Нетрадиционное начало урока
статья на тему

Сегодня, пожалуй, нет такого учителя, который не задумывался бы  над вопросом:  «Как увлечь учащихся своим предметом?»

Хочется, чтобы каждый  урок был интересным, ярким, запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_nachalo_uroka.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Акимова Е.Ю.

ТЕМА: Нетрадиционное начало урока

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
  2. Игровые формы начала урока.
  3. Микроисследования
  4. Задания с элементами занимательности.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

  1. Введение.

В последние годы многое меняется в образовании. Всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, который обеспечивает существование и развитие всей образовательной системы. Сегодня, пожалуй, нет такого учителя, который не задумывался бы  над вопросом:  «Как увлечь учащихся своим предметом?»

Мне, учителю русского языка и литературы, хочется, чтобы каждый мой  урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них  не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех. Поэтому использую разнообразные формы организации уроков. Их структура не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.

Урок делится на вводную, основную и заключительную части. Расскажу о вводной части урока, точнее об организационном моменте урока, задачей которого является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом. Итак, как интересно начать урок?  

  1. Основная часть.

Организационный момент предназначен для создания у учащихся положительного рабочего настроя и требует от учителя:

- творческого подхода;

- вариации различных приёмов;

- поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока;

- собственного стиля педагогической деятельности.

Цель данного этапа: психологический настрой учащихся, вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Сравним организационный момент традиционного и нетрадиционного начала урока:

Традиционное начало

Нетрадиционное начало

  1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочего места, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)
  2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1.  Постановка  учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
  2. Начало урока в игровой форме.
  3.   Микроисследование
  4. Задания с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки).

Исходная мотивация: 

- Актуализация мотивов предыдущих достижений;

- Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;

- Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.

Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

 Нестандартные задания в начале урока могут быть представлены в виде:

1)  проблемных ситуаций, затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания;

2)  ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?»);

3) микроисследований

4) заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Остановлюсь подробнее на видах заданий нетрадиционного начала урока.

  1. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может. Существует три возможности постановки проблемы  в начале  урока:
- создание проблемной ситуации
- подводящий диалог
- сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы.
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в появлении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:
1)    сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
2)    обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).
Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Приведём примеры таких заданий. 

Первый путь создания проблемной ситуации.  Урок  литературы в 5 классе  по теме: «Литература – искусство слова». Учащимся предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и «хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните)».

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:
1)    разберите по составу числительные трое, семеро, трёхтысячный;
2)     правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

Вводный урок русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» строится на диалоге 3-ех групп (вначале – внутри группы, затем – через обмен мнениями разных групп). Задания для групп:

1.Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на иностранный, например, английский.  Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему?

2.Представьте, что в нашем государстве  решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина.  Что из этого  может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему?

3.Представьте, что в нашем государстве  решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка.  Что из этого  может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему?

Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стал присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин  – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы,  ребята должны объяснить смысл этой сказки.

Третий путь постановки учебной проблемы рассмотрим по началу урока на  тему: «Имя числительное как часть речи».  Это инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное".
Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.
Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.
Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?
Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.
Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.
Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!
Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?
Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться  в предложении.
Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.
Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.
Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

Какой частью речи является слово "тысяча"?
Как вы это определили? (
Учащиеся дают ответ. Записывают  тему  урока).
Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке надо знать  общее значение числительных, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.

  1. Игровые формы начала урока (ролевые и деловые  игры, конкурсы  и соревнования по принципу «кто быстрее? больше? лучше?»)

Урок можно начать в игровой форме. Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Они являются  удобной формой актуализации знаний.

Для нетрадиционного начала урока можно использовать следующие игровые  задания:

- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

- разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

 Используя игровые элементы на уроках русского языка при изучении морфологии, учащиеся легко научатся различать части речи.

    При изучении морфологии можно использовать в е с ё л ы е р и ф м ы, стихотворения, в которых сочетания букв, схожих с названием числительного, заменяются на число.

     Например, задание: прочитайте стихотворение. (Спишите стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)

 3 – три

Есть у нас 3 сес3цы,

У одной, что в С3жове,

Вы не знаете их?

Над окошком жил с3ж.

Как бы мне ухи3ться

С3чь она мастерица -

Рассказать о троих?

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Ус3цах,

А у третьей, в Быс3це,

Никаких ус3ц нет,

Быс3на на реке,

Но зато осе3ну

И резвятся 3тоны

Подают на обед.

По ночам на песке.

 

2 гнома

Ночью шум стоял в по2ле,

Там 2 гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили носы,

Но без гирь они е2ли

На весах свой вес узнали!

  Игровые задания развивают орфографическую зоркость, формируют умение грамотного письма, способствуют повышению качества обученности. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).  

2.3.  Микроисследования.

 Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне);  работу  с научно-популярной литературой и справочниками, с интернет — ресурсами, умение формулировать выводы; составлять текст, писать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос, сочинение на лингвистическую тему. («Каких частей речи в русском языке больше и почему?», «Зачем нужны словари русского языка?»…)

Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

  1. Задания с элементами занимательности.

Лингвистические сказки о частях речи, используемые на уроках при изучении морфологии, помогают понять грамматические и морфологические особенности той или другой части речи. Ученикам нравится сказка про числительное «Кто подсчитает?»  

    Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?

    К сожалению, мы попали к концу их разговора.

   - Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель.

  – Существительное, подсчитайте количество голосов.

    Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило: - Много! - Вы же не считали! Или вы не хотите считать? - Товарищ Председатель, - вступился Глагол.

    Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. - Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель. - Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

       Послушав сказку, ученики определяют: что обозначает числительное, на какие вопросы отвечает. Учащиеся сами находят ответ, а не получают его в готовом виде. У ребят появляется интерес к изучению части речи. Грамматическая сказка является школой мысли для ребёнка.

Пример инсценировки.

Урок в 6 классе по литературе «По страницам календаря. Времена года в поэзии      Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Сценка спора времён года.                                                                                                                                             Входят двое ребят, играющих роли Лета и Осени.

 Лето. Осень, пойми, я, Лето, не хочу тебя обижать, но мне хочется быть вместо тебя!

Осень. Лето, но так не может быть. Я, Осень, следующая по очереди.

Лето. А давай спросим Зиму и Весну, они нас рассудят.

(Подходят ещё двое ребят, играющих роли Зимы и Весны).

.Зима и Весна (вместе). Здравствуйте, Лето, Осень, опять спорите?

Лето. Здравствуйте. Рассудите нас, я хочу быть вместо Осени, ведь дети меня  обожают (каникулы, никаких уроков, домашних заданий). Почему бы не подарить им еще одно лето?

Осень. Нет, ты не право, ведь люди всегда любуются осенними листопадами.

Зима. Я, Зима, считаю, что права Осень. И вообще, каждое время года по-своему хорошее.

Весна. Нет! Нет! Зима, ты ошибаешься! Я, Весна, считаю, что Лето совершенно право.

Учитель. Уважаемые времена года! О чем вы спорите?

Весна. Лето хочет быть вместо Осени, я лично его поддерживаю.

Зима. А я за Осень. Я думаю, что не может быть такого, чтобы было два лета и ни одной осени!

Через изучение  удивительного  мира  поэзии,  учащиеся  открывают  красоту родной природы, учатся понимать язык природы и язык поэзии. Ведь поэзия – это великое чудо!


  1. Заключение.

Важно, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться.  А  для этого необходима  и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, литературе,  которое воспитывается только на творческих уроках.

Таким образом, яркое, необычное начало  помогает сделать уроки русского языка и литературы  интересными, а в преподавание этих предметов внести разнообразие.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы начала  уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.


  1. Список литературы.
  1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. -М., 1997
  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983
  3. Граник Г.Г. Русский язык в школе. -М., 1972
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986
  5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
  6. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. -Русский язык в школе. 1997, № 14
  7. Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка. -Русский язык в школе, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Нетрадиционные формы уроков. Урок - "Занимательный репортаж"

Эта работа расчитана на 7- 8 классы. В теме "Природные зоны"....

Нетрадиционная форма урока, общественный смотр знаний учащихся на уроках геометрии

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подробную работу, следует ...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка

статья об игровой методике на уроках немецкого языка...

Буклет " Нетрадиционное начало урока"

Урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”, но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, чем ярче, увлекательнее и убедительнее он...

Мое нетрадиционное начало урока

Данный материал это выступление на педагогическом совете "Мое нетрадиционное начало урока"...