Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Приемская Алла Ивановна

Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования, что позволит создать благоприятные условия для ознакомления с предметом изучения, даст возможность подстроиться под возможности каждого потребителя и позволит создать творческую, эмоционально привлекательную среду, способствующую креативной самореализации обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Формирование творческой, эмоционально привлекательной образовательной среды и развитие жанра «Театр моды»

через  внедрение

краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ

для детей и взрослых»

Москва, 2015 год

Введение

Детские театры моды существуют в России с конца 80-х годов XX века. По своей специфике образовательный процесс театра моды имеет развивающий характер, т. е. направлен, прежде всего, на развитие у детей природных задатков, творческих и специальных способностей. Дополнительные образовательные программы театров моды, как правило, долгосрочные и представляют собой интеграцию культурно-исторического, изобразительного и конструктивно-технологического аспектов создания моделей одежды. Такие программы предназначены, прежде всего, для детей и подростков, интересующихся миром моды.

Интерес бывает двух видов: активный и пассивный. Активный интерес обусловлен верой в свои силы и желанием ребенка посещать занятия в театре моды, а пассивный интерес пробуждается под воздействием различных стимулов. Чтобы вызвать интерес к творческой деятельности, расширить кругозор, побудить к трудолюбию необходимы краткосрочные ознакомительные программы, которые помогут ребенку с выбором тех или иных занятий. Основной задачей таких программ является не преподавание материала, а пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого. После изучения краткосрочной программы обучающийся может изготовить только несложные изделия, соответствующие запланированному результату обучения. Но в воспитательном плане он мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности.

Рассчитаны такие программы на различные категории потребителей и разные возрастные группы, это и школьный период, родительская общественность и взрослое население.

Учебные занятия по краткосрочным образовательным программам могут проводить не только педагоги дополнительного образования, но и другие преподаватели, приглашенные из специализированных учреждений образования и культуры. Возникающее таким образом взаимодействие может придать новое качество всему образовательному процессу.

Поиск рациональных путей взаимодействия педагогов с родителями воспитанников всегда был и остается актуальным вопросом. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и образовательном учреждении. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они работают сообща. Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия, и заключается в согласовании того, что семья и педагогический коллектив – союзники, и цели у них одинаковые.

Таким образом, реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ создаст условия для ознакомления с предметом изучения, даст возможность подстроиться под способности каждого потребителя и позволит создать творческую, эмоционально привлекательную среду, способствующую креативной самореализации обучающихся. Также налаженное сетевое взаимодействие будет способствовать улучшению качества обученности различных категорий контингента.

Цели и задачи Проекта

Цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству посредством реализации краткосрочных ознакомительных общеобразовательных программ, создание единого коллектива единомышленников и максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Расширить спектр краткосрочных дополнительных образовательных программ.
  • Увеличить количественные показатели различных категорий контингента обучающихся и других потребителей дополнительных общеобразовательных программ.
  • Способствовать развитию креативных способностей детей и родителей.
  • Способствовать переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детьми и педагогами.
  • Развить внутриведомственное сетевое взаимодействие.

Обучающие задачи:

  • знакомство с направлениями модной индустрии и дизайна;
  • обучение детей и их родителей, взрослого населения навыкам изготовления швейных изделий, аксессуаров, декоративных изделий, поделок,  созданию стильного образа и пр.;
  • обучение детей и взрослых формам презентации творческих работ (выставка, дефиле, представление проекта и др.);

Развивающие задачи:

  • развитие самостоятельной творческой и познавательной деятельности;
  • совершенствование художественного вкуса, фантазии, навыков ручного труда и пр.;
  • приобщение к миру искусства;
  • развитие приобретённых умений и навыков;
  • развитие партнерских отношений;
  • развитие навыков совместной творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • формирование потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью;
  • формирование умения работать в одной команде, выполняющей общее дело, и вносить свою лепту;
  • воспитание взаимного уважения среди обучающихся и родителей, уважения к чужому труду.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (передача предметных начальных навыков, знаний и умений различным категориям потребителей дополнительных общеобразовательных программ).
  2. Практико-действенное 

- создание и презентация творческих работ;

- привитие интереса к творческой деятельности;

- повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела и полноценном эмоциональном общении;

- реализация регионального сотрудничества в сфере дополнительного образования.

  1. Профориентационное (использование ресурсов Москвы как мегаполиса в интересах обучающихся, профориентационная и воспитательная работа).
  2. Познавательно-развлекательное (организация и проведение информационно-развлекательных мероприятий).

Принципы реализации Проекта

  • добровольности;
  • вариативности форм и методов;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости.

Основная линия данного проекта – это проведение познавательных занятий с учащимися 2 – 5 классов и с их родителями. На этих занятиях ведутся ознакомительные беседы о моде, дизайне, технологиях создания одежды из традиционных и нетрадиционных материалов, проводятся мастер-классы по изготовлению аксессуаров, предметов одежды, созданию стильного образа и пр. Проводить познавательные занятия рекомендуется с использованием ресурсов Москвы, а именно привлекая специалистов и преподавателей средне профессиональных и высших учебных заведений, посещая арт-выставки, показы и др.

Результатом таких занятий могут быть отдельные изделия, либо коллекция моделей одежды, проекты, созданные индивидуально, в группе или в семье. Презентация работ может проходить в форме выставок, конференций, дефиле, концертных номеров, конкурсов, праздничных мероприятий. Лучшие работы, изделия, проекты рекомендуются к участию в конкурсах, проводимых учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Партнерами в реализации представленных краткосрочных общеразвивающих программ ознакомительного уровня выступают ГБОУ СПО Технологический колледж № 34, на базе которого проходят семинары для работников дополнительного образования, экскурсии, мастер-классы, дни открытых дверей, ежегодный конкурс профессионального мастерства «Trash fashion», а также структурное подразделение Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского «Институт менеджмента и индустрии моды», который проводит ежегодный городской конкурс «Хочу быть модельером».

Также возможно взаимодействие с НОУ ВПО «Международной академией бизнеса и управления» (структурное подразделение «Институт дизайна и рекламы»), ГБОУ СПО Колледжем легкой промышленности №5.

Данный творческий проект актуален, так как позволяет увеличить количественные показатели различных категорий контингента обучающихся и других потребителей дополнительных общеобразовательных программ и услуг. В то же время проект направлен на осуществление внутриведомственного сетевого взаимодействия и использование ресурсов г. Москвы как мегаполиса в интересах обучающихся, что дополнительно позволяет мотивировать детей к занятиям и в дальнейшем поможет им с выбором будущей профессии.

Новизна Проекта заключается в том, что:

внедрение краткосрочных ознакомительных образовательных программ позволит охватить большое количество учащихся общеобразовательных школ внеурочной творческой деятельностью;

образовательные программы рассчитаны на различные категории потребителей и разные возрастные группы;

вовлечение в учебно-воспитательную и творческую деятельность родителей способствует знакомству, общению, сплочению и тесному сотрудничеству педагогов, обучающихся, родителей.

Срок реализации Проекта – 6 месяцев.

Участники Проекта: педагоги дополнительного образования, учащиеся общеобразовательных школ, их родители, взрослое население, сетевые партнеры.

Этапы реализации Проекта

I этап (сентябрь – ноябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • проведение занятий по программе;
  • проведение родительских собраний, обсуждение вопросов, связанных с организацией совместной работы;
  • выездные мероприятия (экскурсии, посещения выставок, музеев);
  • проведение мастер-классов с привлечением специалистов из разных областей дизайна и моды (из числа сетевых партнеров).

II этап (декабрь – январь)

В ходе этого этапа ведется работа над созданием творческого проекта (изделие, коллекция моделей и пр.), готовятся и проводятся совместные праздничные мероприятия с привлечением родителей.

III этап (февраль)

Презентация творческой работы, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях и подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Ожидаемые результаты

  1. Расширение спектра дополнительных образовательных программ.
  2. Увеличение контингента обучающихся и других потребителей дополнительных общеобразовательных программ.
  3. Установление дружественных отношений сотрудничества, передача опыта творческой деятельности посредством совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
  4. Передача навыков и умений в художественно-творческой деятельности.
  5. Формирование атмосферы творческого сотрудничества.
  6. Участие родителей в творческой жизни детских коллективов.
  7. Развитие внутриведомственного сетевого взаимодействия.

Оценка рисков

Перечень возможных рисков

Способы их предупреждения

Пассивность учащихся

  • Реализация принципа «От простого к сложному», принципов посильности и наглядности, выбор актуальных в мире моды тем занятий и мастер-классов.
  • Изучение инновационных технологий, используемых в дизайне.

Неэффективное внутриведомственное взаимодействие

  • Поиск новых форм взаимодействия с имеющимися партнерами.
  • Поиск новых сетевых партнеров.

Недостаточная активность родителей

  • Проведение совместных родительских собраний с целью ознакомить с проектом, заинтересовать их, показать перспективу учебных занятий.
  • Создание группы активистов из числа родителей для вовлечения в проект как можно большего числа участников.
  • Приглашение незаинтересованных родителей на презентации творческих работ и праздничные мероприятия, где через разные формы привлекать их к участию в общем деле.

Возможные материальные затраты

  • Использование в работе бывших в употреблении изделий, лоскутов, а также «нетрадиционных» материалов (упаковка, строительные материалы и пр.).

Загруженность родителей и педагогов на работе (дефицит времени)

  • Проведение занятий в выходные дни или в другое удобное для всех участников время.
  • Использование дистанционных форм общения.

Заключение

В настоящее время методическая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть направлена на создание краткосрочных образовательных программ, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных школ. Связано это, прежде всего, с тем, что краткосрочные программы более мобильно реагируют на потребности заказчика дополнительных образовательных услуг – государства и социума.

На основе предыдущего опыта и с целью расширения категорий обучающихся в театре моды возникла необходимость реализовывать краткосрочные общеразвивающие программы ознакомительного уровня. Принципиальным является то, что такие программы создают условия для ознакомления с дисциплинами в предметной области, одновременно давая возможность подстраиваться под способности и интересы детей (и других потребителей).

Основная идея проекта состоит в значимости создания условий для творческого развития любого ребёнка и взрослого. Механизмом реализации проекта выступает формирование творческой, эмоционально привлекательной среды, способствующей креативной самореализации обучающихся, а также создание единого воспитывающего коллектива родителей, педагогов и обучающихся на основе взаимодействия и сотворчества.

Установление взаимовыгодных отношений с сетевыми партнерами создаст условия для дополнительной мотивации обучающихся и может способствовать их профориентации.

На наш взгляд, разработка и реализация краткосрочных образовательных программ - оптимальная на сегодняшний день форма взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования - для обеспечения целостного образовательного процесса.

Внедрение подобных программ возможно не только в жанре «Театр моды», но и в жанрах музыкального, изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества.

Перечень используемых источников

  1. http://додмск. рф. Электронный журнал «Дополнительное образование детей Москвы от А до Я;
  2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей: практико-ориентированная монография. – Ярославль: издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. – 183 с.
  3. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта. – М.: Учитель, 2009.
  4. Третьякова Л.В. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования. Аукцион методических идей. – М.: Учитель, 2009.

Приложения

Приложение 1.

«НОВОГОДНИЙ ПОДИУМ»

Сценарий праздничного мероприятия

Участники мероприятия:

– различные категории контингента обучающихся по краткосрочной ознакомительной программе (учащиеся 2 – 5 классов, их родители, взрослое население)

– дети, обучающиеся в театре моды второй и третий год.

Звучат фанфары, начинается праздник

Ведущий: Добрый вечер, друзья! 

Сегодня в нашем зале не просто обычный концерт, а фэшн-шоу - (англ. fashion-show) праздник искусства движения, демонстрация модной одежды и аксессуаров. Здесь собрались творческие увлечённые люди, и нам доставляет огромное удовольствие приветствовать сидящих в зале гостей и участников праздника.

Мода не стоит на месте: она не устает удивлять нас своими оригинальными идеями и экстравагантными обновками. И это касается не только одежды и обуви, но и аксессуаров. Ведь для каждого важно выглядеть стильно и элегантно. А сделать это без стильных, а главное – модных аксессуаров практически невозможно.

Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету. Правда, в современном мире аксессуары давно перестали быть вспомогательными деталями.

- Как вы думаете, для чего нужны аксессуары в одежде?

(- Аксессуары используются для украшения одежды, костюма;

- С помощью аксессуаров можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть некоторые недостатки)

Да, сегодня аксессуары - одни из самых главных атрибутов одежды и стиля, способные создать индивидуальный и неповторимый образ для каждого человека. Они помогают расставить необходимые акценты в любом образе и сделать его более интересным и ярким. Дерзкие и смелые, изысканные и романтичные, забавные и жизнерадостные аксессуары помогают создать особое настроение.

- Какие вам знакомы аксессуары?

Правильно: их очень много, у каждого есть определенное предназначение. Бижутерия, шарфы, ремни, головные уборы, часы, сумки, галстуки, солнечные очки – вот неполный перечень аксессуаров. 

(Сопровождается показом на экране).

Ведущий:  На нашем праздничном подиуме театр моды «Алиса» с коллекцией «Стильное дополнение». Обратите внимание, что каждый костюм в коллекции дополнен яркими, стильными аксессуарами: головными уборами, брошами, бантами, митенками, шейными украшениями.

Театр моды «Алиса» «Стильное дополнение»

Ведущий: Все ведущие мировые дизайнеры одежды уже продемонстрировали свои зимние коллекции. И наши кутюрье приготовили выставку зимних и праздничных аксессуаров, которую вы видите в зале. Поаплодируем авторам этих замечательных работ.

А на нашем подиуме показ аксессуаров, особенно актуальных в новогодние праздники и зимний период. Демонстрируют изделия авторы – наши уважаемые родители.

Дефиле родителей с комментариями ведущего

  1. Демонстрация родителями шляпок, изготовленных своими руками.

Шляпка - незаменимый универсальный аксессуар для женщин. Если вы хотите произвести настоящий фурор - смело выбирайте коктейльную шляпку!

Этот небольшой аксессуар с вуалью или без нее, украшенный перьями, бусинами или стразами, кружевом или цветами подчеркнет и дополнит Вашу красоту.

  1. Демонстрация сумок.

Никто не станет спорить с тем, что сумочки – это самые любимые женские аксессуары, которые завершат любой образ и выгодно подчеркнут собственную индивидуальность. А главное, именно эти "женские штучки" – наши главные помощницы в повседневных хлопотах, позволяющие нам все время держать под рукой самые необходимые вещи.

  1. Демонстрация родителями брошей, изготовленных своими руками.

Встречайте! Аксессуар, по достоинству, оценить который могут только настоящие гурманы от моды…. Конечно же, это брошь. Сегодня она с честью возвращается на мировые подиумы.

Следует помнить, что брошь универсальна. Она может быть использована практически на любом предмете одежды – от шарфика или шляпки и заканчивая сумочкой или даже сапогами. Брошь идеально подходит и для вечернего платья, и для прически, и для делового костюма.

Если современная модница решила стать обладательницей такого аксессуара, то она непременно выберет броши ручной работы. Ведь она будет точно знать, что такая вещь выполнена в единственном экземпляре, а значит, имеется только у нее.

  1. Показ палантинов, изготовленных самостоятельно родителями.

Элегантные палантины, выполненные из шелка, вискозы, органзы, кашемира созданы подчеркивать роскошную неоднозначность вашего образа.

 Края палантина украшаются кружевом, декоративной тесьмой, пайетками, бахромой.

Этот модный аксессуар женского гардероба гармонично дополнит образ современной женщины, следящей за своим имиджем и стремящейся всегда оставаться стильной и элегантной.

  1. Дефиле воспитанников театра моды в вязаных комплектах, украшенных помпонами.

Разноцветные, игривые, пышные помпоны хорошо смотрятся на любом вязаном изделие.

  1. Демонстрация родителями изготовленных зимних головных уборов.

Уже который сезон не покидают моду меховые головные уборы – вещь совершенно незаменимая в холодные дни. Дополнением к такому головному убору могут служить вязаные шарф и варежки.

  1. Демонстрация родителями изготовленных вязаных комплектов

Шарф – универсальный стильный аксессуар, мода на который исчисляется веками. Он может принимать различную форму и выполнять самые разные функции. Многие ли знают о том, что при помощи этой, казалось бы, простой вещи можно до неузнаваемости изменить свой облик. Так, например, повязанный вокруг шеи яркий вязаный шарф не только защитит вас от простуды, но и оживит самый обычный наряд, придав индивидуальность своему обладателю. При помощи небрежно обмотанного вокруг шеи шарфа можно придать образу утонченность. Вот почему изысканные шарфы во все времена привлекают внимание.

Кстати, модный аксессуар можно носить не только на шее и голове, но и на поясе. Причем с чем угодно. Он прекрасно смотрится как с кожей и мехом, так и с атласом и шифоном. Особенно стильно выглядит вязаный шарф в сочетании с головным убором, выполненном в одном стиле и цветовом решении. Имея в своем гардеробе такую модную и стильную вещь, как теплый вязаный шарф, вам не страшны никакие морозы.

  1. Семейные показы. Демонстрация комплектов из флиса: шапки, шарфы, варежки, гетры.

Для того чтобы придумать аксессуары для всей семьи, придется хорошо постараться. Встречайте. На подиуме – семьи! 

Давайте еще раз встретим дружными аплодисментами умелых, творческих, смелых, активных участников праздничного дефиле.

  1. Повторный общий выход родителей

Ведущий: Браво! Спасибо всем участникам подиума. Наверняка этот показ вдохновит наших зрителей на создание своих собственных аксессуаров.

Зима – холодное время года и многих волнует насущный вопрос: «Что одевать?» Свой ответ на этот вопрос даёт театр моды «Алиса».

Бело-сиреневая цветовая гамма коллекции «Блестящий дуэт», искусственный мех и весёлые помпоны составляют основу коллекции, и одновременно задают тон всему уличному наряду.

Театр моды. «Блестящий дуэт»

Ведущий: Мы продолжаем нашу зимнюю прогулку. Коллекция «Зимние забавы». Аксессуары к костюмам выполнены руками родителей.

Театр моды.  «Зимние забавы»

Ведущий: Скоро Новый год. И, по традиции, нас волнует вопрос, в чем его встречать? Каким должен быть новогодний костюм?

Правильно, яркий, веселый, блестящий и сверкающий костюм поможет создать праздничное настроение. Давайте посмотрим, какие костюмы и новогодние аксессуары приготовили родители для своих детей.

Свои первые шаги на подиуме делают самые юные участники нашего праздника. Встречайте дефиле карнавальных костюмов.

Дефиле карнавальных костюмов.

Ведущий: Браво!

Вот и подошёл к концу наш праздничный вечер, и давайте дружными аплодисментами встретим всех участников этого замечательного фэшн-шоу.

Выход всех участников под музыкальное сопровождение

Будьте яркими и модными в наступающем году, а стильные аксессуары вам в этом помогут! До новых встреч!

Приложение 2.

Конкурс манекенов для семейных команд.

        Совместный конкурс детей с родителями – конкурс манекенов проводится перед Новым годом. Основная цель конкурса – не только украсить кабинет к новогодним праздникам, но и сплотить детей и их родителей.

Цели и задачи конкурса

        Познавательная цель: приобщение детей и родителей к творчеству, создание условий для новых креативных открытий при поддержке взрослых.

        Воспитательная цель: воспитание у детей и родителей интереса к совместному проведению досуга и сотворчеству.

        Практические цели:

  • Объединение и сплочение детей и родителей, выход на новые партнёрские отношения с родителями обучающихся;
  • Оформление учебного кабинета к Новому году;
  • Знакомство с моделированием костюма методом наколки.

        Ключевые слова: сплочение, сотворчество, совместная деятельность.

Описание конкурса

        Данное мероприятие относится к серии мероприятий по сплочению детско-родительского коллектива. Входит в цикл мероприятий под названием «Мир наших увлечений».

Этапы конкурса

  1. Формирование смешанных команд.
  2. Подготовка манекенов и подбор материалов.
  3. Выполнение совместных творческих работ.
  4. Обсуждение украшенных манекенов.
  5. Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

Приложение 3.

Викторина

«Древнерусский костюм»

(Проводится по итогам проведения экскурсий по ГБОУ СПО Технологическому колледжу № 34, в музеи г. Москвы)

Цели и задачи викторины

        Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к культуре и традициям своего народа; воспитание у детей и родителей интереса к совместному проведению досуга.

        Практические цели:

  • Объединение и сплочение детей и родителей,
  • Выход на новые отношения с сетевыми партнерами;
  • Выявления усвоения знаний, полученных в ходе экскурсий.

        Ключевые слова: сплочение, совместная деятельность.

Этапы викторины

  1. Формирование смешанных команд.
  2. Ответы на вопросы.
  3. Подсчёт баллов, набранных командами.
  4. Подведение итогов викторины. Награждение команды – победителя.

1 часть викторины

Разминка

        Ведущий: Каждый день мы встречаемся с одеждой разного стиля.
А каким был костюм у наших предков, в Древней Руси? Пусть дети вспомнят, что они узнали на экскурсиях, посвящённых русскому народному костюму, а родители им в этом помогут.

        Вопросы:        

  1. В древности по наряду девушки легко было определить, совершеннолетняя она или нет, можно ли свататься. А вот замужем она или нет – об этом можно было догадаться глядя на… (Головной убор).

  1. Одним из важнейших элементов костюма являлся пояс. Появиться неподпоясанным считалось неприличным для мужчины и совершенно невозможным для женщины. Чем отличались мужские и женские пояса?
    (
    Женские пояса были матерчатыми, а мужские – кожаными).

  1. Ткани и нитки для вышивки окрашивались при помощи натуральных красителей. Известно, что корни дикого калгана давали синий цвет, луковая шелуха – коричневый. А какой цвет давал сабельник?
    (
    Красный).

  1. Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только... (Большей длиной).

  1. Что такое сермяга? (Домотканая шерсть грубой выделки).

  1. Для чего мужчины в возрасте, в отличие от молодых, препоясывали рубаху ниже, делая выпуск? (Для того, чтобы казаться полнее).

  1. Верхняя женская одежда в Древней Руси шилась из тяжелых тканей на подкладке, что придавало походке... (Плавность).

  1. Как называлась единственная приталенная одежда русских женщин?
    (
    Шугай).

  1. Что такое свита? (Одежда, надевавшаяся через голову).

  1. Что такое летник? (Накладная одежда длиной до пят, сильно расширенная книзу).

2 часть викторины

Выбери правильный ответ

        Ведущий: А теперь вам предлагается из перечисленных ответов выбрать правильный.

  1. Что из перечисленного не является головным убором?

     1) ферязь; 2) кика; 3) боярка; 4) кокошник.

Комментарий. Ферязь – старинная распашная одежда с накладными петлями-застёжками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде и в одежде стрельцов.

  1. Назовите непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси.

    1) телогрея;    2) кафтан;   3) кушак;  4) портки.


Комментарий. Непременным атрибутом женской и мужской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. Однако пояс – это не только украшение, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

  1. Как назывались простые туфли, которые изготавливались из мягкой кожи?
  1. онучи; 2) сабо; 3) чуни; 4) поршни.

Комментарий. Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из цельного куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали.

3 часть викторины

Вопросы по теме «Русский народный костюм»

  1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена? (Рубаха)
  2. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка)
  3. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея)
  4. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы? (Кокошник)
  5. Как называлось широкое и длинное одеяние монаха или священника? (Ряса)
  6. Как в Древней Руси называлась одним словом вся одежда – и мужская, и женская? (Порты)
  7. Как назывался высокий стоячий воротник нарядной мужской одежды? (Козырь)

Приложение 4.

Планирование познавательных и социокультурных мероприятий

в рамках Программы «Мир наших увлечений»

Дата

Примерная тематика мероприятия

сентябрь - ноябрь

Мастер-классы для обучающихся по темам «Оригинальные аксессуары», «Стильный образ», «Использование нетрадиционных материалов при изготовлении костюма» и т.д.

сентябрь - ноябрь

Экскурсии в музеи, посещение выставок.

ноябрь

Познавательно-развлекательная программа для обучающихся и их родителей «Барыня-сударыня».

декабрь

Конкурс манекенов для семейных команд.

декабрь

Праздничное фэшн-шоу «Новогодний подиум».

февраль

Конкурс Арт-парад «Похвастушки швейные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступеньки". "Творческий труд"

Рабочая программа  «Творческий труд» составлена на основании программы обучения  учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, С...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"

АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)

Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Звёздные глубины Вселенной"

Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.Именно в летний период происходит полноценное оздоровление детей как физически, так и творчес...