Современный урок. Совсем необычные уроки.
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Что такое необычный урок? Какую цель преследует учитель при проведении  урока в таком формате? Какие виды  необычных уроков можно провести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок. Совсем необычные уроки.

Проблема ценностной организации урока давно перешла из стадии обсуждения в процесс решений. Но успешно решают ее только те учителя, которые смогли преодолеть многие профессиональные привычки, научились избавляться от них самым решительным образом. Скорее всего, это связано с тем, что понятию «традиции» мы привыкли придавать исключительно положительное значение. Принято считать, что без традиций образование утратило бы устойчивость своего предназначения в обществе - сохранять, передавать и воспроизводить все лучшее, что накоплено в духовном опыте человечества. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»; элементов проблемности, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.

Организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Игнорировать это конечно не стоит.

Что же такое нетрадиционный урок?

Нетрадиционный - означает полностью отошедший от традиций, совершенно новый по всем своим компонентам, совсем необычный. Это - и более высокая степень педагогического мастерства, определяемая более высоким уровнем педагогической культуры.

Что же в этих уроках необычного?

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. Более необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Многое  зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. Еще не совсем, как личность, но уже - как заинтересованный субъект образовательного процесса. Такие уроки по объему и содержанию  иногда выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

  • игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем распределение ролей);
  • игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);
  • игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно- объектных отношений).

На основе дискуссионной деятельности:

  • семинары (индивидуальная работа);
  • структурированные дискуссии (групповая работа);

На основе исследовательской деятельности:

  • практические занятия (коллективная деятельность

класса);

  • проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

        -исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Приоритетным направлением развития современной

методики преподавания истории являются «активные» формы работы учащихся с разноплановыми историческими источниками.

  1. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ.

Урок-экскурсия.

Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых те» вводные, предварительные, текущие, сопровождающие итоговые или заключительные; комплексные.

Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино, телеэкскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок - заочная экскурсия. Урок - комплексная экскурсия. Урок - экспедиция. Урок - защита туристических проектов.

Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.

Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).

Урок-концерт, инсценировка. Можно использовать  небольшие детали интерьера  изображаемой эпохи и элементы гардероба.

Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (история и физика, история и английский язык – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Внеклассное мероприятие по математике "Совсем необычный урок""

Внеклассное мероприятие «Совсем необычный урок»...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...