Круглый стол по теме "Молодёжный сленг: норма или антинорма?"
классный час по обществознанию по теме

Классный час на тему "Молодёжная речь: норма или антинорма?" заставляет учащихся задуматься о судьбе русского языка. классный час  подталкивает их к выводу о том, что это не норма, и не антинорма. Это явление, которое было, есть и будет. Но при этом надо знать, где и с кем можно употреблять сленговые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий круглого стола на тему:

"Молодёжная речь: норма или антинорма?".

   Ведущий 1. Дорогие ребята! Мы приветствуем вас на круглом столе: "Молодёжная речь: норма или антинорма?". Что же заставило нас объединиться и выступить сегодня? Случай. Однажды на перемене я попросила своих учеников: "Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. Сколько слов останется в вашем обиходе?". Что было дальше? Наступила тишина. Они не знали, что сказать. (Слайд 1. Тема круглого стола).

    Ведущий 2. Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно, как сказал классик. Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой, право так бездарно относиться к родной речи, позволять глумиться над литературным языком, втаптывать в грязь "Великое русское слово"?!

(Слайд 2 . Высказывание о русском языке).

   Ведущий 1. Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

   Ведущий 2. Возникает закономерный вопрос: а нужно ли вообще сегодня учить современному русскому языку, тому, на котором говорит все общество, по которому нас узнают в мире, который обеспечивает нам весь объем культурной информации? Зачем, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге? Этот вопрос становится актуальным и на него нужно отвечать. Нужно знать, что такое сленг, каково его происхождение, как он соотносится с другими сферами языка. (Слайд 3. Молодёжь).

   Ведущий 1. Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

  1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. (Слайд 4. Беспризорники).
  2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». (Слайд 5. Стиляги).
  3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. (Слайд 6. Хиппи).

   В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью).

   Ведущий 2. Ребята, а что такое "молодёжный сленг" в вашем понимании? (Слайд 7. Молодёжь).

  1. Сленг — (от англ. slag «жаргон») набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп). (Википедия)
  2. Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 -30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных замкнутых референтных групп.

   Ведущий 1. Какие сленговые слова вы используете в своей речи? (Слайд 8. Результаты опроса на экране). 

   Ведущий 2.  А что, на ваш взгляд, влияет на появление молодёжного сленга? (Слайд 9. Молодёжь).

   Ведущий 1. А как вы относитесь к таким  молодёжным передачам и телесериалам, как: Comedy clab, Наша Раша, "Универ", "Счастливы вместе", "Даёшь молодёжь", "Дом-2"? Какое влияние они оказывают на вашу речь? (Слайд 10. Передачи).

   Ведущий 2. Телеканал ТНТ выпустил "Толковый словарь молодёжного сленга" по телесериалу "Счастливы вместе". Есть ли необходимость в таких словарях?

(Слайд 11. Словари).

   Ведущий 1. На сайте Первого радио недавно проходил форум, где задавался вопрос:  "Молодёжный сленг – убийство языка или средство его обогащения?". Как бы вы ответили на этот вопрос? (Слайд 12. Вопрос).

   Ведущий 2. Давайте посмотрим как слушатели Первого радио ответили на этот вопрос. (Слайд 13. Результаты опроса на экране).

  1. Действительно молодежный сленг наверно нам жить помогает в смысле обогащает родной язык, но есть опасение, что молодежь которая разговаривает все чаще и чаще на сленге совсем забудет МОГУЧИЙ!
  2. Молодёжные сленги, по сути просто облегчают общение, позволяют выражать свои мысли более эмонационально…Не более того. Простой литературный язык более сух, и не позволяет такого.
    Считаю что эти разновидности языка не мешают друг-другу, а дополняют… Но разумное применение всё же нужно…
    И не говори что повторяю твои слова, я только отправить пост собрался, а ты уже высказал мою мысль… А других у меня нет…
  3. Безусловно, молодёжный сленг обогащает язык новыми словами. Но из-за этого намного реже употребляется литературный язык, который и является Великим и Могучим. Поэтому думаю, что в целом наш язык обогащается, а в обыденном использовании сильно разрушается.

   Ведущий 1.  А будете ли вы сами употреблять слова молодёжного сленга лет в 40-50? (Слайд 14. Молодёжь).

   Ведущий 2. Среди членов молодёжной организации нашего города "Новая цивилизация" проходил социологический опрос. (Слайд 15. Результаты опроса на экране).

   Ведущий 1. ДА – ситуация (начальник, родитель и т.п.)

                        НЕТ – Почему?

   Ведущий 2.  Как же влияет молодёжный сленг на  ваши взаимоотношения с:

  1. Родителями.
  2. Педагогами.
  3. Сверстниками.

   Ведущий 1. Большинство новых сленговых слов возникает и эволюционирует вполне естественным образом из конкретных ситуаций. Так, появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий сопровождается появлением новых слов для их объяснения и описания. К примеру, в 60-х гг. ХХ в. не было ни персональных компьютеров, ни мобильных телефонов, да и музыканты не ходили "играть на кепку". Кроме того, каждому новому молодежному поколению также требуются некоторые новые слова, чтобы объяснить свой иной взгляд на существовавшие ранее вещи. Этот иной взгляд отражает, в том числе, и изменяющуюся культурно-историческую ситуацию, во время которой это поколение вступает в период своей молодости. (Слайд 16. Молодёжь).

   Ведущий 2. На ваш взгляд, "молодёжный сленг" – это норма или антинорма? (Слайд 17. Результаты опроса на экране). (Вывод: это не норма, и не антинорма. Это явление, которое было, есть и будет. Но при этом надо знать, где и с кем можно употреблять сленговые слова.)

   Ведущий 1. Закончить наш разговор хотелось бы словами Анны Ахматовой

                         … Не страшно под пулями мертвыми лечь,

                         Не горько остаться без крова, –

                         И мы сохраним тебя, русская речь,

                         Великое русское слово.

                         Свободным и чистым тебя пронесем,

                         И внукам дадим, и от плена спасем

                               Навеки!

   (Слайд 18. Стихотворение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

Круглый стол "Битва под Москвой"

Данное мероприятие направлено на  изучение переломных исторических событий во времена  Великой Отечественной Войны (битва под Москвой);  воспитывает чувство любви к Родине, чувств...

Исследовательский проект по русскому языку "Молодежный сленг:норма или антинорма".

Данная тема является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании. Актуальность темы заключается в том, что  молодежный сленг- одна из составляющих процесса развития языка, его п...

Проект "Молодежный сленг:норма или антинорма".

Данная тема является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании. Актуальность темы заключается в том, что  молодежный сленг- одна из составляющих процесса развития языка, его п...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Система организаторских отношений как нормы жизни районного объединения ДЮОД "Круглый Стол ДМОО Центрального района"

Создание условий и системы развития организаторских отношейний  в детском объелдинении - один из актуальных вопросов  по организации дизнедеятельности в коллективе. Внутреннее самоуправление...