Обмен опытом "Моя педагогическая находка"
статья на тему

Башурова Инна Николаевна

Обмен опытом "Моя педагогическая находка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 пгт. Амазар

Могочинского района Забайкальского края

«Моя педагогическая находка»

Учитель математики Башурова

Инна Николаевна

2017 г.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Новое время предъявляет новые требования к выпускнику средней общеобразовательной школы – качество знаний выпускника. Это одна из основных задач, декларируемых Концепцией Российского Образования.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Успех развития школьника достигается, конечно, на уроке, когда учитель остается один на один со своими учениками.  И именно от умения учителя зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.

Поэтому, считаю своей важнейшей задачей правильно организовывать учебный процесс на своих уроках, т. к. это является одним из способов повышения качества знаний обучающихся. Но добиться выполнения новых требований невозможно, если относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратить его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ИКТ – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Я не ставлю перед собой задачу найти ту единственную технологию, которая помогла бы решить данную проблему. Применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает профессиональный уровень учителя, дают желаемый результат по повышению качества образования, повысить мотивацию к обучению и развитию. Опираясь на свой опыт работы, думаю, что продуктивный результат можно получить, используя в комплексе различные педагогические технологии. Своей педагогической находкой считаю использование сочетаний многими учителями любимой, в том числе и мной, проблемной технологии с элементами тех или иных технологий, например: 1) проблемную (создание проблемной ситуации, из которой ученики находят выход путем применения новых знаний), использование ИКТ-технологий; 2) проблемную и выполнение небольшой (несколько минут) исследовательской работы; 3) проблемную и игровую технологию (особенно эффективно в 5-6-х классах, хотя старшеклассники тоже порой не прочь поиграть) и т. д. И обязательно – здоровьесберегающую (физкультминутки, разного рода разминки, строгая дозировка домашнего задания, смена вида деятельности).

Почему особое внимание уделяю именно проблемной технологии?

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Данное высказывание А. Дистервега, на мой взгляд соответствует выбранной технологии.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её?

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает технология проблемного обучения – привлечение учащихся к разрешению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов.

            Проблемное обучение – система методов и средств обучения, когда усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учащимися.

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения присутствуют в учении Сократа, на это указывал К. Д. Ушинский: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещённых сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примеряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков является отрыв заученных учащимися теоретических знаний от умения применить их на практике.


Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: 
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми. Ведь математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы.

Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

Проблемная ситуация можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. 

Использование мной проблемных ситуаций на уроках математики

  1.  Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

Пример №1. Тема «Длина окружности»( 6 класс)

Ещё древние греки находили длину окружности по формуле  ?

d - это диаметр окружности.

Вопрос: а что же такое ?

Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.

Выдать детям модели цилиндров. Опоясать цилиндр ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности цилиндра. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.

№ опыта

С - длина окружности (см)

 – диаметр цилиндра (см)

Измерьте диаметр цилиндра, стакана линейкой. Данные занесите в таблицу. Найдите значение , как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.

 - это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.

 =3,1415926…

Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «Это я знаю и помню прекрасно» или «Нужно только постараться и запомнить всё как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть!»

Как правило, при изучении темы «Длина окружности» в 9-м классе, ученики вспоминают материал, который изучался ими в 6-м классе.

  1. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение

Пример №1. Тема «Площадь трапеции». (8 класс)

При выводе формулы для вычисления площади трапеции предлагаю учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. 
Ребята предлагают различные способы: 
а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников; 
б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников; 
в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника. 

  1. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Пример №1. Тема «Объём прямой призмы» (11 класс)

Творческое домашнее задание: ваш класс является неким конструкторским бюро. Ученики класса выступают в роли дизайнеров, которым необходимо создать красочные упаковки для подарков в виде многогранников.

Вопрос: какие многогранники вы выбрали для своих идей и почему?

Предполагаемые ответы учащихся: это разные виды призм; они удобны, устойчивы, для экономии пространства и т. п.

Вопрос учителя: Внимательно посмотрите на свои модели, какие это призмы? (прямые). А какую еще важную характеристику при изготовлении подарочной упаковки мы должны обязательно учитывать? (объем). Мы с вами заговорили о таком многограннике, как призма. Сможем мы найти площадь призмы? (да). А вычислить ее объем? (только для призмы, в основании которой прямоугольный треугольник или если это параллелепипед).

На данном уроке применяю интерактивную доску. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями. Сначала ученики пытаются самостоятельно выполнить необходимый чертеж к задаче в тетрадях (для развития пространственного воображения), потом проверяем посредством доски, проецируя на нее рисунок (так называемая заготовка будущего чертежа). Очень удобно выполнять дополнительные построения на такой доске обычным маркером, делать нужные надписи на чертеже и выноски к нему, а также удалять их с помощью обычной губки.

  1. Создание проблемных ситуаций с применением интеллект-карт

 Пример №1. Тема «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» (5 класс)

Создание проблемной ситуации путем обсуждения: «Можно ли сравнить…? Что для вас значит: сравнить? Как можно сравнить? И т. п.» Подводит к понятию сравнения дробей. При этом ученики выполняют задание учителя: рисуют праздничный пирог (в центре листа), делят его на количество гостей (например, на 8 частей). Первому гостю – 1 часть, второму – 3 части, третьему – 2 части, четвертому – 2 части. Это может выглядеть так:

Мише – 1/8                                                                      Маше – 2/8

       Саше – 3/8                                                                          Кате – 2/8

После выполненной работы ученикам довольно легко самим сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Кстати, интеллект-карты мне особенно нравиться применять при обобщении изученной темы.

  1. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Пример №1. Тема «Квадратные уравнения», 8-й класс.

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары звучит так:  

Обезьянок резвых стая,

Власть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась,

А двенадцать по лианам

Стали прыгать, повисая…

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне в этой стае?

Решение:

                     – 64х + 768 = 0

                   

Пример №2. Тема «Сумма первых n членов геометрической прогрессии» (9 класс)

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны различные придания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений.

Индийский царь Шерам призвал к себе изобретателя шахмат ученого Сету и предложил, чтобы он сам выбрал себе награду за создание интересной и мудрой игры. Царя изумила скромность просьбы, услышанной им от изобретателя: тот попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2, за третью – еще в 2 раза больше, т.е. 4, за четвертую – еще в 2 раза больше и т.д. Много ли зерна получил ученый Сету? В итоге общее число зерен на 64 клетках шахматной доски составило число 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615). Если бы царю удалось засеять пшеницей всю поверхность Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктидой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, за 5 лет он смог бы рассчитаться.

Такие занимательные, старинные задачи, порой с элементами парадоксальности, очень нравятся ребятам.

Таких примеров на использование сочетания разных технологий можно приводить множество.

Кроме того, своей педагогической находкой также могу считать использование различных форм работы с учащимися, которое помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь известно, что лучший вид отдыха – смена деятельности. В рамках современной школы каждый урок характеризуется высокой интенсивностью и требует от учеников высокой концентрации внимания, нервно-эмоционального напряжения. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана еще нагрузкой: необходимостью выполнения большого количества тренировочных упражнений. В связи с этим я, во избежание однообразия на своих уроках, меняю виды деятельности. Опыт показывает, что использование различных видов деятельности влияет на уровень работоспособности учащихся. Ученики более активны и заинтересованы в работе. Особенно это касается таких учеников, у которых слабые мыслительные и интеллектуальные способности, рассеяны, плохо развито логическое мышление, не могут выполнять однотипную работу. Это делает урок более продуктивным, насыщенным, интересным, мотивация у учащихся выше.

Результатом своей работы в общеобразовательном учреждении считаю качество обученности учащихся, результаты сдачи ГИА и ЕГЭ (см мониторинг в приложении. Учениками МОУ СОШ № 102 являются ученики с литерой 11А).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Мои педагогические находки

Временное содержаниеШигърияттә Туфан эзләреАчык сандык янында...

мои педагогические находки

представление опыта работы...

Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»

Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...

Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...

эссе мои педагогические находки

мои педагогические находки...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться для детей старшей группы в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019"...