Технология развития критического мышления, как метод активного обучения
статья на тему

Махова Ольга Сергеевна

В статье подробно описывается преимущества  технологии  «Развития Критического мышления», как метода активного обучения. Даны описания наиболее интересных  приемов ТРКМ:."Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы";  "Тонкие и толстые вопросы";  Кластеры;  "Бортовые журналы ";  Зигзаг;  Денотатный граф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления, как метод активного обучения

Работу выполнила:

Махова Ольга Сергеевна

учитель биологии ГБОУ СОШ  № 380

Красносельского района

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Введение

Глава 1. Описание технологии «Развития Критического мышления»

Глава 2. Приемы технологии развития критического мышления:

2. 1."Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

2.2. "Тонкие и толстые вопросы"

2.3. Кластеры

2.4. "Бортовые журналы "

2.5. Зигзаг

2.6. Денотатный граф

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

   Происходящие в нашем обществе изменения привели к преобразованию жизнедеятельности и мышления человека и, как результат, принятие Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно этому закону содержание образования теперь должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

   Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие. Особо подчеркивается, что учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К. Д. Ушинский. «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания…»  

   Как научить учиться самостоятельно? Одним из инструментов является технологии определенного характера, построенные на рефлексии. И такой технологией является  технология развития критического мышления.

   Цель  технологии развития критического мышления  (ТРКМ) – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений др.), т. е. развитие способности к самообразованию.

   Если традиционная форма обучения связана с получением и механическим отображением знаний, то ТРКМ позволяет:

 - овладеть законами использования знаний,

- открывает возможности для индивидуализации обучения,

- способствует активному приобретению знаний,

- развитию познавательного интереса учащихся,

- несет элементы творческого, исследовательского подхода,

- открывает путь для самообразования,

 - способствует формированию самостоятельности и творческой активности.

   Таким образом, и новые стандарты, и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно ориентированном подходе обучения.

   Большое значение в ТРКМ отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, ТРКМ ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень их мышления.

Глава 1. Описание технологии «Развитие критического мышления»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы  -  американские ученые  Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Смит. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критическое мышление»  (ТРКМ).

Что же означает понятие “критическое мышление”? По поводу его определения существует очень большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке “критическое” ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт.

По-другому раскрывают это понятие  Г.Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон. Они определяют критическое мышление как творческое мышление, т.е. мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи, критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

 Некоторые исследователи объединяют в единое целое понятия: “критическое мышление”, “аналитическое мышление”, “логическое мышление”, “творческое мышление” и т.д., и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого «kritike» - оценка, разбор, обсуждение); следовательно — «критический» — делающий оценку, разбор и пр. «Критическое мышление» можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.

 С педагогической точки зрения, его рассматривают  в качестве активного и интерактивного процесса познания. Данный тип мышления:

  • помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
  • предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
  • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Таким образом, критическое мышление - интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Критическое мышление - это поиск здравого смысла - умение рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности решения проблем.

       Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Другими  словами, главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. 

        Структура  педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — реализация смысла — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся:

-  овладевают различными способами интегрирования информации

- учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений

- учатся строить умозаключения и логические цепи доказательств

- выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Первая стадия (фаза) -  вызова (evocation), на которой ставится задача те только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дельнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать  ассоциации по данному вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Важнейшими функциями этой фаза являются:

- Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают» приемы задавания вопросов до изучения нового материла, возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений.

-Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получить на них ответы, «свои вопросы» всегда интереснее ученику.

- Целеполагание. ТРКМ – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к изучению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, определяет собственные цели.

- Систематизационная. Эта функция выполняется, если на стадии вызова учитель помогает учащимся систематизировать знания до изучения материала.

Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание:  актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые ученику хочется получить ответ – то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.

Вторая стадия (фаза) -  Стадия осмысления – реализация смысла (realization) – на этой стадии идет  непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т.д.). Причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».

Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются:

 -информационная (приобретение новых знаний.)

-мотивационная, причем, важно сохранить интерес к теме, не «забыть» о поставленных учеником на стадиях вызова целях, вопросах.

- целеполагание

         Третья стадия (фаза) - стадия рефлексии (reflection )(размышления), на этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески  перерабатывается. На этой стадии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, научат его учиться и без помощи учителя.

Таким образом,  стадия размышления/рефлексии  характеризуется следующими основными задачами:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);
  • анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока;
  • анализ образовательного процесса в целом

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет  найти свой собственный маршрут как при изучении отдельных тем, так и для решения задачи образования в целом. Таким образом, решается задача самореализации и дальнейшего самообразования.

        

.

Глава 2. Приемы технологии развития критического мышления.

2. 1."Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" 
   Этот прием может
быть началом урока. Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предложения. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2. 2.  "Тонкие и толстые вопросы"

   Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте три объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?


   По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.  

2. 3. Кластеры   

   Прием заключается  в выделении смысловых единиц текста и

 графическом  оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно,

распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

    Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

     Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. А может быть стратегией урока в целом. На стадии вызова ученики самостоятельно или с помощью учителя определяют направления изучения темы.  На стадии осмысления ученики начинают  работать с текстом и вносят исправления и дополнения в грозди.

   Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

   Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

   Графические, визуальные методы в ТРКМ не только помогают систематизировать материал, структурировать его до, во время и после   изучения новой информации, эти приемы делают зримым процессы мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете.

2. 4. "Бортовые журналы "

"Бортовой журнал " - это основной прием стратегии эффективная лекция.

   В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.

     «Бортовой журнал»  можно оформить, например, как указано в таблице:

Бортовой журнал

Что мне известно по данной теме?/Предположения

Что нового я узнал из текста?/

Новая информация

   

   

   При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.  Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться

   Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется этот прием.

   Стадия "вызова" по каждой смысловой единице осуществляется такими методами как: ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала".
   На
стадии осмысления работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

   На стадии рефлексии  идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей "бортового журнала", суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре.    Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.
   Очень важной является
итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

  

2. 5.Зигзаг

   Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Стадия осмысления. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия рефлексии: работа в группе "экспертов".

   Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

   Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

2.6. Денотатный граф

  Данная стратегия позволяет учащимся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки. При этом ученики могут научиться самостоятельно (на основе информации из текста) давать определение понятий.

   Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Принципы построения:

  1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
  2. Чередование имени и глагола в графе(именем может быть одно группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от поняти к его существенному признаку).
  3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
  4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки»
  5. Соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо противоречий, несоответствий и т.д.

Список литературы

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009.

Даутова О. Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б. Крылова О.Н.  Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2015.

Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий. – СПб.: АППО, 2013

Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. М.: ВАКО, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка

Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...