Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме:
Конспект урока по обществознанию.ТЕМА УРОКА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ.

Улановская Ольга Анатольевна

Этот конспект составлен для уроков обществознания в 11 классе на базовом уровне изучения по разделу "Право" и в профильном классе по курсу "Право". Он включает в себя формы урока, методы и приёмы обучения, формы организации учебной деятельности, цели и задачи урока, оборудование и дополнительные материалы, рефлексию, рабочий листок. (См. презентацию по теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_semeynoe_pravo_11_kl..doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий. 

ФОРМА УРОКА: лекция с элементами беседы и практической работы

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая

Цели и задачи  урока:

 

Обучающие: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Оборудование урока:

- компьютер, проектор; интерактивная доска

- мультимедийные презентация к уроку, составленные учащимися;

- схемы, таблицы, понятия;

 -Семейный кодекс РФ.

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

 Учащиеся должны знать, что:

  1. семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  1. в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами. 
  2. Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  3. Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)брак;

  1. семья;
  2. брачный договор;
  3. условия вступления в брак;
  4. права и обязанности супругов;
  5. договорный режим имущества супругов
  6.  формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять назначение семьи;
  2. раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;
  3. аргументировать свои ответы;
  4. Разрешать ситуации в семейных отношениях
  5.    высказывать собственную точку зрения.

СТРУКТУРА УРОКА

I Организационный момент.

II.Изучение нового материала

                                    План изучения нового материала:

1) Правовая связь членов семьи.

2) Вступление в брак и расторжение брака.

3) Права и обязанности супругов.

4) Права и обязанности детей и родителей.

5) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

III.Подведение итогов урока

IY.Домашнее задание

Оформление кабинета: на доске  записаны тема урока, план изучения нового материала, мысли мудрых о семье, мультимедиоматериалы, таблицы 

Предварительное задание: подготовить сообщения с мультимедийными  презентациями на тему « Имущественные права супругов» и « Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».

                                          Ход урока.

I.Организационный момент..(5 минут) Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку: наличие учебных принадлежностей, организация внимания и внутренней готовности, формирование групп, пересаживание учащихся, выдача комплекта материалов для работы.

 Вступительное слово учителя. На всём протяжении своего существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.

 Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.).   Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:

 Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Почему семья признаётся ценностью человечества?     

Класс делится на группы. ( перед вами рабочий листок, который вы должны заполнять по ходу урока для дальнейшего запоминания)  

Проставьте дату урока тему мы запишемем позже

1 группа учащихся готовят ответ на вопрос, что семья дает человеку(защиту, взаимопомощь, покой, продолжение рода, уважение, тепло и пр.); другая группа ищут ответ на вопрос, что семья дает государству(граждан, защитников, работников, налогоплательщиков),третья группа пишет синквейн (пятистрочное стихотворение без рифмы).

Пример:

семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
ячейка общества

семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей

четвёртая группа составляет кластер.

семья

Затем зачитывают, выявляют общее, дают определение, что такое «Семья», что обьединяет членов семьи (родство, общее хозяйство, дети, брак, права и обязанности и пр.). Записывают определения  в рабочий листок.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.

Вопрос: Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком?

Почему в брак можно вступать лишь с 18 лет?

Необходимо ли при вступлении в брак заключать брачный договор?

 На эти  и другие вопросы, касающиеся правового регулирования семейно-брачных отношений,  нам предстоит сегодня ответить.

Учитель : Семейное право, как и право гражданское, относится к правовой сфере, поэтому предмет и метод этих отраслей во многом совпадают. Не случайно некоторые юристы включают семейное право в состав гражданского права, подобно таким его разделам, как торговое, транспортное, страховое, наследственное. Однако большинство учёных рассматривают семейное право в качестве самостоятельной отрасли.

Нам с вами предстоит узнать, что представляет собой семейное право.

(Учитель демонстрирует презентацию)

(Слайд №1-2)Семейные отношения регулируются семейным правом.

Изучению данной отрасли отводится 2 часа Это и станет темой нашего урока. Запишите рабочий листок тему урока

 « Семья и брак. Правовые основы семьи и брака».

Основные вопросы темы: 

1) Правовая связь членов семьи.

2) Вступление в брак и расторжение брака.

3) Права и обязанности супругов.

4) Права и обязанности детей и родителей.

5) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня на уроке в центре внимания окажутся следующие вопросы(Слайд 3)

  1. Семейное право как отрасль
  2. Юридические понятия семьи и брака.

    III Условия вступления в брак и расторжения брака.

    IV.Правовое регулирование отношений супругов.

    VI .Брачный договор.

Вопросы, касающиеся правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей мы рассмотрим на следующем уроке.

Основные понятия:  (Слайд 4)

  1. Брак
  2. Семья
  3. Источники семейного права
  4. Субъекты и объекты семейных правоотношений.
  5. Условия вступления в брак
  6. Права и обязанности супругов
  7. Договорный режим имущества супругов
  8. Брачный договор

Цели нашего урока:

  1. актуализировать известные нам знания по семейному праву;
  2. получить более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве;
  3. конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов,
  4. понять специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений.
  1.   В ходе урока вы будете работать с источниками, находить ответы на вопросы, решать задачи, делать выводы,
  2.   Должны объяснять назначение семьи;
  3.   Раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;
  4.   Аргументировать свои ответы;
  5.   Разрешать ситуации в семейных отношениях;
  6.    Высказывать собственную точку зрения.

II.  Слайд № 5-6

Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

(Записать в рабочий листок)

Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Субъекты РФ могут решать самостоятельно конкретные вопросы семейного права (примером может быть снижение субъектами РФ брачного возраста).

Слайд №7

               

                                    Источники семейного права.

Семейный кодекс РФ         Конституция РФ     Гражданский кодекс РФ

     

Конвенция о правах           Федеральные           Законы субъектов РФ

      ребёнка                                 законы            

Гражданский                     Жилищный                 Трудовой

процессуальный                    кодекс                         кодекс

      кодекс

                              Уголовный               Уголовно-

                                   кодекс                   процессуальный кодекс  

               

Отметим, что основным федеральным законом в области правового регулирования семейных отношений является Семейный кодекс РФ(СК РФ)

III. Что такое правоотношения? (это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные права и обязанности).

На основе изучения нашей темы урока понятие «правоотношения» будет конкретизировано на примерах регулируемых нормами права отношений членов семьи.

 В последнее время мы наблюдаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях; в фактическом браке – длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами. Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы. Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Полома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

  1. Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком?
  2. Каковы условия и порядок заключения брака?
  3. Каковы условия прекращения брака?
  4. Когда брак признаётся недействительным?

На эти вопросы вы должны ответить самостоятельно, работая в группах с источниками.

Задания по группам

1 группа На основе Семейного кодекса РФ (Глава 1 Ст.1) и учебника (стр93) дать определения законному браку, а также выделить существенные характеристики, составив схему.(пример)

                                                    Признаки брака

Равноправный        союз       Единобрачный союз           Свободный союз

Союз мужчины и женщиныСоюз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

2 группа На основе Семейного кодекса РФ (Раздел 2 глава 3) и учебника (стр.94) определить условия заключения брака, а также обстоятельства, препятствующие заключению брака. (пример)

  1. достижение брачного возраста – 18 лет;
  2. добровольное согласие мужчины и женщины;
  3. отсутствие другого зарегистрированного брака;
  4. не должно быть близкого родства между брачующимися;
  5. лицо, вступающее в брак, не признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

                           Препятствия к заключению брака

  1. Нахождение в другом зарегистрированном браке;
  2. Близкое родство
  3. Усыновление
  4. Недееспособность обеих или одной стороны

3 группа. На основе Семейного кодекса РФ глава4 ст.16 и глава 5 ст.27 определить основания для прекращения брака, и признания брака недействительным.

(пример)

Брак недействителен

Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

Сокрытие супругами наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции

4 группа На основе Семейного кодекса РФ глава 4 ст.19 определить в каких случаях происходит расторжение брака ЗАГСе, а в каких случаях-в судебном порядке.

Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей

2. по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

- признан судом безвестно отсутствующим;

- признан судом недееспособным;

- осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Расторжение брака в судебном порядке

1. при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое).

Таким образом Брак -  зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) называется гражданским. Только такой брак даёт основания для возникновения семейных правоотношений.

Давайте определим субъектов и объектов семейных правоотношений, заполняя недостающие звенья в схемах.

                     Субъекты семейных правоотношений

Муж и жена            дети            усыновители                другие

                                                    и усыновлённые         родственники

                           Объекты семейных отношений

Действия членов семьи                                        Вещи

Заключение брака              развод                    дача         квартира   машина

Действия членов семьи могут быть правомерными и неправомерными. Например, заключение брака в органах ЗАГСА – правомерное действие, уклонение от уплаты алиментов – неправомерное.

Окончательно выяснить разницу между понятиями «брак» и «семья» можно при помощи ответов на следующие вопросы:

1) Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьёй?

2) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьёй?

V. Итак, брак – это ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности супругов.

Вернемся к определению семейного права. Какие отношения оно регулирует? Личные и имущественные правоотношения

Выступление по данному вопросу предоставляется учащемуся , которому дано опережающее задание подготовить презентацию по теме  «Правовое регулирование отношений супругов» по окончанию выступления выполнить задания в рабочем листке.

Личные правоотношения (права и обязанности) - возникают между супругами по поводу нематериальных благ.

Имущественные правоотношения (права и обязанности) возникают между супругами по поводу их общей совместной собственности, а также взаимного материального содержания.

Послушайте следующее высказывание «И тем не менее брачный договор – такая формальность, которая способна на корню погубить искренние чувства между супругами. Зачем писать гражданско-правовой  договор, надо просто быть человеком и по-доброму относится друг к другу. Заключать брачный договор – это все равно что при первом объясенении в любви в доказательство своего чувства предъявить невесте справку из домоуправления…»

VI. Закрепление полученных знаний мы проведём , решив задачи. Слайды.

Рефлексия.

VIII. Ребята, пригодятся ли ваши знания , полученные на уроке, и где, приведите примеры. вы можете сделать по изученной теме?

И закончить я хочу урок  опять же словами Ильи Резника

Семья – источник изначальный

 Небесным ангелом хранимый,

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех, неразделимы!

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани! (И.Резник)

Домашнее задание:

На  выбор:

1.Прочитать параграф №9, ответить на вопросы в конце параграфа

2.Написать эссе на темы:  «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»  Ф.Адлер, « Хорошее дело браком не назовёшь» , «Там где начинается быт, заканчивается любовь»

3. Разбившись на пары, составить брачный контракт

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рабочий листок урока по теме:

____________________________________________________

Дата урока: ____________

Ответьте на вопросы

1 группа Что семья дает человеку? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа  Что семья даёт государству?_________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа  Составить синквейн

1  ____________________

2______________________________________________________________

3______________________________________________________________

4______________________________________________________________

5_______________________________________________________________

4 группа Составьте кластер

семья

 

______________-  это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

_____________-  это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.

 ____________ - совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

                                План урока:

  1. Семейное право как отрасль
  2. Юридические понятия семьи и брака.

    III Условия вступления в брак и расторжения брака.

    IV.Правовое регулирование отношений супругов.

    VI .Брачный договор.

Задание №1  Составить схему:      

                                        Источники семейного права

Задание № 2

1 группа На основе Семейного кодекса РФ (Глава 1 Ст.1) и учебника (стр93) дать определения законному браку, а также выделить существенные характеристики, составив схему

2 группа На основе Семейного кодекса РФ (Раздел 2 глава 3) и учебника (стр.94) определить условия заключения брака, а также обстоятельства, препятствующие заключению брака

3 группа. На основе Семейного кодекса РФ глава4 ст.16 и глава 5 ст.27 определить основания для прекращения брака, и признания брака недействительным.

4 группа На основе Семейного кодекса РФ глава 4 ст.19 определить в каких случаях происходит расторжение брака в  ЗАГСе, а в каких случаях - в судебном порядке.

Задание № 3 Заполнить схемы.                   

                                                  1)Субъекты семейных правоотношений

__________      __________         ____________  ____________

                                                      2) Объекты семейных отношений

________      __________           ___________   _____________

Задание №4  Заполнить схему.

                                Права и обязанности супругов

                           Личные                               Имущественные

__________          _________           ________        ________        _______

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале

Критерии оценки:

  1. Весь урок активно работал, материал урока освоил полностью – 10 баллов;
  2. Часто работал на уроке, материал урока освоил на 80 %- 8 баллов;
  3. Работал на уроке добросовестно, редко отвечал, материал освоил на 50% - 5 баллов;
  4. Работал плохо, редко отвечал, материал не понял – 3 балла.

______________________________________________________________

В чём, по вашему мнению причины низкой самоооценки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание на выбор

1.Прочитать параграф №9, ответить на вопросы в конце параграфа

2.Написать эссе на темы:  «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»  Ф.Адлер, « Хорошее дело браком не назовёшь» , «Там где начинается быт, заканчивается любовь»

3. Разбившись на пары, составить брачный контракт.

СМ.РАЗДЕЛ ПРЕЗЕНТАЦИИ


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все...

Устный журнал "Дятел"

Данная презентация необходима при проведении урока по природоведению в 5 классе...

И.С.Тургенев , к уроку

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТ УРЫ В 10 КЛАССЕ...

Пересадка растений. Перевалка.

При изучении данного материала дети часто путают понятия: пересадка и пересадка способом перевалки. На данном уроке, при...

"История России в 1900-1930-е годы"

Тест по истории России для 11 класса в формате ЕГЭ. В тест включены задания по истории России с 1900 по 1930-е годы, кот...

Урок в 5 классе "Здоров-значит счастлив"

Данный интегрированный урок предназначен для проведения в 5 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,...

Призентация по подготовке 11 класса к ЕГЭ раздел"Оптика"

Данная презентация позволяет осуществлять подготовку учащихся  к экзамену по задачам различного уровня сложности ча...

Родителям выпускников 11 классов

Даны основные рекомендации для родителей выпускников....

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

 Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматрива...

Броневой щит Родины

Данная презентация была подготовлена к 65-летию Великой Победы. В ней отражается героическая роль г. Новокузнецка, его ж...