Внедрение технологий интерактивного обучения как важная задача методических объединений в условиях ФГОС
статья на тему

Самсонова Валентина Георгиевна

Интерактивное обучениеэто способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других учеников и свое собствен­ное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотруд­ничества по разрешению проблем.

Внедрение интерактивных технологий  обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами как для обучающихся, так и для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samsonova_v_statya_2.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Самсонова В.Г – учитель биологии гимназии 114

 

Внедрение  технологий  интерактивного обучения как важная задача методических объединений в условиях ФГОС

     Интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других учеников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Внедрение интерактивных технологий  обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами как для обучающихся , так и для педагогов. Перечислим основные из них:

Для обучающихся  применение интерактивных технологий дает следующие преимущества:

- применение интерактивных технологий  обучения вносит разнообразие, творчество в учебный процесс, стимулирует интерес к предмету и учебную мотивацию.

- повышают продуктивность интеллектуальной деятельности, развивает самостоятельность мышления; позволяет преодолевать формализм знаний, обеспечивает прочность усвоения учебного материала.

- создают условия для удовлетворения актуальных потребностей (в свободе выбора, самовыражении, саморазвитии, самоутверждении).

Для преподавателей внедрение интерактивных технологий  обучения  обеспечивает следующие преимущества:

- свободное владение методами активного обучения является важной составляющей педагогического мастерства.

- осваивая и применяя интерактивные технологии педагог  переходит в режим творческого поиска, избавляется от рутины и психологической усталости.

- педагог учится свободно управлять общением в группе, уровнем интеллектуальной активности, эмоциональным состоянием группы.

- учитель ощущает результаты развивающего и воспитательного воздействия  своих занятий, что повышает удовлетворенность своим трудом, и мотивацию педагогической деятельности.

- если педагог осваивает интерактивные  технологии, он выходит на новый уровень творчества в педагогической деятельности – уровень «педагогической режиссуры».

Интерактивное обучение одновременно решает три задачи: 1) учебно-познавательную (предельно конкретную); 2) коммуникационно - развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания); 3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства)

      В то же время каждое методическое объединение призвано собрать  все полезные методические разработки в единый комплекс методических материалов ( см. схему № 2 )

Схема 2. Комплекс методических материалов

для конструктора фрагментов интерактивных занятий

     Особое значение интерактивные технологии приобретают в условиях внедрения ФГОС, так как непосредственно  в процессе их применения происходит  формирование метапредметных результатов обучения.

      Интерактивные технологии являются универсальными метапредметными технологиями, которые по своим объективным социально-психологическим закономерностям при правильной организации и обоснованном применении формируют комплексно познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

     Приведем  перечень формируемых в процессе применения интерактивных методик универсальных учебных действий и метапредметных умений (УУД).

Познавательные УУД: ( формируются  на любых интерактивных занятиях)

  • Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач
  • Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения    на простом и сложном уровне
  • Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
  • Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ)
  • Устанавливать причинно-следственные связи   на простом и сложном уровне
  • Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач
  • Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

Регулятивные УУД ( формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ
  • Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные УУД ( формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста)
  • Различать в речи другого мнения, доказательства, факты,  гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  • Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно
  • Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
  • Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
  • Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные УУД формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
  • Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор
  • Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
  • Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях
  • Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом
  • Выбирать, как поступить  и отвечать за свой выбор.

      Таким образом,  активное внедрение интерактивных технологий позволяет получать следующие результаты.

  • Интерактивные методы обучения позволяют интенсифици
    ровать процесс понимания, усвоения и творческого применения
    знаний при решении практических задач.        
  • Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлечен-
    ность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмо-
    циональный толчок к последующей поисковой активности участ
    ников, побуждает их к конкретным действиям.
  • Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее;обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
  • Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия  решений.                                                                            

Литература

  1. Муштавинская И.В. Рефлексивные технологии обучения взрослых – СПбАППО,2008. – 96 с.
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б Даутова и др. – СПб.:КАРО,2014 – 176 с.

Приложение 1

 План проведения научно-практической конференции

Творческий зачет для педагогов

в форме научно-практической конференции «Внедрение интерактивных технологий обучения в образовательный процесс школы как условие внедрения ФГОС»

Технология:

1.Проводится опрос по проблеме интерактивных технологий в форме пресс-конференции ведущих специалистов в области   теории и практики внедрения интерактивных технологий .

  • Выбор специалистов
  • Время на подготовку специалистов и  вопросов журналистов.
  • Проведение пресс-конференции

2.Проводится смотр-конкурс  методических разработок  с применением интерактивных технологий

  • Выбор  конкурсной комиссии  по оценке лучших методических разработок с применением интерактивных технологий
  • Представление методических разработок конкурсантами
  • Подведение итогов конкурсной комиссией, определение победителей

3.Рефлексивный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс «British History» на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных презентаций

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс "British History" на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных през...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС

Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...

Методический семинар Использование технологии интерактивного обучения, ИКТ на уроках истории и обществознания

Инновационным направлением моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания. Также усердно работаю над использо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...