Использование модульной технологии на уроках биологии
статья на тему

Баранова Татьяна Ивановна

Одной из новых педагогических технологий является модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский  и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modulnoy.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

                     Использование модульной                        

                 технологии на уроках биологии.      

Одной из новых педагогических технологий является модульное обучение. Авторами модульной технологии являются И. Б. Сенновский  и О.Ю.Бурцева. В своей работе я использую элементы данной технологии.

           Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем понимается целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами- это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиции его деятельности- что нужно сделать, чтобы научиться. Модуль- это не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым отдельным учеником.

             Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и учеников;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • возможность работы учащихся в парах, группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • раннее предъявление результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

               Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ( УЭ) и определение цели каждого из них;
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составление модуля данного урока;
  • подготовка необходимого количества копий текста урока ( для каждого ученика или один на парту)

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много ( максимальное количество-7), но обязательны следующие:

                УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

                 УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом.

                УЭ-2- отработка учебного материала.

                УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию ( оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).  

                В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся - чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля  вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.

               Далее  каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.

                 Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.

                  После этого - отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля- само- и взаимоконтроль.

                  Заканчивается модульное занятие экспертным контролем ( контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль- это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.

                  На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

Приложение Урок в 8 классе «Строение и функции органов дыхания»

                   На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.

               

 

               

                      Урок биологии в 8 классе.

Тема «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.

№ учебн. элемента

         

        Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий. Оценка

УЭ-0

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать о значении дыхания,  отличии внешнего дыхания от внутреннего,  строении органов дыхания; уметь объяснять механизм газообмена в легких и тканях; развивать учебные умения (самостоятельно работать с текстом и практические навыки работы с приборами)

Познакомьтесь с целью урока

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

  1. Прочтите высказывание римского поэта Овидия:  «Пока живу- надеюсь» и врача древней Греции Гиппократа «Воздух –пастбище жизни».
  2. Подумайте, почему воздух-« условие и первопричина жизни»
  3. Запишите в тетради дату, тему урока и выполните тестовую работу по теме «Дыхание», используя знания из предыдущих курсов биологии.
  4. Оцените свою работу. Правильные ответы и критерии оценок найдете на доске.

Мотивация урока

Объясните, используя имеющиеся знания.

Работайте самостоятельно

За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка ---------

УЭ-2

Цель: определить значение дыхания и этапы дыхания

1 Поясните схему на доске:

Органические вещества + кислород ⇒энергия + вода + углекислый газ.

 Ответьте на вопросы:

--Какое значение для организма имеет распад и окисление органических веществ?

--Почему «Жизнь- это горение?»

2. Сформулируйте свое определение дыхания.

Оцените свою работу по 5-бальной системе.

Работайте самостоятельно

Обсудите вопросы в парах и дайте ответ.

 

Запишите в тетрадь определение, данное учителем.

Ваша оценка-----------

УЭ-3

Цель: определить взаимосвязь строения и функции органов дыхания

  1. Пользуясь рис.№52 на 102 стр. и дидактической карточкой. Назовите воздухоносные пути.
  2. Найдите в тексте учебника на 101 странице ответы на вопросы:

--Почему правильно дышать носом во время бега на холоде?

--Чем объяснить слабость сосудов капилляров?

3.Рассмотрите интерактивную модель гортани. Найдите голосовые связки.

  1. Прослушайте рассказ учителя о формировании голоса и речи.
  2. Подумайте, как влияют сигаретный дым, алкоголь, простуда на голосовые связки
  3. Заполните дома самостоятельно таблицу:

Название органа        строение           функции

Работайте самостоятельно

Вывод используйте на уроках физкультуры

Запишите в тетрадь: лизоцим- вещество, обеззараживаюшее микробы в слизистой носа. На 1 куб. см находится 150 желез.

Обсудите в парах и сделайте вывод для себя.

Перечертите таблицу в тетрадь.

УЭ-4

Цель: провести динамическую паузу. Познакомиться с упражнениями на грудное и брюшное дыхание.

  1. Выполняйте упражнения под руководством физорга.
  2. Какие группы мышц задействованы в работе?

Делайте предложенные упражнения  дома во время подготовки домашних заданий.

УЭ-5

Цель: изучить строение легких и механизм газообмена в легких и тканях.

  1. Выпишите в тетрадь новые слова из 103 стр.

альвеолы, легочная, пристеночная плевра, плевральная жидкость и объясните их смысл.

  1. Примите участие в выполнении упражнений на тренажере.
  2. Решите биологическую задачу: в больницу попал больной, у которого с двух сторон была повреждена грудная клетка, а легкие целы. Через некоторое время больной умер от удушья. Какую доврачебную помощь ему необходимо было оказать?
  3. Используя интерактивную доску, изучите механизм газообмена в легких и тканях
  4. Ответьте на вопросы:

--В результате какого физического закона воздух свободно проходит через стенки альвеол и капилляров?

--Что такое оксигемоглобин?

--Сколько атомов кислорода переносит молекула гемоглобина?

  1. Оцените свою работу по 5- бальной системе.

Выполняйте самостоятельно

Работайте фронтально.

Подумайте, какую роль играет отрицательное давление?

Внимательно смотрите и осмысливайте

Работайте в парах. Вспомните кровеносную систему.

Ваша оценка--------

УЭ-6

Цель: выполнить лабораторную работу.

Определить состав выдыхаемого воздуха

  1. Прочитайте инструктивную карточку на 105 странице.
  2. Выполните предлагаемое задание.
  3. Объясните, почему помутнела известковая вода?

Работайте в группах по рядам.

УЭ-7

Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.

1.Выберите из предложенных суждений пра вильные

     

   

     2.Проверьте себя  

     3.Оцените себя

  1. Суммируйте набранные вами баллы за урок.

        Критерии оценок:  «5»--26-27 баллов

                                         «4»-- 21-25 баллов

                                         «3»-- 15-20баллов

                                        «2»-- меньше 15 баллов

5. Домашнее задание:§ 25-26, заполнить таблицу, объяснить понятия урока.

НА «5» решить биологическую задачу:

Для образования яичной скорлупы необходим углерод крови курицы. Замечено, что в холодное время года толщина стенки скорлупы несколько толще,  чем летом. Как можно объяснить данный факт?

Индивидуальное задание: изготовить модель Дондерса

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Выполняйте самостоятельно

Работайте по вариантам:

I-вариант –нечетные задания

II вариант- четные задания

Прочитайте на доске номера правильных суждений.

 За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Ваша оценка за урок --------

Обобщающий урок по теме

«Учение об эволюции»  9 класс

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выпол-

нению заданий

УЭ-0

Цель урока: в процессе овладения содержанием модуля вы повторите учебный материал темы «Учение об эволюции»; будете развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроль.

Внимательно прочитайте цель урока. Ознакомитесь со структурой урока (1 мин.). Задайте вопросы.

УЭ-1

I. Цель: повторить основные ключевые вопросы темы.

  1. Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие эволюционного учения.
  2. Главные выводы эволюционной теории  Дарвина. Назовите труды Дарвина.
  3. Какие вы знаете элементарные факторы эволюции?
  4. Какие критерии используют для характеристики вида?
  5. Н И Северцов разработал идею о путях и направлениях эволюции. Назовите направления эволюции.

1.Запишите число, тему

урока. Поставьте номер варианта. Римскими цифрами отмечайте этапы урока.

 Работайте  устно фронтально. За каждый данный вами полный ответ получаете 2 бала. Успеха в работе!

( время 10 мин.)

УЭ-2

II.Цель: повторить основные термины темы.

1. Из перечня определений выбери подходящее по смыслу:

              I вариант

1.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах------

2. Основная структурная единица в системе живых организмов-------

 3. Колебания численности особей внутри популяции-------

                II вариант

1. Крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации-----

2. Элементарная единица эволюции------

3. Расхождение признаков организмов внутри популяции----

        Понятия:    

                а) идиоадаптация

                б) дивергенция

                в) вид

                г) волны численности

                д) дегенерация

                е) ароморфоз

                ж) популяция

                 з) макроэволюция

                 и) эволюция

2. Дай определение понятиям:

                  I вариант

    Вид

    Борьба за существование

                  II вариант

    Популяция

    Естественный отбор

Выполните задание письменно по вариантам.

О каком понятии идет речь? Из перечня терминов выберите верные. Рядом с цифрой вопроса поставьте соответствующую букву ответа. (Время 10 мин.)

Запишите определение в тетрадь.

УЭ-3

III Цель: проверить знания систематических категорий.

1. Расположите в определенной иерархии группы животных разных таксонов:

                   I вариант

Домовая мышь. Грызуны. Млекопитающие. Мышиные. Хордовые. Эукариоты. Животные. Мышь.

                   II вариант

Бурый медведь. Млекопитающие. Хордовые. Медведь. Медвежьи. Хищные. Животные. Эукариоты.

Работайте по вариантам. Запишите таксоны в порядке возрастания.

(Время ответа 7 мин).

УЭ-4

IV Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу « Движущие силы эволюции».

  1. Выпишите номера предложений, соответствующих вопросу задания:

  I вариант – внутривидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями.

  II вариант – межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями.

Вопрос: Почему одуванчик не может занять весь земной шар?

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы.
  2. Плодами питаются многие птицы.
  3. Всходами питаются травоядные животные
  4. Топчут машины, люди, тракторы.
  5. Мешают другие более высокие растения.
  6. Одуванчики вытесняют друг друга.
  7. Семена погибают в Антарктиде, пустыне, скалах.
  8. Семена погибают и в средней полосе, если попадают в неблагоприятные условия.
  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи.
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Выполните задания по вариантам. Будьте внимательны. Время ограничено (5мин.).

УЭ-5

 V Цель: проверить степень усвоения знаний по вопросу «Направления эволюции».

I вариант – назовите 4 ароморфозные черты рептилий.

II вариант – назовите 4 идиоадаптационные черты млекопитающих.

Выполните самостоятельно. Время ограничено (5 мин.).

УЭ-6

Цель: подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока. На сколько успешно вы справились с заданием? Оцените свои знания.
  2. Сдайте тетради на проверку учителю.

  1. Если вы испытали серьезные затруднения, проработайте материал модуля еще раз.

.

Индивидуально

(1мин.)

Вашу работу оценит учитель.

Не забывайте, что можете получить индивидуальную консультацию у учителя.

УЭ-7

Домашнее задание:

Повторить 8 кл. Систематическое положение человека. Индивидуально на «5» «Мифы и легенды о происхождении человека»

    Благодарю за сотрудничество!

Ответ можете найти в рабочей тетради за 8 класс

 ( 1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Новая парадигма образования состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консульт...

Использование модульной технологии на уроках биологии

         Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...

Использование модульной технологии на уроках биологии

         Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...

Использование модульной технологии на уроках химии в 10 классе по теме : «Непредельные углеводороды»

В условиях реализации личностно ориентированной концепцииобучения возникла необходимость внедрения развивающихпедагогических технологий, одна из которых -проблено-модульноеобучение....

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование модульных технологий на уроках географии

- Что же такое модульная технология?- Что такое модуль?- Какова роль учителя на таком уроке?- Каковы действия учащихся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представляю Вашему вниманию методические материалы по теме: "Использование модульного обучения на уроках биологии в средней общеобразовательной школе". Содержание теме качественно раскрывается через ф...