Главные вкладки

    Статья по обществознанию (11 класс) по теме:
    Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

    Cороколетова Татьяна Евгеньевна

    Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tehnologiya_organizacii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx30.78 КБ
    statya.docx466.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология организации исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам в рамках элективного курса  

    Сороколетова Т.Е., учитель истории и обществознания

    МОУ «Средняя школа № 8 с углубленным

    изучением отдельных предметов»

    Проекты Стандартов нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.

    В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре следующие блоки : 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

    Формирование этих универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности учащихся. В средней школе № 8 третий год  для учащихся 9- 11 классов организован курс «Основы научно- исследовательской деятельности учащихся  по общественным дисциплинам», в этом учебном году элективный курс преподается в 9-х классах.  Цель данного курса: развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Курс разделен на 3 блока: теоретический, практический, индивидуальные консультации.  Понятно, что на два последних блока выделяется большее количество учебного времени. Конечным результатом деятельности курса являются завершенные  исследовательские  работы учащихся.

     В прошлом учебном году учащиеся, посещавшие  элективный курс, успешно выступили на городской НПК «Шаг в будущее», дистанционном конкурсе «Интеллектуально- творческий потенциал России». Уже в этом учебном году четверо учащихся успешно выступили на городском конкурсе в честь 80-летия ХМАО-Югры, проводимого партией «Единая Россия». Бесспорно, что результаты внешней экспертизы деятельности радуют любого учителя  и его учеников. Но большинство учащихся не могут побеждать в интеллектуальных конкурсах по понятным всем нам причинам. Но это и не самое главное, важнее, на мой взгляд, сформировать навыки исследовательской деятельности у школьника для его дальнейшей жизни. Значимой для ребенка исследовательская работа по общественным дисциплинам является еще и потому, что  изучаемая проблема чаще всего имеет отношение к глубинным законам человеческого бытия - нравственности, морали, праву и формах  проявлений  этих социальных законов в нашей жизни.

    Каким же образом исследовательская деятельность, организованная в рамках элективного курса,  способствует формированию  универсальных учебных действий?

     В блок личностных универсальных учебных действий входят  действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Учащиеся, посещающие элективный курс, во- первых, мотивированы на занятие такой деятельностью, так как ее результат, воплощенный в  оформленных исследовательских работах позволяет учащимся пополнить свой Портфолио, выступить на школьных и городских научно- практических конференциях, принять участие в различных Интернет- конкурсах, выйти  с этой работой на экзамен по истории или обществознанию в период государственной итоговой аттестации.

    Во-вторых, учащиеся, с первых занятий курса, настроены на не компилятивное воспроизведение материала, а на самостоятельную нравственно-этическую оценку, обобщений и выводов по   рассматриваемой проблеме.

    В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

    Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему исследовательской работы. На занятиях элективного курса не предлагаются готовые темы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны общественного бытия. Так, в этом учебном году, учащиеся выбрали темы «Особенности общения в подростковом возрасте»; «Защита прав ребенка»; «Черное золото» на службе югорчан», «Наркомания и ее последствия» и другие. Перед учащимися ставится задача- выбрать такую тему, которая  отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на  самых современных научных или самостоятельных  исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. Для определения тем работ проводится мозговой штурм, который позволяет высказаться каждому ученику о собственном видении проблем современного общества. Задача учителя в данной ситуации  инициировать специальный диалог для того, чтобы «расшевелить» мыследеятельность юных исследователей. В индивидуальном порядке  учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке.

    Трудным этапом подготовки  исследования для учащихся является и  определение цели  и задач работы. Поэтому, на одном из первых занятий  проводится  совместный  анализ ученических работ прошлых лет, выявляются  их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование такого аналитического метода способствует  формированию умения критического мышления и постановки  вполне конкретных и достижимых целей.

    В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах,  составляют инструкцию- памятку  «Какой должна быть исследовательская работа по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствует развитию умений проектировать и планировать пути рационального  преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.

    Используя вышеназванные методы, учитель создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. На этапе контроля также используются групповые методы  работы, когда учащиеся обмениваются своими знаниями по той или иной общественной проблеме, что, в свою очередь, позволяет юным исследователям  рефлексивно оценить свой труд.  В результате этих действий, юные исследователи приобретают и навыки содержательного общения, которое позволяет всем присутствующим  шире взглянуть на события в окружающем мире.

    Такая групповая работа, а не оценка достижений учителем (что тоже не исключается), способствует  формированию воли, мобилизации сил и энергии в преодолении препятствий.

     В блоке универсальных действий познавательной направленности рекомендуется различать общеучебные и логические  действия.

    В число общеучебных входят:  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  знаково-символические действия, умение структурировать знания;  определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

    В ходе  подготовки исследовательской работы на элективном курсе под руководством учителя учащиеся работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет. В результате таких занятий школьники учатся не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное  чтение:  цели и  результаты» способствует  формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники  совершенствуют  свои умения в  фиксации информации, составлении  планов,  тезисов,  оформлении ссылок и списка литературы.

    Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выдвижение гипотез и их обоснование,  анализ предмета и объекта  исследования;   синтез как составление целой работы из частей;  выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов;  установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений и др.  Работая над соответствующими частями исследовательской работы, на занятии элективного курса используются схемы -  шаблоны, заимствованные   в работе «Управление исследовательской активностью ученика» автора  Белых С.Л. и большая индивидуальная работа с учащимися курса.

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    На занятиях элективного курса учащиеся учатся новым способам взаимодействия с  учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а  в случае подготовки группового исследования  учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения.

    Владение монологической и диалогической формами речи, как формами коммуникативных действий, на элективном курсе проверяется во время заключительного занятия. На этом занятии  учащиеся предоставляют печатный вариант своего исследования, презентацию и  защиту своей работы.

     Компетентностный подход в организации элективного курса предполагает  несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Результаты  освоения обучающимися содержания программы проверяются на учебных занятиях  и оцениваются по 5 балльной оценке в зависимости от процента выполненного задания, полученного на предшествующем учебном занятии.  На заключительном занятии оценивается  результат деятельность учащихся, воплощенный в оформленную исследовательскую  работу, презентацию и ее защиту.

    Для общей оценки  исследовательской  работы учащихся  были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):

    1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)

    • целеполагание работы (ясность, четкость цели и задач работы);
    • выдвижение гипотез и их обоснование;
    • содержание работы ( умение отделять основную информацию от второстепенной,  структурировать знания,  устанавливать  причинно-следственные связи, классифицировать, строить   логическую цепь рассуждений и др.)    
    • умение  цитировать  литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
    • умение структурировать работу ( наличие плана, введения, основного содержания, выводов, списка литературы);
    • умение самостоятельно оценить рассматриваемую проблему с  нравственно-этических позиций.

    2. Оценка за выступление

    • логическое построение выступления (владение монологической речью);
    • умение  ориентироваться в теме работы  (владение умением вступать в диалог);
    • организация выступления.

    3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).

    Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее  ключевых компетенций.

    Организация исследовательской деятельности  старшеклассников через элективный курс способствует  и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и  родителями учащихся.

    Блоки УУД

    личностный

    действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

    • Портфолио,
    • школьная и городская НПК;
    • Интернет- конкурсы;
    • экзамен по истории или обществознанию.

    Самостоятельная нравственно-этическая оценка  рассматриваемой проблемы.

    регулятивный

    целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка

    Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, совместный  анализ ученических работ прошлых лет, инструкция- памятка  «Какой должна быть исследовательская работа», групповая работа

    познавательный

    Общеучебные действия:  

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  знаково-символические действия, умение структурировать знания;  определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

    работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет, занятие элективного курса «Научное  чтение:  цели и  результаты»

    универсальные логические действия

    выдвижение гипотез и их обоснование,  анализ предмета и объекта  исследования;   синтез как составление целой работы из частей;  выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов;  установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений и др

    Использование  схем- шаблонов

    Индивидуальные консультации

    коммуникативный

    социальная компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    учатся новым способам взаимодействия с  учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а  в случае подготовки группового исследования  учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения.


    Предварительный просмотр:

     Организация научно- исследовательской деятельности школьников как  способ формирования ключевых компетенций

    Процессы модернизации образования направлены на подготовку выпускника школы  XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему возможность быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях развития страны. Целевая направленность современной школы сегодня связывается с формированием ключевых компетенций ученика, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных  знаний, умений и навыков. Формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно- нравственным ценностям бытия.

            В современной науке встречаются различные понятия компетентность, но наиболее приемлемыми для педагогической практики являются идеи О.Е.Лебедева[1], утверждающего значимость компетентностного подхода с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе.        Согласно идеям О.Е.Лебедева, выделяются следующие компоненты компетентностей  обучающихся:

    • общеучебная  компетентность;
    • общеметодологическая компетентность;
    • общекультурная компетентность.

    Для осуществления  на практике компетентностного подхода для учащихся 10-11 классов социально- гуманитарного профиля «Средней школы № 8» г. Когалыма  был  предложен элективный курс «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам». Для каждого из 37 старшеклассников данный курс предоставил возможность удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Каким же образом данный курс  способствовал формированию вышеназванных компетентностей?

    • Под общеучебной компетентностью понимается высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности. На занятиях элективного курса учащиеся выявляли особенности социально- гуманитарного познания, тенденции развития общества как сложной динамической системы. Старшеклассники учились анализировать информацию о социальных объектах, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных  знаковых системах (графиках, диаграммах и др.). Одним из важнейших дидактических умений,  которому было уделено большое внимание, - умение  систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Для организации вступительных  занятий  курса были использованы  методическое пособие и  учебник  Боголюбова Л.Н.

              « Человек и общество» для 10-11 классов,М. «Просвещение». 2006  и  книга    

              А.Н.Иоффе «Методика Гражданского образования: теоретические аспекты и  

               практические рекомендации. Брянск. 2007.

    В ходе курса учащимся была предоставлена возможность работы с различными источниками информации в школьной библиотеке, кабинете истории, кабинете ИКТ.  В результате таких занятий школьники учились не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное  чтение: формы, цели, результаты» способствовало формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники  совершенствовали свои умения в  фиксации информации, составлении  планов,  тезисов,  выписок, конспектов.

    Учитывая одно  из требований современного общества - владение информационно- коммуникационными технологиями, были предусмотрены занятия в кабинете ИКТ для приобретения и совершенствования навыков работы старшеклассников  в Интернете,  в программе Microsoft Word.  Для подготовки стендового доклада учащиеся отрабатывали умение  подготовки презентации в программе POWER POINT.

    Под общеметодологической компетентностью  понимается  целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, владение навыками  анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире. В ходе курса «Основы исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам»  учащимся были предоставлены широкие возможности выбора области исследования. Процентное соотношение выбора учащимися  области исследования оказалось следующим: история России (19%), всемирная история (10%), обществознание (19%), право (9%), экономика (32%), история Ханты- Мансийского автономного округа (10%). Следующим этапом деятельности учащихся было определение темы  и цели исследования. Выбор темы исследования не вызвал больших затруднений у школьников. Наиболее интересными  для исследования стали темы: «Мотивация персонала: теория и современная практика» (Суханова З.), «Государственные праздники как отражение политического режима в стране» (Осман К.), «Рынок учебной литературы г. Когалыма глазами старшеклассника» (Тимофеева М.), «Влияние рекламы на реализацию товара в аптечной сети г. Когалыма»(Кудреватых В.) и другие.

    Гораздо сложнее для учащихся  оказалось определить цель работы, поэтому нужно было  научить юных исследователей точно формулировать цели и задачи своей деятельности. Для этого  был сделан совместный  анализ ученических рефератов прошлых лет, выявлены  их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование аналитического метода работы с рефератами способствовало формированию умения самостоятельно критически мыслить, ставить перед собой вполне конкретные и достижимые цели.

    В ходе занятия «Основные требования к научно- исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах,  составляли инструкцию «Каким должен быть реферат по обществознанию (экономике, истории и т.д.)». Данный вид деятельности способствовал развитию умений проектировать и планировать пути рационального  преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.

            Учитель, работая над формированием общеметодологической компетентности учащихся, используя вышеназванные методы, создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста - неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. Но при совместной работе учащихся во время подготовки исследования приобретается и навык содержательного общения, когда общаться информативно - «хорошо», «престижно». Общение во время занятий элективного курса позволило учащимся рефлексивно оценивать свое поведение, а содержательное общение -  шире взглянуть на события в окружающем мире. Стоит сказать и о том, что ребенок –инвалид (Мудрик К.) не была изолирована от группы, как это бывает в условиях классно-урочной системы, и очень увлеченно и результативно работала над темой «Субъекты исторического процесса».

    Каждое занятие с учащимися начиналось с совместного анализа проделанной ими работы, определения дальнейших планов исследования, что заставляло их самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей.

    Мотивация исследования у учащихся проявлялась через совокупность таких показателей как интенсивность познавательной потребности, как осознание ценности исследования и  увлеченность исследованием. Безусловно, в составе групп элективного курса были дети с разным уровнем мотивации. Учащиеся с высоким уровнем мотивации исследования успешно выступили на школьной и городской научно- практической конференции «Шаг в будущее» (еще задолго до завершения всего элективного курса).

    Учебная и методологическая компетентность – важные составляющие компетентности современного человека, но без приобщения к достижениям культуры, в первую очередь, к  общечеловеческим ценностям, морали и праву нельзя считать себя человеком цивилизованным. Поэтому на занятиях элективного курса было уделено внимание формированию общекультурной компетентности.

    Под общекультурной компетентностью понимается  готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и др. На формирование данной компетентности, на мой взгляд, оказали  влияние сразу несколько факторов, таких как  выбор  и формулирование темы исследования с гуманистических позиций,  «прикосновение» к историческим и литературным источникам; исследования на базе имеющегося дополнительного образования - художественного и музыкального. Примером этому являются работы учащихся «Становление классического джаза» (Степонавичюте Я.), «Живопись эпохи Возрождения: в Европе и в России» (Акбашева К.), «Рыцарство как  эстетический и нравственный идеал средних веков» (Токарев А.) и др.

    Научно-исследовательская деятельность школьников в области общественных наук  предполагала  проведение социологических исследований и анкетирования, что, в свою очередь, учило детей  диалоговой форме общения с окружающими людьми, коммуникативной и этической культуре.

    Результаты  научно- исследовательской деятельности  школьников должны были быть оценены в конце учебного года. Поэтому заключительное занятие элективного курса было проведено в форме защиты  научно- исследовательских работ: представление материалов исследования в печатном варианте и презентации.

    Формирование компетентностей предполагает не только  особый подход к  системе ЗУН, но и несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Поэтому для оценки  научно- исследовательских работ была создана экспертная группа, в состав которой вошли  опытные учителя, учащиеся- победители городской научно- практической конференции «Шаг в будущее». Для оценки работ были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):

    1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)

    • умение получать и критически осмысливать социальную информацию;
    • умение анализировать, систематизировать полученные данные;
    • умение  цитировать  литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;
    • умение структурировать работу ( наличие плана, введение, постановка задачи (цели), основное содержание, выводы, список литературы).

    2. Оценка за выступление

    • логическое построение выступления (проблема, пути решения, выводы);
    • умение  ориентироваться в теме работы  (в ходе выступления, ответы на дополнительные вопросы);
    • организация выступления.

    3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).

    Защита научно- исследовательских работ показала, что элективный курс достиг цели - большинство учащихся   умеют использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

    • совершенствования собственной познавательной деятельности;
    • осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
    • ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности, формирования у нее общеучебных, общеметодологических и общекультурных компетенций.  Компетентностный подход в преподавании элективного курса расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности – познавательной, профессиональной, социальной, личностной и предполагает качественно  иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.

    Несмотря на все сложности в организации такого подхода к научно- исследовательской деятельности (большой  количественный состав  группы, разнообразие тем исследования, недостаточное количество часов и т.д.), результат достиг цели. Многие выпускники выбрали для себя ВУЗы и профессии, связанные с экономикой, правом, обществознанием. Нынешние одиннадцатиклассники в ходе элективного курса продолжат  работу над темами своего исследования, и одновременно над формированием ключевых компетенций, необходимых для  адаптации в современном взрослом мире.

    Список использованной литературы:

    1. Как построить профильную школу. Пособие для руководителей общеобразовательных школ. Санкт-Петербург. «Просвещение». 2006.
    2. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к  компетентностному подходу. Практическое пособие. М., 2008.
    3. Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно- исследовательской культуры школьников.// ж. «Исследовательская работа школьников», 2008, № 1, с.33-41

     

         

         

     


    [1] Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – М., 2004