Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
статья на тему

Баранова Татьяна Ивановна

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

                        Применение   технологии проблемного обучения

                                         на уроках биологии.

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.

Концептуальные идеи проблемно-развивающего обучения:

- знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются;

- обучение на высоком уровне сложности;

- обучение поисково-исследовательскими методами;

- логика обучения от общего к частному;

- осознание способов умственных действий;

- стимулирование особой формы активности, направленной на себя как объекта учения.

Алгоритм деятельности при проблемном обучении:

Проблема--- построение гипотезы-------- поиск фактов--------- анализ фактов---------- выводы------------новое знание.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

                                  Урок  биологии в 8 классе на тему:

 «Строение и функции органов дыхания человека»

Цели:

Изучить строение дыхательной системы человека, осознать необходимость профилактики заболеваний дыхательных путей.

Задачи образовательные:

изучить особенности строения и функционирования органов дыхательной системы человека, механизмы голосообразования.

Задачи развивающие:

развивать умение абстрактно мыслить, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, вести диалог, выстраивать проблемы и находить пути их решения, делать общие выводы по теме.

Задачи воспитательные:

воспитание  ответственности за состояние своего здоровья,

воспитание корректного поведения учащихся  во время диалогов и дискуссии.

Оборудование:

Таблицы « Органы дыхания», «Гигиена органов дыхания»;  мультимедийный диск «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть», проектор, экран, компьютер; фрагменты учебного видеофильма  «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел- Дыхательная система человека».

 

Ход урока:

 

1.Диалог учителя с учащимися. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

 

Все животные умеют дышать через кожные покровы, и если они закрыты, то возникают проблемы, но ведь у каждого из животных есть ещё и свои приспособления в виде органов внутренних к дыханию, почему же  без кожных дышащих покровов нам всем плохо?

Ваши предположения, дети!

 Класс общается и появляются рассуждения о размерах организмов , о разных средах обитания, об эффективности кожного дыхания..

 

Вывод: чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.

-А зачем нужна энергия?

Дети:

- на тепло…

-для движений..

-для роста и развития, регенерации..

- в запас на крайний случай…

 

Учитель: Так какая же у нас сегодня тема урока?

«Органы  дыхания человека…» Верно.

2.Демонстрация фрагментов учебного фильма  «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел-Дыхательная система человека».

Обсуждение.

3.Работа с таблицами у доски-проблемные диалоги с классом.

Ученик пытается закрепить услышанное в видеофрагменте у доски, показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие по таблицам.

 

Создание проблемных ситуаций.

Возможные вопросы учителя:

1)-А почему когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло, сипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо, когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?

 

 Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.

 

Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.

2) -У нас мужчины и женщины равны? В плане анатомии дыхательной системы все органы те же? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?

Идёт обсуждение.

 Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.

Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.

Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой желательно металлической и краем своей парты.

Оставьте сначала длинный конец у линейки и  «поиграйте на ней», приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо- длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.

-Кто сделает вывод?

Идёт обсуждение…

 

Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и натяжение голосовых связок.

3)-Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?

Она должна быть физически жёстким образованием?

-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответТрахея полужёсткое образование.

Она состоит из хрящей и связок…

4)- Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?

Как вам такая проблема?

 Идёт обсуждение…

 

Главный из всех ответ:

Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная.

Учитель : Молодцы, справились со всеми проблемами!

 

4. Работа с мультимедийным диском «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть» -просмотр материалов по физиологии  и гигиене дыхательной системы.

Создание проблемной ситуации.

Учитель:

-На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)

А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)

 Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответ:

Вдох во  время разговора делается ртом, а не носом.

 В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…

5. Работа с учебником: прочитайте последний пункт параграфа о заболеваниях дыхательной системы.

- Запишите в тетрадь в столбик все органы системы слева, а напротив каждого справа - их функции очень кратко.

Шесть тетрадок от класса учитель собирает на проверку.

6.Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно научного направления...

Презентация "Применение технологии проблемного обучения на уроке биологии"

Д анная презентация иллюстрирует  примененте технологии проблемного обучения на уроке  биологии 6 класс...

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии.

Данная тема по самообразованию, раскрывает смысл проблемного обучения, и показывает возможность использования данной технологии, с конкретными примерами уроков....

Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.

Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...