Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев на 1 курсе

    Французова Олеся Александровна

    В докладе представлен анализ особенностей психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на 1 курсе по плану:

    1. Особенности прохождения процесса адаптации суворовцев в училище по результатам социально-психологических исследований.
    2. Основные затруднения в процессе адаптации суворовцев 1 курса.
    3.  Рекомендации по оптимизации взаимоотношений участников педагогического  процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
    Министерства обороны Российской Федерации»

    Описание: Описание: Эмблема ТвСВУ

    Выступление на заседании педагогического совещания 1 курса  «Итоги адаптационного периода обучающихся 1 курса»

    по теме:

    «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 1 КУРСЕ»

                                                                    Выполнила:

    канд. психол. наук,

     педагог-психолог учебного отдела

    Французова О.А.

    Тверь 2015

    СЛАЙД 1

    Цель выступления: рассмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на 1 курсе

    СЛАЙД 2

    Задачи:         

    1. Информировать об особенностях прохождения процесса адаптации суворовцев в училище по результатам социально-психологических исследований.
    2. Выявить основные затруднения в процессе адаптации суворовцев 1 курса.
    3.  Разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений участников педагогического  процесса.

    СЛАЙД 3

    Методы исследования: анкеты по определению психологической готовности к обучению, степени адаптации к обучению, степени удовлетворенности суворовцев учебой и повседневной жизнью, методика «Групповой интеллектуальный тест», опрос, наблюдение, беседы.

    СЛАЙД 4

    Психолого-психологическое сопровождение направлено на помощь суворовцам в процессе их адаптации к условиям закрытого военного заведения, а также на создание условий, обеспечивающих полноценное социальное и личностное развитие каждого ребенка.

    СЛАЙД 5

    Критериями оценки успешности адаптации суворовцев к военно-профессиональному обучению могут служить:

    • преобладание позитивного психоэмоционального состояния;
    • успешность обучения;
    • стабилизация показателя общей заболеваемости;
    • отсутствие признаков отклоняющегося поведения.

    СЛАЙД 6

            Факторы, способствующие психологической адаптации:

    1. Мотивация к обучению.
    2. Уровень развития познавательных психических процессов.
    3. Личностные психологические особенности.

    СЛАЙД 7

    Мотивация к обучению. Психоэмоциональное состояние

    СЛАЙД 8

                    В результате социально-психологического исследования у большинства суворовцев 1 курса (99%, 77 сув.) выявлена психологическая готовность к обучению в ТвСВУ: преобладает позитивное психоэмоциональное состояние и желание учиться.

    У 8% (6 сув.) суворовцев наблюдается неустойчивое психоэмоциональное состояние.

     Результаты исследования показали, что у большинства суворовцев сформированы познавательные, учебные и профессиональные мотивы.

            

    Рисунок. 1. Мотивы поступления суворовцев  

    Военно-профессиональная направленность характерна для 47% суворовцев (37 сув.).  Данные воспитанники поступили в ТвСВУ, чтобы «стать военными и служить Родине». Из них для 4 суворовцев определяющим стало желание продолжить династию семьи.

    На втором месте по значимости направленность на получение хорошего образования и дальнейшее поступление в высшее учебное заведение – 27% (21 сув). Трое суворовцев ведущим мотивом поступления назвали хорошую репутацию ТвСВУ. По словам некоторых суворовцев (14%, 11 сув.), им важно «стать сильным мужчиной», получить «мужскую закалку». Малозначимые мотивы поступления: давление родителей (3%, 2 сув.) и стремление быть самостоятельным (1%, 1 сув.).

    Наибольшее влияние на решение поступить в ТвСВУ было оказано со стороны родителей – 73%, при этом в большей степени матери (46%), чем отца (27%). Также воспитанники чувствовали поддержку близких родственников: бабушки (10%), дедушки (9%),  братьев и сестер (4%). В незначительной степени оказывали влияние учителя, друзья, СМИ.

    СЛАЙД 9

    Воспитанники первого курса самостоятельно определили личностные качества, которыми должен обладать суворовец для успешного обучения в училище (рис.2).

    Рис.2. Рейтинг личностных качеств по мнению суворовцев (в %)

                    По мнению воспитанников, прежде всего, суворовец должен быть смелым, решительным, быстрым, храбрым, мужественным – 84% (67 сув.) опрошенных суворовцев отметили эти качества. При этом под силой воспитанники понимают как личностные качества, так и психофизиологическое состояние.  Некоторые суворовцы отдельно выделили здоровье и физическую подготовку (6%, 5 сув.).

                    На втором по значимости месте  - наличие дисциплины (60%, 48 сув.). По словам суворовцев, им необходимо быть исполнительным, внимательным, организованным, ответственным, аккуратным и старательным.

                    Для успешного обучения воспитанникам важно обладать интеллектуальными способностями, получать знания по учебным дисциплинам (56%, 46 сув.).

                    Многие воспитанники (53%, 42 сув.) отметили значимость благоприятного морально-психологического климата во взводе, проявления таких качеств как дружелюбия, отзывчивости, взаимопомощи, сплоченности, поддержки и взаимопонимания.

                    24% (19 сув.) воспитанников перечислили проявления волевых качеств: целеустремленность, уравновешенность, упорство, терпение, сдержанность, выносливость. Также была отмечена важность культуры поведения, проявление благородства, вежливости, честности (6%, 5 сув.).

    СЛАЙД 10

    Через месяц обучения суворовцам было предложено оценить различные аспекты жизни и учебы в училище. По результатам анкетирования большинству воспитанников (96%) в целом нравится в училище, за исключением троих суворовцев. Наиболее типичен ответ: «Мне здесь нравится, но я скучаю по родителям».

    Рис. 3. Отношение к жизни в училище.

    СЛАЙД 11

    Воспитанники отметили хороший офицерский и преподавательский состав (54%) и интересную учебу (48%), затем дисциплину и возможность в будущем стать военным (45%), дружный суворовский коллектив (38%), наличие возможности заниматься в различных секциях (30%).

    «Больше всего в училище мне нравиться:  »

    СЛАЙД 12

    Учебные предметы, вызывающие наибольший интерес: математика, физкультура, информатика и иностранный язык. О дополнительной помощи преподавателей во время самоподготовки  попросили 17 воспитанников.

    СЛАЙД 13

    Большая часть суворовцев отметили, что нет препятствий для усваивания знаний в полном объеме. Однако 17% (12 сув.) опрошенных воспитанников  отметили слабую волевую регуляцию (лень), 16% (11 сув.) свою невнимательность и частую отвлекаемость, 12% (8 сув.) непрочные знания, полученные в начальной школе.

    Все суворовцы высоко оценили качество питания.

    Но, к сожалению, многие воспитанники не высыпаются – 35% (28 сув), что отрицательно сказывается на психоэмоциональном состоянии, физических и интеллектуальных способностях, может привести к межличностным конфликтам, низкой успеваемости и заболеваниям. Суворовцам мешают засыпать вовремя их однокурсники, а также собственные переживания. Высока доля суворовцев 37% (29 сув.), которые отметили, что по вечерам им скучно и нечем заняться.

    СЛАЙД 14

    Основные затруднения в процессе адаптации суворовцев, связанные с мотивационной сферой и психоэмоциональным состоянием:

    • желание обучаться в училище сочетается у многих воспитанников с направленностью достигнуть поставленные цели без приложения достаточных для этого усилий;
    • трудности, связанные с неустойчивым  психоэмоциональным состоянием, адаптации к условиям обучения и режиму дня, недостатком общения с родными и близкими;
    • трудности в процессе адаптации в связи с деструктивными взаимоотношениями с однокурссниками;
    • трудности воспитанников со сложной семейной ситуацией;
    • дезадаптация в силу низкой учебной мотивации.

    СЛАЙД  15

    Общий интеллектуальный уровень

    Важнейшим фактором успешности обучения является общий интеллектуальный уровень.

    СЛАЙД 16

            Как показали результаты исследования,  преобладает средний уровень интеллектуального развития – у 55% (42 сув.);  для 16% (12 сув.) низкий уровень, для 13% (10 сув.) ниже нормы; 16% (12 сув.) воспитанников отличаются высокими показателями ОИУ.

    Рис. 4 Показатели общего интеллектуального уровня воспитанников.

    СЛАЙД 17

    Анализ показателей ОИУ по отдельным субтестам свидетельствует о наличие сформированности у большинства суворовцев следующих  познавательных действий:

    •  оперативное соотнесение цифровых и знаковых взаимосвязей;
    •  скоростное выполнение простой умственной работы;
    •  оперирование символами;
    •  умение мыслить по аналогии.

    СЛАЙД 18

    Основные причины затруднений, связанные с интеллектуальным развитием воспитанников:

    • недостаточно сформированы математические действия;
    • низкие темповые характеристики определенных познавательных процессов;
    • недостаточное владение умственными операциями по установлению логических взаимосвязей.

    СЛАЙД 19

    Воспитанникам было предложено охарактеризовать обстановку во взводе. Большая часть воспитанников считает, что во взводе доброжелательная атмосфера, присутствует доверие и взаимопомощь (34%, 26 сув.). 32% (22 сув.) воспитанников считают, что обстановка комфортная, идет процесс привыкания друг к другу. 10% (7 сув.) воспитанников считают, что обстановка безразличная, каждый сам за себя.

    Конфликтные ситуации происходят между суворовцами, основными причинами которых является нарушение дисциплины и агрессивное поведение отдельных воспитанников. О наличие серьезных конфликтных ситуаций между воспитанниками и преподавателями, а также между ними и воспитателями, суворовцы не сообщали.

    Хочется отметить, что  большинство суворовцев обратятся в трудную минуту к своему офицеру-воспитателю. По мнению суворовцев, воспитатели требовательные, ответственные, справедливые, сдержанные и при этом проявляющие доброжелательность, отзывчивость и понимание.

    СЛАЙД 20

    Основные затруднения в поведении воспитанников

    • нарушения дисциплины, вызванные завышенной самооценкой и стремлением  к достижению социального статуса во взводе;
    • публичные оскорбления суворовцами друг друга в ходе межличностного общения;
    • импульсивность некоторых воспитанников.

    СЛАЙД 21

            Особенности работы педагога-психолога 1 курса по развитию адаптивных способностей суворовцев

    В ходе психологической диагностики происходит изучение индивидуальных психологических особенностей суворовцев; выявление психологических причин нарушений в обучении, развитии, причин социальной дезадаптации; выявление внутригруппового статуса во взводе и социальной роли воспитанников.

    Для помощи суворовцам в процессе адаптации была разработана программа «Учись учиться», направленная на содействие формированию УУД как способности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Она включает в себя 4 блока, направленные на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. В первой четверти проводится работа по формированию учебных, познавательных и социальных мотивов; адекватной самооценки; умения осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации, корректировать свое поведение на основе моральных норм; формированию позитивной жизненной установки.

    Тематические психологические часы также направлены на помощь воспитанникам. На данный момент были проведены  два часа по темам: «Как лучше запоминать? Как быть внимательным?» и «Сквернословие».

    Созданы две группы динамического наблюдения, с которыми проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Проводятся занятия в комнате психологической разгрузки. Осуществляется индивидуальное консультирование с суворовцами, родителями, воспитателями и преподавателями.

    СЛАЙД 22

            Рекомендации по  совершенствованию психолого-педагогической поддержки  первокурсников в период адаптации

            С учетом полученных результатов социально-психологического исследования были разработаны следующие рекомендации преподавателям и воспитателям.

    СЛАЙД 23

            Рекомендации преподавателям

    1. Содействовать формированию положительной мотивации к обучению в училище,  формированию учебных, познавательных и социальных мотивов.
    2. Привлекать суворовцев с высоким уровнем интеллекта к участию в олимпиадах, конкурсах, активизировать их влияние во взводе.
    3. Осуществлять дополнительную помощь суворовцам, нуждающимся в помощи во время самоподготовки.
    4. Своевременно выявлять трудности, связанные с усвоением нового учебного материала отдельными суворовцами, осуществлять взаимодействие с педагогом-психологом кура по решение проблемных ситуаций, связанных с их обучением.
    5. Педагогу-организатору привлекать к участию в мероприятиях воспитанников, не пользующихся авторитетом во взводе.

            СЛАЙД 24

            Рекомендации воспитателям

    1. Создавать спокойную и доброжелательную обстановку во взводе, формированию благоприятного морально-психологического климата во взводах, развитию умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками, находить оптимальные способы преодоления затруднительных ситуаций.
    2. Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха не соответствовать требованиям училища, оказывая эмоциональную поддержку воспитанникам.
    3. В вечернее время использовать музыкальное сопровождение для снятия психологической напряженности у воспитанников и более быстрому засыпанию.
    4. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учётом  психофизиологических, возрастных и личностных особенностей воспитанников.
    5. Следить за своими поступками, показывая воспитаннику личный положительный пример.

            СЛАЙД 25

    1. Поощрять проявление самостоятельности и активности воспитанников с высокими показателями уровня общего интеллектуального уровня, активизировать их влияние во взводе.
    2. Оказывать дополнительную помощь суворовцам с низким уровнем интеллектуального развития в процессе выполнения самоподготовки, выражающуюся в контроле при проверке выполнения задания.
    3. Предъявляя воспитаннику требования, учитывать его возможности, определить круг интересов, в котором воспитанник будет наиболее успешен, направить его энергию в положительное русло.

    СЛАЙД 26

            Следует отметить, что только совместная работа всего коллектива курса позволит достичь устойчивые положительные результаты.

    Спасибо за внимание.

    15.10.2014

    Педагог-психолог                                                             О.А. Французова


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 1 КУРСЕ канд.псих.наук , педагог-психолог Французова О.А. Тверь 2014

    Слайд 2

    Цель : рассмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на 1 курсе Задачи : Информировать об особенностях прохождения процесса адаптации суворовцев в училище по результатам социально-психологических исследований. Выявить основные затруднения в процессе адаптации суворовцев 1 курса. Разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений участников педагогического процесса.

    Слайд 3

    Методы исследования: анкеты по определению психологической готовности к обучению, степени адаптации к обучению, степени удовлетворенности суворовцев учебой и повседневной жизнью, методика «Групповой интеллектуальный тест », опрос , наблюдение, беседы.

    Слайд 4

    Психолого-психологическое сопровождение направлено на помощь суворовцам в процессе их адаптации к условиям закрытого военного заведения, а также на создание условий, обеспечивающих полноценное социальное и личностное развитие каждого ребенка.

    Слайд 5

    Критериями оценки успешности адаптации суворовцев к военно-профессиональному обучению могут служить: преобладание у воспитанников позитивного психоэмоционального состояния; успешность обучения; стабилизация показателя общей заболеваемости; отсутствие признаков отклоняющегося поведения.

    Слайд 6

    Факторы, способствующие психологической адаптации Мотивация к обучению. Уровень развития познавательных процессов. Личностные психологические особенности.

    Слайд 7

    1. Мотивация к обучению. Психоэмоциональное состояние.

    Слайд 8

    Рисунок. 1. Мотивы поступления суворовцев

    Слайд 9

    Рис.2. Рейтинг личностных качеств по мнению суворовцев

    Слайд 10

    Рис. 3. Отношение к обучению и жизни в училище. «Мне здесь нравится, но я скучаю по родителям»

    Слайд 11

    « Больше всего в училище мне нравиться: »

    Слайд 12

    Учебные дисциплины, вызывающие наибольший интерес : математика, физкультура, информатика, иностранный язык. Наибольшую сложность в изучении вызывают дисциплины: ОБЖ, русский язык, иностранный язык, технология. О дополнительной помощи преподавателей во время самоподготовки попросили 17 воспитанников.

    Слайд 13

    « Что мешает усваивать знания? »

    Слайд 14

    Основные затруднения в процессе адаптации суворовцев, связанные с мотивационной сферой и психоэмоциональным состоянием: желание обучаться в училище сочетается у многих воспитанников с направленностью достигнуть поставленные цели без приложения достаточных для этого усилий; трудности, связанные с неустойчивым психоэмоциональным состоянием, адаптацией к условиям обучения и режиму дня, недостатком общения с родными и близкими; трудности в процессе адаптации в связи с деструктивными взаимоотношениями во взводе; трудности воспитанников со сложной семейной ситуацией: ( без попечения родителей); дезадаптация в силу низкой учебной мотивации.

    Слайд 15

    2. Общий интеллектуальный уровень

    Слайд 16

    Рис. 4 Показатели общего интеллектуального уровня воспитанников.

    Слайд 17

    С формированы познавательные действия: оперативное соотнесение цифровых и знаковых взаимосвязей; скоростное выполнение простой умственной работы; оперирование символами; умение мыслить по аналогии.

    Слайд 18

    Основные причины затруднений, связанные с интеллектуальным развитием воспитанников: недостаточно сформированы математические действия; низкие темповые характеристики познавательных процессов; недостаточное владение умственными операциями по установлению логических взаимосвязей.

    Слайд 19

    3. Взаимоотношения во взводе

    Слайд 20

    Основные затруднения в поведении воспитанников нарушения дисциплины, вызванные завышенной самооценкой и стремлением к достижению социального статуса во взводе; публичные оскорбления суворовцами друг друга в ходе межличностного общения; импульсивность некоторых воспитанников.

    Слайд 21

    4. Рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической поддержки первокурсников в период адаптации

    Слайд 22

    Рекомендации преподавателям Содействовать формированию положительной мотивации к обучению в училище, формированию учебных, познавательных и социальных мотивов. Привлекать суворовцев с высоким уровнем интеллекта к участию в олимпиадах, конкурсах, активизировать их влияние во взводе. Осуществлять дополнительную помощь суворовцам, нуждающимся в помощи во время самоподготовки. Своевременно выявлять трудности, связанные с усвоением нового учебного материала отдельными суворовцами, осуществлять взаимодействие с педагогом-психологом кура по решение проблемных ситуаций, связанных с их обучением. Педагогу-организатору привлекать к участию в мероприятиях воспитанников, не пользующихся авторитетом во взводе.

    Слайд 23

    Рекомендации воспитателям Создавать спокойную и доброжелательную обстановку во взводе, формировать благоприятный морально-психологический климат во взводах. Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха не соответствовать требованиям училища, оказывая эмоциональную поддержку воспитанникам. В вечернее время использовать музыкальное сопровождение для снятия психологической напряженности у воспитанников и более быстрому засыпанию. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учётом психофизиологических, возрастных и личностных особенностей воспитанников. Следить за своими поступками, показывая воспитаннику личный положительный пример.

    Слайд 24

    6. Поощрять проявление самостоятельности и активности воспитанников с высокими показателями уровня общего интеллектуального уровня, активизировать их влияние во взводе. 7. Оказывать дополнительную помощь суворовцам с низким уровнем интеллектуального развития в процессе выполнения самоподготовки, выражающуюся в контроле при проверке выполнения задания. 8. Предъявляя воспитаннику требования, учитывать его возможности, определить круг интересов, в котором воспитанник будет наиболее успешен, направить его энергию в положительное русло.

    Слайд 25

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени

    Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...

    Психолого-педагогические особенности использования ТСО на уроках английского языка

    Использование технических средств обучения на уроках английского языка большую роль в повышении интереса учащихся к занятиям иностранных языков...

    Технологические карты по темам, изучаемым на 1 курсе учреждений НПО. Учебная дисциплина - русский язык и литература

    Один из современных подходов к оцениванию образовательных результатов - рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса. ...

    Контрольные тестовые задания для проведения срезов знаний по дисциплине "Литература" на 1 курсе СПО/НПО (10-11 классы)

                 Тестовые задания по дисциплине "Русский языки литература» подготовлены для проведения контрольных срезов знаний в начале, середине и конце учебно...

    Методика изучения тригонометрии на 1 курсе НПО "Энгельсского политехникума"

    Тригонометрия традиционно является одной из важнейших составных частей школьного курса математики, представляет собой его целостный и самостоятельный раздел. Это подтверждается наличием значительного ...

    «Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

    В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    С каждым годом здоровье учеников становится все хуже и хуже. Поэтому школа по сегодняшний день продолжает возлагать на плечи учеников определённый круг обязанностей, ожидая жизнерадостное и охотное их...