Урок обществознания в 9 классе "Правовое государство"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Васюхина Юлия Константиновна

Через работу с письменными источниками с помощью элементов технологии критического мышления ( составлене кластера) у обучающихся  формируется представление о сущности и  признаках правового государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовое государство38.02 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_powerpoint.pptx323.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Правовое государство.

Цель: Разъяснить признаки правового государства.

Задачи:

Образовательные- Через работу с кластером раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие- Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные- Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Тип урока: учебное сотрудничество.

Методы: частично-поисковый,

Приемы работы: критического мышления(кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи.

Формы работы: групповая, в парах, индивидуальная.

Кластер- одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class-разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1. Стадия повторения изученного материала.

Государство, его признаки, функции, формы, политические режимы.

Государство- это организация власти в стране.

                            Приложение 1 (слайд 2)

Игра «составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д.  Учащимся предлагается набор карточек с надписями, соответствующими ячейкам схемы. В результате общей последовательной работы 3-4 учащихся , на доске должна получиться законченная схема- кластер).*

2. Стадия вызова.

-        Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство , чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?

-               Многие мыслители прошлого (Дж. Локк, Ш.Монтескье, И.Кант и др) и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Каковы признаки правового государства? Подумаем и мы.

* Все части схемы- карточки. Учитель сам решает, какие карточки он предлагает для игры, а какие- закрепляет на доске.

3.        Стадия осмысления.

-        На основе предложенных вам текстов документов, выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

группы.

Работа по группам с документами.

1.(разделение властей.)**

Ш. Монтескье, французский философ-просветитель:

«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью законодательной, то власть над жизнью и свободой граждан будет произвольной, ибо судья явится законодателем. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...»

2.(верховенство закона, взаимоответственность государства и гражданина, демократия.)

 Проанализируйте приведенные   высказывания немецкого философа-просветителя И. Канта:

— «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву. Но когда кто-то принимает решение в отношении другого лица, то всегда существует возможность, что он тем самым поступит с ним не по праву; однако такой возмож ности никогда не бывает в решениях относительно самого себя. Следовательно, только согласованная и объединенная воля всех в том смысле, что каждый в отношении всех и все в отношении каждого принимают одни и те же решения, стало быть, только всеобщим образом объединения воля народа может быть законодательствующей».

—        «...Надо повиноваться ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение».

3. (разделение властей.)

Французский просветитель,   правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал:

«Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполни тельная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы.

** Предполагаемые варианты ответов учащихся.

С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

4. (гарантия прав и свобод человека.)

Член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук Е.А. Лукашева дает следующую характеристику правам человека:

—        «Права человека — высшая ценность и как таковая является критерием «человеческого измере ния» противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение
культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной   и   социальной   деятельности   государств,    "правовой   и   нравственной   культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод,
принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
 Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и к его правам. И это по нятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей».

5. (гарантия прав и свобод человека, обеспечение прав и свобод.)

Кандидат юридических наук Н.С. Колесова утверждает:

 «Личные (гражданские) права... призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных внутренних ориентиров развития каждой личности.

...На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоречивых и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека».

6. (обеспечение прав и свобод.)

Закон и суд должны образовывать механизм, который уравновешивает противостояние власти и гражданина. Но это тоже жесткие, по необходимости формализованные конструкции. Закон не в состоянии предусмотреть в своих нормах всех безбрежных и неповторимых человеческих коллизий и конфликтов. Суд, действующий в рамках закона, тоже достаточно прочно связан «буквами» права. Поэтому в демократических обществах всегда искали какую-то «третью силу», стоящую между гражданином и властью, в том числе судебной, в известной мере корректирующую суровый и непреклонный закон. В античном республиканском Риме возникли народные трибуны. В Англии создали «суд справедливости».

Сейчас во многих странах существуют так называемые «омбудсмены»; они осуществляют, с одной стороны, парламентский контроль над госаппаратом, а с другой — являются «народными защитниками». Можно сказать так: если закон провозглашает права человека, то омбудсмен помогает их реализовать. Функции и статусы их различны в разных странах, но суть одна — гражданину есть куда обратиться за защитой своих прав (Ю. Феофанов, снсурналист).

7

Человек имеет два притязания: во- первых, на защиту от насилия; во-вторых, на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предоставляет ему правовое государство, значимость его взглядам и воле- демократия.

K.Яcnepc( философ)

8.(верховенство права, обеспечение прав)

Культурный человек и государство- это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже немыслим без государства.

Основной принцип правового, или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна и не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав.

Б. Кистяковский, правовед.

9.(гарантия прав человека.)

Мы считаем следующие истины бесспорными и очевидными сами по себе: что все люди созданы равными; что они получили от создателя некоторые неотчуждаемые права; что среди этих прав следует поставить на первое место жизнь, свободу и искание счастья; что для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что всякий раз, когда какая-нибудь форма правления оказывается гибельной для тех целей, ради которых она была создана, народ имеет право изменить или упразднить ее и создать новое управление, обосновав его на таких началах и придав власти такую форму, которые он найдет наиболее обеспечивающими безопасность и счастье (Декларация независимости Соединенных Штатов, принятая в Филадельфии 4 июля 1776 г.).

10. (верховенство закона. )

« Закон владыка над правителями, а они - его рабы»

Платон.

На основе работы с документами  каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита   кластера  группой    (краткий    комментарий).    Разъяснить    выделенные    признаки,    их необходимость.

Дополнительные вопросы:

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

                                  Приложение 1( слайд 3)

 Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3.  принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

  1. принцип разделения властей.
  2. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.
  3. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. 3.Наличие в стране гражданского общества.

 ДОМ.ЗАД,

Россия- правовое государство? Что необходимо сделать , чтобы она стала таковым?

Ответьте на этот вопрос дома в виде эссе.

РЕФЛЕКСИЯ. Учащиеся ( группой)  должны заполнить текст на карточке. Происходит закрепление материала.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом………..        (1). Правовое государство есть форма ограничения  ……         (2) правами и свободами человека. Поэтому….        (3) прав человека по отношению к государству явля ется его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного….             (4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный        ….(5). Поэтому для формирования правового государства большое….        (.6) имеет принцип связанности законодателя правами человека».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А)личность Б) правительство В)приоритет Г) компромисс Д) право Е)значение Ж) власть 3) общество И) свобода.

ИТОГ.

- На основе кластера и словарной статьи в учебнике( с.384) * **сделайте вывод о том, что такое правовое государство.

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

*** Боголюбов Л.Н. Обществознание.: Просвещение .-М. 2006

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Может ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку? Какой еще эпиграф вы можете подобрать? Объясните .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правовое государство

Слайд 2

Государство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Урок обществознания в 6 классе.Тема "Наше государство - Россия. Российская Федерация"

Цель урока:  воспитывать чувство гордости за нашу Родину; дать представление учащимся о таких понятиях, как  : - федерация; - субъекты федерации; - вексиллология. Расширить знания уч...

конспект урока обществознание по теме "Государство и экономика"

К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация и план урока....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Урок обществознания "Экономическая политика государства"

Тема урока представлена с опорой на краткие схемы, что позволяет лучше усвоить данный материал....

Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...

Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"

Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...