощающего общения с другими людьми, способствующие адаптации к школьной среде, повышение уровня удовлетворенности и чувства комфорта в школе....