Особенности развтия творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Денисова Юлия Валерьевна

Из опыта работы. Размышления о методах и формах развития творческих способностей обучающихся на уроках и не только.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_spsobnostey.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Ю.В. Денисова

МОУ СОШ №113

г. Казань

Прошумим, пролетим и растаем,

Чуть светясь или мир ослепя.

И останется то, что оставим

От себя мы на после себя.

Не за то, что мы сделать хотели,

За иное нас будут судить:

Что построили или успели

Не взрастить, так хотя б насадить.

А прожил, не замечен, не спрошен,

Ни о чем, что потом, не скорбя,

Так и знай – ни плохим, ни хорошим

Не помянут потомки тебя.

(И. Ульянова «Березовый дождь»)

   Эти, казалось бы, простые строки заключают в себе, на мой взгляд, суть работы учителя. Действительно, давая уроки каждодневно, забываешь порой, что каждый урок должен быть для учеников открытием. Как же добиться, чтобы ученики не просто учили русский язык, а любили его? Для этого, на мой взгляд, необходимо избегать уроков, похожих друг на друга, словно близнецы: «Откройте учебник, пишем следующее упражнение». А как же результативность, творчество, индивидуальность?

Основной задачей образования на современном этапе становится не столько овладение определенной системой знаний, умений и навыков, сколько развитие творческого мышления учащихся. Сегодня в век нанотехнологий и компьютеризации от молодого поколения требуется не просто действовать по шаблону, а проявлять гибкость ума, креативность мышления, применять творческий подход к решению разнообразных задач. Любой работодатель, который заинтересован в результатах производства, при приеме на работу отдаст предпочтение человеку с творческим складом ума, умеющему найти неординарное решение проблемы, обладающему коммуникативными навыками.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс формирования творчески развитой личности. Особая задача в этом процессе принадлежит урокам русского языка и литературы. Это  именно те уроки, которые в равной степени способствуют развитию инициативного творчества учащихся.

Актуальность данной темы на современном этапе обоснована низким уровнем языковой культуры подрастающего поколения, снижением грамотности, интереса к чтению, утратой нравственных ориентиров.

          Разнообразие методов и приемов на уроках развития речи.

Специальный урок развития речи – один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Виды творческих работ многообразны.  Выбор     их диктуется и  требованиями школы, и указаниями программы, и запросами жизни. Условно творческие работы можно разделить на шесть видов: сочинение-описание из личных наблюдений и опыта; сочинение по картине; сочинение по данному началу; сочинение-рассуждение; сочинение-характеристика; сочинение с грамматическими заданиями.

Сложной для учеников 6 – 7 классов является работа по составлению характеристики литературного героя. Считаю, что работу следует начинать с 5 класса. Предлагаю составить сначала цитатную характеристику (например, при изучении рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»). Пятиклассники учатся отбирать из текста самое главное для характеристики персонажа. Это поможет им в старших классах  характеризовать героя, а не пересказывать историю его жизни, что часто делают ученики.

В работе по литературе использую метод творческой защиты прочитанной книги (преподнести книгу так, чтобы захотелось прочитать: инсценирование эпизода, книжная обложка и другие). Особое внимание уделяю урокам внеклассного чтения, хотя, как известно, на них не хватает времени. Тем не менее, у каждого ученика с 5 класса заведена тетрадь по внеклассному чтению, куда дети записывают отзывы о прочитанных произведениях, рецензии, аннотации. Как правило, свои работы учащиеся сопровождают рисунками.

Немаловажной является работа по подготовке к сочинению по литературному произведению. Перед словесником встает сложная задача: как при изучении художественного произведения планомерно готовиться к сочинению? Какие задания нужно давать на уроке? Как отбирать материал? Старый метод «задавать сочинения на дом» без предварительной подготовки малоэффективен, так как дома ученики списывают готовые сочинения из сборников или Интернета. Такой подход уходит в прошлое, как нерезультативный, не отвечающий новым, современным требованиям. Сочинению надо, прежде всего, учить, а потом уже спрашивать с учеников. Я полагаю, что обучение сочинению на литературную тему разумнее всего проводить в процессе изучения самого произведения. Не только учить понимать повесть, рассказ, поэму или стихотворение, но заставлять ребят думать, что можно написать об этом произведении и как лучше всего изложить свои мысли о нем.

Раздумья над будущим сочинением обогащают восприятие учеников, способствуют работоспособности. Они зорче вглядываются в текст, учатся находить яркие моменты, замечают особенности пейзажных зарисовок, портретов героев, художественные детали. Они более заинтересованно изучают языковое мастерство писателя, так как знают, что это непременно понадобиться при написании сочинения.

Наивно полагать, что обучение сочинению возможно только на уроках литературы. Нет. Каждый словесник прекрасно понимает, что этому предшествует большая работа, связанная с воспитанием читательской культуры и культуры языка. Общее развитие ученика, его начитанность, умение красочно и кратко рассказывать устно, его интерес к письменной речи, определенные навыки работы, привитые в начальной школе, - только это дает основательную базу для серьезного обучения сочинениям в 5 – 11 классах. Только на такой основе подготовка сочинения на литературную тему в процессе изучения художественного произведения может быть результативной.

Не стоит забывать и о том, что сочинения по художественным произведениям помогут при написании сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку. И, в сущности, вся работа учителя-словесника сводится к тому, чтобы к концу 11 класса научить учеников создавать сочинения-рассуждения по тексту, писать рецензии, эссе.

Часть С – самая сложная. Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию  и аргументировать ее,  а также привести примеры выразительных средств языка, показать их роль в тексте. К тому же  в качестве аргументированного ответа необходимо привести пример из художественного произведения. Вот почему нельзя забывать о сочинениях на литературные темы в среднем звене.

В своей работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения  использую разные методы и приемы. Это и работа с памятками  (план сочинения-рассуждения, виды вступлений и заключений и др.),  подробное рассмотрение особенностей каждого жанра, позволяющие успешно справиться с заданием. Использую разнообразный дидактический материал,  большое количество художественных текстов, соответствующих теме, провожу словарную работу.

Одной из форм эффективной деятельности учащихся на уроках является работа с текстом. По моему глубокому убеждению, это должна быть работа с текстами больших художников слова. Именно в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться, как сказал Л.В.Щерба, «твердый зрительный образ» слова, предложения, но главное, лингвистическая подготовка учеников. А если будет сознательное осмысление законов языка и речи, будет и любовь к этому единству, так как язык и речь находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Значит, главное на уроке – исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ предложения, текста. Важно, чтобы ребенок практически на каждом уроке погружался в чудные законы языка, чтобы умел слышать и видеть его красоту, и, соответственно, постигал его законы.  

Сочинение-миниатюра как важная составляющая урока русского языка.

            Начиная с 5-ого класса, мною ведется систематическая работа, связанная с написанием сочинений-миниатюр. На мой взгляд, сочинение-миниатюра – это такой вид деятельности, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры, ученик может во всеоружии подойти к большим работам. Практически каждую неделю мои ученики пишут мини-высказывание на лингвистическую тему, письменное объяснение смысла пословицы, сочинения по данному началу или литературному отрывку. Надо сказать, что ребята охотнее пишут небольшие сочинения. Безусловно, на первых уроках в 5 классе я объясняю значение слов миниатюра, зарисовка, этюд. Затем предлагаю послушать миниатюры М. М. Пришвина, В. А. Солоухина, И. С. Тургенева. Попутно на таких уроках развития речи осуществляется работа по усвоению и использованию в тексте изобразительно-выразительных средств языка, а также воспитывается чувство прекрасного.

Очень много таких миниатюр представлено в учебно-методическом комплекте под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова. Вот уже 8 лет я работаю по этим учебникам. Они позволяют мне вести систематическую и целенаправленную работу по развитию творческих способностей у учащихся. Главная особенность данной программы – речевая направленность и целенаправленное формирование лингвистически образованной личности, которая отличается настойчивым стремлением к речевому самосовершенствованию. Это важное качество  является непременным условием, при котором становится возможным свободное владение родным языком в разных речевых ситуациях.  Содержательная сторона письменной речи развивается в рамках традиционных видов письменных работ – сочинений и изложений. В этих учебниках с 5 по 9 класс имеются вклейки репродукций с картин, которые дают возможность не только познакомить учащихся с выдающимися произведениями русской живописи, но и организовать на уроках сбор материала для написания сочинений по картине. В процессе такой работы в центре внимания окажутся такие произведения, как  «Девочка с персиками» В. А. Серова, «Рожь»  И. И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Весна – большая вода» И. И. Левитана и др. К некоторым картинам учебник обращается несколько раз, что дает возможность более внимательно рассмотреть репродукцию, глубже понять замысел художника, освоить несколько групп слов, с помощью которых можно описать содержание картины и свои впечатления. Этот дидактический материал дает речевые образцы текста-описания, что, кстати, позволяет использовать их и в качестве текстов для изложений.

Уже несколько лет я работаю с дидактическими материалами по развитию речи под редакцией Г. И. Канакиной. Эта программа является очень хорошим дополнением к основному курсу по развитию речи. Своеобразие заключается в том, что в данной программе представлена интеграция уроков русского языка и литературы. Эта методика помогает ученику ориентироваться в речевых ситуациях, выбирать оптимальные языковые средства для создания творческих работ. На таких уроках учащиеся учатся писать не просто сочинения на заданную тему, а сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, сочинения-исследования (например, на тему «Сильный характер»), сочинение публицистического характера, сочинение в жанре очерка, рецензии, аннотации и др.

Изложение – работа творческая.

Еще одним важным пунктом в работе по развитию связной речи учащихся является обучение изложению. Изложение – работа творческая. С одной стороны, она предусматривает самостоятельное и свободное воспроизведение прочитанного учителем текста, а с другой, - дает ученику возможность четко  скомпоновать связный рассказ. Стараюсь для изложений брать тексты на морально-этические темы, которые способствуют воспитанию нравственных качеств, формированию ясной жизненной позиции у ребят. Использую разные виды изложений: сжатые, подробные, обучающие, с творческим или грамматическим заданием, с элементами описания или рассуждения. На уроках по написанию изложения уделяю внимание лингвистическому анализу текста. Ребята определяют тему, основную мысль текста, тип и стиль речи, выделяют ключевые слова, определяют средства и способы связи предложений. Такая основательная работа позволяет подготовить учеников к успешной сдаче ГИА по русскому языку.

Развитие творческих способностей учащихся через игру. 

На уроке в среднем звене следует хотя бы 3- 4 минутки отвести игре. Например, такие игры, которые развивают творческое мышление, а также способствуют формированию умения составлять связный текст. Так в 8 классе при изучении односоставных предложений предлагаю познакомиться со стихотворением А.А.Фета «Шепот. Робкое дыханье». Оно все состоит из назывных предложений. Это пример «назывного» рассказа, созданного мастером. Ребята должны нарисовать какую-либо картину, описать ситуацию назывными предложениями. Они называют существительные, которые должны быть   связаны по смыслу, но не должны повторяться. Или ещё такой вид творческой игры, когда учащиеся могут проявить себя на стихотворном поприще. Даю по три не связанных или почти не связанных друг с другом слова, а ребята должны придумать экспромт с обязательным включением этих слов. На переменах можно предложить ученикам принять участие в составлении коллективного рассказа. Первую фразу придумывает учитель и вывешивает на видное место. Остальные, когда есть время, могут дописывать продолжение рассказа.

 Использую, например, такой вид работы с поэтическим текстом, как собирание целой картинки из разрезанных кусочков. Например, ученики делятся на группы по 4-5 человек, каждой группе достается разрезанное на строчки четверостишие, которое нужно собрать и записать в тетрадь. Способ рифмовки, объясненный учителем, направляет работу.  Когда все группы готовы и учитель принял работу каждой (кое-кому можно и помочь) совершается движение по кругу, место за партами с уже собранными четверостишиями занимают следующие, записывают результат труда другой группы. Такое вращение происходит до тех пор, пока все четверостишия (до некоторых пор в произвольном порядке) не окажутся записанными. Последняя стадия – монтаж стихотворения из строф. С выверенным текстом проводится комплексная работа. За один урок выполняется большой объем работы.

Формирование творческой активности в процессе подготовки к олимпиадам, конференциям.

Развитию творчества в немалой степени способствует участие ребят в научно-практических конференциях, олимпиадах, исследовательских и проектных работах. И у олимпиад, и у исследовательских конференций разные цели, но все они стимулируют интерес учащихся к словесности; иногда именно  олимпиада обнаруживает   потенциальные творческие   возможности    школьника.  Так, например, задания по комплексному анализу текста. Предлагаю учащимся закончить предложения, обращая внимание на логичность ответа, грамматическую правильность и стилистическое единство (Счастье - это…; Счастлив не тот…, а тот…; Счастливый человек всегда… или Благородство – это…; Благороден не тот…, а тот…; Благородный человек всегда…)

Или задание типа прокомментировать чье-либо высказывание несколькими предложениями, обосновав свою точку зрения. Ну и, конечно, задание на составление текста на заданную тему с опорой на предложенные языковые средства.

В заключение хочу еще раз отметить важность и необходимость развития творческого потенциала школьников, формирования у них положительной мотивации в обучении. Именно уроки развития речи позволяют сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, навыки самостоятельной работы, умение работать над проблемой. Использование в работе по развитию связной письменной и устной речи учащихся разнообразных методов и приемов дает свои результаты. Так, например, ученица 11 Б  класса Варламова А. выпустила сборник своих стихов «Танго под луной». Еще один мой ученик, Корнилов И., назвал свой сборник стихов «Жизнь посвящаю любви». И самое главное - моя  работа в этом направлении способствует повышению грамотности и качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Данный материал содержит обобщение опыта работы  по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....