Главные вкладки

    Классный час по обществознанию (7 класс) на тему:
    Классный час по теме "Молодёжный экстримизм"

    Данный материал посвященн разговору о молодежном экстремизме. Может использован для проведения классных часов 7-9 кл. и уроков обществознания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kl_chas_molodezhnyy_ekstremizm.docx23.28 КБ
    klassnyy_chas_britogolov_rossia.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Патриотизм и национализм.

    «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника».  Б.Шоу.

    Классный час, посвящённый разговору о молодежном экстремизме. Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодежных субкультур. По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в т.ч. движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические меры не могут быть излишними или избыточными. В ходе часа общения на эту актуальную тему дети получают информацию о движении скинхедов, учатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

    Цели: 
    расширить представление детей о молодежной субкультуре;

    формировать негативную оценку такого явления, как национализм;

    формировать критическое отношение к модным молодежным течениям; 

    воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям других национальностей;

    побуждать к самопознанию, саморазвитию, самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

    Подготовительная работа:

    - написание исследовательской работы

    - распределить роли среди участников

    - 3 участника, которые выступают от имени скинхедов, могут использовать в одежде соответствующую атрибутику

    Оборудование: телевизор, DVD-плеер, фильм «Мы из будущего».

    Оформление: на доске написать эпиграф классного часа.

    План классного часа:

    1. Вступительная беседа

    2. Работа с понятиями «национализм», «патриотизм».

    3. Информационный блок «Портрет  явления».

    4. Проблемная ситуация «Друзья и враги России».

    5. Заключительное слово «Национализм – это скрытый патриотизм?».

    Ход классного часа.

    1.Вступительная беседа.

    Как вы считаете, что общего между Филантропией, Гуманизмом и богиней Венерой?

    (филантропия – бескорыстная помощь людям; гуманизм – человеколюбие; Венера – богиня любви)

    Вывод: объединяющим понятием может служить слово любовь: любовь к человеку, к людям, человечеству.

    2.Работа с понятиями «национализм» и «патриотизм».

    Есть еще два понятия, имеющие отношение к любви. Но это любовь к Родине.

    - Скажите, что для вас любовь к родному краю? (ответы детей)

    Что может быть лучше России, 

    Когда в январе по ночам 

    Над белой равниною зимней 

    Озябшие звёзды молчат. 

    Спросите об этом у дома, 

    Где мать ждёт всегда сыновей, 

    Что может быть лучше России, 

    Судьбы и надежды моей. 

    Подумайте и напишите характерные черты, отличающие два понятия «национализм» и «патриотизм».

    Патриотизм Национализм

    Любовь к Родине Возвышение своей нации

    Равное существование с другими нациями Принижение других наций

    Готовность служить Родине Готовность из корысти защищать себя

    Преданность Жестокость, насилие

    На основании перечисленных черт дайте определение национализму и патриотизму.

    Учащиеся знакомятся с определениями патриотизма и национализма

    Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

    Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готовность служить Родине и ее интересам.

    Философия, политология, экономика: Учебный словарь. – Горно-Алтайск: Академия Холдинг, 2003. 

    Под патриотизмом подразумевается любовь человека к Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

    Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи за поражения.

    3.Информационный блок «Портрет явления».

    У вас на столах лежат листы с верными и неверными утверждениями.

    № Согласны ли вы, что… До чтения После чтения

    1 Изначально национализм – это форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия.

    2 Национализм возникает на основе роста национального самосознания

    3 Национализм необходим для защиты прав и культурной самобытности нации

    4 Национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации 

    5 Национализм всегда приводит к торжеству идеи превосходства и исключительности собственных представителей над ценностными ориентирами «чужих» наций.

    6 Национализм – это возведенный в п степень патриотизм.

    Если возникают сомнения в группах, выдается текс и по ходу чтения ставят пометки в колонке «После чтения» таблицы.

    НАЦИОНАЛИЗМ – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования этнической общности социокультурного и общегражданского характера в форму политических целей и властных притязаний.

    Национализм возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста или активизации поддержки политики национального государства гражданами, относящимися к определенной социально-этнической общности. В самом общем виде национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности нации, усиления гарантий социальной адаптации граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.

    Национализм возник в конце 18 в. как форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия. В настоящее время национализм выступает средством адаптации граждан на основе национальной идентичности, сохранения целостности и социальной однородности общества. В то же время национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации и утверждению его превосходства над другими национальными группами, что непосредственно связано с антидемократическими тенденциями в политическом процессе, распространением сепаратизма и изоляционизма.

    В содержательном плане национализм может основываться на идеях резкого разрыва с традиционными ценностями государства; признания нецелесообразности сочетания своих идеалов и культурных норм других национальных общностей; утверждения превосходства и исключительности собственных представлений над ценностными ориентирами «чужих» наций. Как форма идеологии и политики национализм противостоит космополитизму и интернационализму.

    Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. – М.: Об-во «Знание» России, 1993.

    - Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

    Просмотр эпизода фильма (на 8 мин.30 с, 14 мин.50 с.)

    Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя русскими патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию.

    Просмотр эпизода фильма (на 1 час.11 мин.11 с.)

    Скинхеды. Бритоголовые… Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего классного часа. Тема обсуждения – русские скинхеды.

    К доске выходят 3 «скинхеда».

    - Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их программа?

    Скинхед 1. Первые скинхеды появились в Англии в 1968 г. Их лозунгом было «Пиво, рок-н-ролл и футбол». Главными врагами скинхедов были «теды» и «моды» - так называли себя модные рабочие, которые в одежде и манерах подражали богачам. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Кроме того, скины ненавидели пакистанцев, но не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы были для скинов своими парнями, потому что трудились с ними на одних фабриках.

    - Какие атрибуты внешности выделяли представителей этого движения?

    Скинхед 1. Первые скинхеды не были бритоголовыми. Они носили короткие стрижки, протестуя против тогдашней моды на длинные волосы. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров.

    - Как же скины превратились в нацистов и расистов?

    Скинхед 1. К 1973 году движение скинхедов сошло на нет – парни повзрослели и обзавелись семьями. Но в конце 70-х годов правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целый ряд отраслей добывающей промышленности, что привело к невиданному росту безработицы. Тут снова появились скинхеды, но это была уже не рабочая аристократия, а деклассированные элементы. И воспитывались они не на расслабляющем регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми скинами работали идеологи неонацистов, которые и подкинули лозунг «Сохраним Британию белой».

    - Как к этому перерождению отнеслись скины первой волны?

    Скинхед 2. Они были возмущены тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами были ожесточенными, для их разгона приходилось даже вызывать войска. В итоге скины разделились по идеологическим причинам на нацистов, «трэдов» (традиционные скинхеды-пролетарии) и «шарпов» (скинхеды-коммунисты).

    - Чем они внешне отличаются?

    Скинхед 2. Внешне скины мало чем отличаются друг от друга: у «шарпов» нашивки с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и красные шнурки в ботинках, у нацистов – свастика на рукаве и белые шнурки. «Шарпы» получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании (особенно в Стране басков), наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существуют группировки скинов-негров, скинов-пуэрториканцев и скинов-евреев. В Германии наци-скины прославились избиениями и убийствами гастарбайтеров (в основном турок).

    - По мнению правоохранителей в России сейчас уже десятки тысяч скинхедов. Когда это движение проникло в нашу страну?

    Скинхед 2. Скинхеды в России появились в начале 90-х годов. Тогда это были дети бедняков, безработных. Постепенно движение набрало силу, стало многочисленным. Сегодня скинхедами становятся дети представителей среднего и мелкого бизнеса, для которых «инородцы» - это в первую очередь конкуренты в семейном бизнесе.

    - Что представляют собой российские скинхеды?

    Скинхед 3. Сейчас группировки скинхедов организованы в «фирмы», каждая из которых имеет свой устав, традиции, атрибуты. Есть у них и своя пресса, свои сайты в интернете. Музыкой скинхедов считается стиль «ой!», синтезированный из панка, трэша и ска.

    - Какова идеологи этих «фирм»?

    Скинхед 3. Делить «фирмы» по идеологическим течениям – все равно, что пытаться систематизировать хаос. Большинство скинхедов опираются на идеи Гитлера, но для одних главное – Россия, для вторых – «Зенит», для третьих – собственное «я». Одни считают себя славянскими язычниками, другие – защищают православие, хотя Библию мало кто из них читал. Большинство скинхедов – националисты.

    - Против кого направлена активность российских бритоголовых?

    Скинхед 3. Боевые «фирмы» лупят не только приезжих. Достается от них и другим неформалам, которые якобы позорят нацию. Многие «фирмы» выступают против наркотиков, алкоголя, курения. Поэтому нападают на наркоманов, бомжей, алкоголиков.

    - Легко ли выйти из группировки?

    Скинхед 3. Из большинства группировок выход свободный, но у некоторых за это могут, как минимум, избить до полусмерти. От «борьбы» отходят постепенно, с возрастом и появлением семей.

    4. Проблемная ситуация «Друзья и враги России».

    Желание блага России – вот что движет патриотами. Но благо это можно понимать по-разному. Две точки зрения озвучат Айсина и Наташа.

    Ученица 1. На мой взгляд, скины – неотъемлемая часть общества. Это хищники, санитары, регулирующие численность особей в обществе. У бритоголовых есть крупные организации, объединяющие десятки «белых воинов». У них есть свои СМИ, сайты в Интернете, стиль музыки, стиль одежды, история, герои и кумиры, фильмы. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать наличие новой культуры, а самих скинхедов – полноправными членами общества? Уже слишком многим людям надоело видеть на рынках черные рожи, пытающиеся обмануть и обжулить русских, и слушать кавказскую речь. Половина Сибири сидит без электричества, люди не получают зарплату, а деньги идут на помощь беженцам и в карман евреям. Мне важен престиж моей нации, здоровье ее и ее детей. Я – скингерл. Накапливая соответствующие знания, я получаю возможность помочь моей стране «сверху». Я буду бороться за белое и счастливое будущее Великой Руси.

    Ученица 2. Утверждаю: есть черта, за которой люди, подымающие флаг русского блага, однозначно и категорично, объективно, а не по нашим предвзятым оценкам, становятся врагами своего народа. Для иллюстрации приведу стихотворение известного барда, поэта, ученого Александра Городницкого:

    Процесс невеселый начат.

    Дрожи, просвещенный мир…

    Россия для русских, - значит:

    Башкирия – для башкир.

    Не будет уже иначе, -

    Гори, мировой пожар.

    Россия для русских, - значит:

    Татария – для татар.

    Недолго нам жить, недолго.

    Все способы хороши.

    Вернут себе снова Волгу

    Марийцы и чуваши.

    Опомнимся, - будет поздно.

    Полгода пройдет, а там –

    Чеченцам – обратно Грозный,

    Якутию – якутам.

    Долины, хребты, алмазы,

    И золото, и руда.

    Держава погибнет сразу,

    Отныне и навсегда.

    Забыв об имперской славе,

    Лишившись морей, как встарь,

    Московией будет править

    Уездный московский царь.

    Конец богатырской силе.

    Не видно в ночи ни зги.

    Так кто же друзья России

    И кто же ее враги?

    Как же относиться к скинхедам и другим националистам? Они друзья или враги России?

    5.Заключительное слово «Национализм – это скрытый патриотизм?».

    В заключение классного часа предлагаю вам поделиться своими размышлениями о сущности национализма в сочинении-размышлении «Национализм – это скрытый патриотизм?»

    Желаю вам никогда не путать патриотизм с чем-то другим. Будьте всегда патриотами! Помните, «наша истинная национальность – человек» (Герберт Джордж Уэллс)


    Предварительный просмотр:

    Сценарий классного часа «Бритоголовая Россия» для 7-10 классов

    Здоровая нация так же не замечает своей национальности,

    как здоровый человек - позвоночника

    (Бернард Шоу)

    Классный час, посвященный разговору о молодежном экстремизме. Об актуальности этой темы говорят участившиеся   столкновения на расовой и национальной почве. При этом  объектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

    По признанию руководителей  МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже  угрожает национальной безопасности  России и  никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными.

    Предлагаемый сценарий - час общения на актуальную тему. В ходе этого часа дети получают информацию о движении скинхедов, учатся критически оценивать в ходе обсуждения.

     

    Цели: расширить представление детей о молодежной субкультуре;  формировать негативную оценку таких явлений, как национализм, ксенофобия, экстремизм, формировать  критическое отношение к модным молодежным течениям; воспитывать чувства национального достоинства, уважения к  представителям других национальностей;  побуждать к самопознанию, саморазвитию, самореализации,  к проявлению активной жизненной позиции.

    Подготовительная работа с детьми

    1. Распределить роли среди участников (5 учеников).
    2. Два участника, которые выступают от имени скинхедов, могут использовать в одежде соответствующую атрибутику.
    3. Предложить 2-3 ученикам сделать компьютерный слайд-фильм (презентацию) об акциях скинхедов, о судебных процессах над скинхедами.

    Оборудование

    Компьютер (для демонстрации презентации).

    Оформление

    На доске написать значение слов «экстремизм», «ксенофобия».

    План классного часа

    I. Вступительная беседа.

    II. Работа с понятиями «Экстремизм. Ксенофобия»

    III. Информационный блок. Портрет явления.  

    IV. Дискуссия.

    V. Проблемная ситуация. «Друзья и враги России».

    VI. Заключительное слово. «Русский крест»

    VII. Подведение итогов (рефлексия)

    Ход классного часа

    I. Вступительная беседа.

    Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

    – Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

    Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

    Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией.  Вы входите в их число?

    (Дети отвечают)

    II. Работа с понятиями «Экстремизм. Ксенофобия»

    Классный руководитель. В словаре Ожегова «ксенофобия» – это ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

    «Экстремизм» – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).

    Предлагаю  разобрать смысл понятий «ксенофобия» и «экстремизм».

    Первая группа  ответит на вопрос: есть ли в современной России экстремизм? Какие крайние взгляды и меры предлагают современные экстремисты?

    Вторая группа даст ответ на вопросы: есть ли у нас в стране  ксенофобия? На кого направлена ненависть современных ксенофобов в России?

    Примерные ответы:

    Первая группа:  изгнать «кавказцев, с рынка, запретить въезд гастарбайтеров, расстрелять всех взяточников, посадить всех олигархов и т.п.

    Вторая группа: ненависть к кавказцам, таджикам, китайцам, вьетнамцам, евреям, американцам и т.п.

    Классный руководитель. Почему чаще всего скинхедов связывают с этими понятиями?

    (Скинхеды демонстрируют ненависть и нетерпимость ко всему чужому и используют экстремистские методы (драки, теракты, убийства)

    III. Информационный блок. Портрет явления.  

    Классный руководитель. Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица.   Они  называют себя русскими патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим  цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию.

    Скинхеды. Бритоголовые…Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего классного часа.

    Тема обсуждения – русские скинхеды. Информационный блок в форме интервью подготовили (имена, фамилии)

    К доске выходит ведущий и три «скинхеда»

    Ведущий 1. Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их положительная программа?

    Скин 1. Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Их лозунгом было «Пиво, рок-н-ролл и футбол».  

    Ведущий 1. Против кого было направлено это движение?  

    Скин 1.  Главными врагами скинхедов были «теды» и «моды» – так называли себя молодые рабочие, которые в одежде и манерах подражали богачам. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Кроме того, скины ненавидели пакистанцев, но не как инородцев, а как торгашей.  А негры и арабы, были для скинов своими парням и, потому что трудились с ними на одних фабриках.

    Ведущий 1.  Какие атрибуты внешности  выделяли представителей этого движения?

    Скин 1.  Первые скинхеды не были бритоголовыми они носили короткие стрижки, протестуя против тогдашней моды на длинные волосы. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров.

    Ведущий 1.  Как же скины превратились в нацистов и расистов?

    Скин 1.  К 1973 году движение скинхедов сошло на нет – парни повзрослели и обзавелись семьями, Но в конце 70-х правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целый ряд отраслей добывающей промышленности, что привело к невиданному росту безработицы. Тут снова появились скинхеды, но это была уже не рабочая аристократия, а деклассированные5 элементы. И воспитывались они не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми скинами работали идеологи неонацистов, которые и покинули лозунг  «Сохраним Британию белой».

    Ведущий 1.  Как к этому перерождению отнеслись скины первой волны?

    Скин 1.  Они были возмущены тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами были ожесточенными, для их разгона приходилось даже вызывать войска.

    В итоге скины разделились по идеологическим причинам на нацистов, «трэдов» (традиционные скинхеды-пролетарии) и «шарпов» (скинхеды-коммунисты)

    Ведущий 1.  Чем они внешне отличаются?

    Скин 1.  Внешне скины мало чем отличаются друг от друга: у «шарпов» нашивки с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и красными шнурками в ботинках, у наци – свастика на рукаве и белые шнурки. «Шарпы» получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании (особенно в Стране басков), наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существуют группировки скинов-негров, скинов-пуэрториканцев и скинов-евреев.  В Германии наци-скины прославились избиениями и убийствами гастарбайтеров (в основном турок).  

    Ведущий 1.  По мнению правоохранителей, в России сейчас уже десятки тысяч скинхедов. Когда это движение проникло в нашу страну?

    Скин 2.   Скинхеды в России появились в начале 90-х. Тогда это были дети бедняков, безработных. Постепенно движение набрало силу, стало многочисленным. Сегодня скинхедами становятся  дети представителей среднего и мелкого бизнеса, для которых «инородцы» – это в первую очередь конкуренты в семейном бизнесе.

    Ведущий 1. Что представляют собой российские скинхеды?  

    Скин 2. Сейчас группировки скинхедов организованы в «фирмы», каждая из которых имеет свой устав, традиции,  атрибуты.  Есть у них  и своя пресса, свои сайты в интернете. Музыкой скинхедов считается стиль «ой!», синтезированный из панка, трэша и ска.  

    Ведущий 1. Какова идеология этих фирм?

    Скин 2.  Делить «фирмы» по идеологическим течениям – все равно, что обобщать хаос. Большинство скинхедов опираются на идеи Гитлера, но для одних главное – Россия, для вторых – «Зенит», для третьих – собственное «я». Одни считают себя славянскими язычниками, другие – защищают православие, хотя Библию мало кто из них читал. Большинство скинхедов - националисты. Они не являются шовинистами, не возвышают свой народ над всеми белыми народами вообще, а испытывают гордость, ощущение принадлежности к определённому народу, интересуются обычаями и традициями своей страны и этноса. Почти все «правые» скины любят свою расу, нацию и Родину, и патриотизм  - для них не пустой звук.  

    Ведущий 1. Знатоки утверждают, что все группировки бритоголовых объединяют два принципа: ненависть и насилие.

    Скин 2. Да, можно сказать, что их основным инстинктом является патологическое неприятие различного рода меньшинств. И воплотить свою ненависть они могут только в насилии. 

    Ведущий 1. Против кого направлена активность российских бритоголовых?

    Скин 2.  Боевые «фирмы» лупят не только приезжих. Достается от них и другим неформалам, которые якобы позорят нацию. Многие фирмы выступают против наркотиков, алкоголя, курения. Поэтому нападают на наркоманов, бомжей, алкоголиков.

    Ведущий 1. Легко ли выйти из группировки?

    Скин 2.  Из большинства группировок выход свободный, но у некоторых за это могут, как минимум, избить до полусмерти. От «борьбы» отходят постепенно, с возрастом и появлением семей.

    IV. Дискуссия. «Мода на экстремизм?»

    Классный руководитель. 80% российских бритоголовых – старшеклассники, учащиеся ПТУ и безработные.  Как вы думаете, что привело их к скинхедам?

    Примерные ответы

    – Желание быть крутым, выпендреж, погоня за модой.

    – Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы

    – Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде

    – Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство одиночества

    – Засилье инородцев в России

    – Демонстративное унижение коренных жителей инородцами

    – Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки, секции, стадионы, спортплощадки и т.п.)

    Классный руководитель. Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные причины популярности бритоголовых  экономический кризис и развал системы  образования. Но где истоки той ненависти, которая является основной движущей силой молодежных группировок?

    Вот  мнение одного исследователя: В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения личного успеха,  однако реальность такова, что большинству придется до конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь, перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем этой ненависти...» Согласны ли  вы с такой точкой зрения?
    (Дети отвечают)

     Долгое время правоохранительные органы России отрицали существование русских скинхедов. Но возросшая активность бритоголовых, международные скандалы, связанные с гибелью иностранцев вынудили МВД  признать, что в  России существуют фашистские группировки молодежи. Правоохранители объявили войну экстремизму и фашизму.  Показ роликов со сценами избиения, убийство бездомных, и темнокожих, призывы к уничтожению иногородних – за такие преступления сотни молодых людей проведут  в тюрьмах или колониях  лучшие годы жизни.

    В некоторых городах  всех учителей обязали сообщать в милицию, о тех учениках, которые стали скинхедами. Какие методы борьбы с экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

    (Нужно повышать уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования, наладить воспитательную работу и т.п.)  

    – Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей. Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

    (Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

    – Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении.  Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

    – Известная американская  исследовательница высказала мысль, что молодежь – это социальный бульдозер, расчищающий путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

    – Для каких изменений может расчистить путь бритоголовая молодежь?

    V. Проблемная ситуация. «Друзья и враги России».

    Классный руководитель. Желание блага России – вот что движет патриотами. Но благо это  можно понимать по-разному.

    Две точки зрения озвучат (имена, фамилии).

    Ученик 1. На мой взгляд, скины – неотъемлемая часть общества. Это хищники, санитары, регулирующие численность особей в обществе.  

    У бритоголовых есть крупные организации, объединяющие десятки  «белых воинов». У них есть  свои СМИ, сайты в Интернете; стиль музыки, форма (стиль) одежды, история, герои и кумиры, фильмы. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать наличие новой культуры, а самих скинхедов – полноправными членами общества? Уже слишком многим людям надоело видеть на рынках черные рожи, пытающиеся обмануть и обжулить русских, и слушать кавказскую речь. Половина Сибири сидит без электричества, люди не получают зарплату, в больницах нет нужных лекарств, а деньги идут на помощь беженцам и в карман евреям. Мне важен престиж моей нации и здоровье ее и ее детей. Я – skingirl. Накапливая соответствующие знания, я получаю возможность помочь моей стране «сверху». Я буду бороться за белое и счастливое будущее Великой Руси».

    Ученик 2.  Утверждаю: «есть черта, за которой люди, подымающие флаг русского блага, однозначно и категорично, объективно, а не по нашим предвзятым оценкам, становятся врагами своего народа».

    Для иллюстрации приведу стихотворение  Александра ГОРОДНИЦКОГО:

    Процесс невеселый начат.

    Дрожи, просвещенный мир…

    Россия для русских, — значит:

    Башкирия — для башкир.

    Не будет уже иначе, —

    Гори, мировой пожар.

    Россия для русских, — значит:

    Татария — для татар.

    Недолго нам ждать, недолго.

    Все способы хороши.

    Вернут себе снова Волгу

    Марийцы и чуваши.

    Опомнимся, — будет поздно.

    Полгода пройдет, а там —

    Чеченцам — обратно Грозный,

    Якутию — якутам.

    Долины, хребты, алмазы,

    И золото, и руда.

    Держава погибнет сразу,

    Отныне и навсегда.

    Забыв об имперской славе,

    Лишившись морей, как встарь,

    Московией будет править

    Уездный московский царь.

    Конец богатырской силе.

    Не видно в ночи ни зги.

    Так кто же друзья России

    И кто же ее враги?

    Классный руководитель. Как же  относиться к скинхедам?  Они друзья или враги России?

    (Дети высказываются)

    Примерные высказывания:

    – Скинхеды – истинные друзья России. Они выступают за сохранение русской нации.

    – Активность скинхедов может привести к распаду России, значит, они враги. В России так много национальностей и религий, что в случае возрастания религиозной и национальной нетерпимости она просто не сможет сохраниться как федерация.

    – Настоящие друзья России не лезут в политику. А спокойно делают свое дело для процветания Родины.

    – Почему обязательно друзья или враги? Разве нельзя просто жить и наслаждаться жизнью? И не лезть в политику!

    Классный руководитель. «Don’t worry! Be happy!» Не беспокойся! Будь счастлив! Это припев популярной молодежной песенки. С ним перекликается  цитата из книги Рэя Брэдберри:

    «…Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше - ни одной. … Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, - ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут делать выводы и обобщения… Ибо это ведёт к меланхолии!  Нет, к чёрту! Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше того, что вызывает простейшие, автоматические рефлексы!»

    Это было написано в 1951 году. Актуально ли звучат эти слова сегодня? Нужна ли нам активная жизненная позиция?

    (Высказывания детей)

    VII. Заключительное слово. «Русский крест».

    Классный руководитель. Скинхеды любят изображать свастику, кельтский крест. Но эти кресты Россия  уже одолела. Сейчас ей угрожает другой крест.

    Статистика неумолима: население России стремительно вымирает.  Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью тянут Россию в демографическую яму. Появилось даже такое выражение «русский крест», когда нисходящая кривая рождаемости перечеркивается восходящей кривой смертности (рисует на доске диаграмму).

    А это значит, что на просторах России скоро некому будет работать. И неизбежно становится появление на нашей земле мигрантов. Некоторые специалисты называют цифру в 800 млн. ежегодно в течение 20 лет. 

    Спасти Россию от этого креста можно только путем повышения рождаемости и сокращения смертности. Но пока россияне  продолжают уходить из жизни из-за пьянства и наркомании, преступности, производственного, транспортного и бытового травматизма и, наконец, суицида. По утверждению специалистов, проблемы подобного рода относятся к разряду системных, а это значит, что их решение не может носить «кампанейский» характер. Никакие пособия по рождению детей не заменят населению нормальных государственных институтов и справедливой организации общества, построенного на уважении к каждой образующей его личности.

    Вы спросите: «А причем тут скинхеды?»

    На этот вопрос можно ответить словами Бернарда Шоу, которые мы выбрали эпиграфом к классному часу (читает). Нам всем нужно выздоравливать.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Классный час по теме "Молодёжный экстримизм"

    Данный материал посвященн разговору о молодежном экстремизме. Может использован для проведения классных часов 7-9 к...

    Классный час "Молодёжный сленг: "за" и "против".

      Воспитание правовой культуры старшеклассников. Ознакомление с основами молодёжной субкультуры....

    Экстримизм в современной России.

    Классный час с элементами интерактивной беседы.Цель:  Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и пониман...

    Круглый стол по теме "Молодёжный сленг: норма или антинорма?"

    Классный час на тему "Молодёжная речь: норма или антинорма?" заставляет учащихся задуматься о судьбе русского языка. кла...

    Классный час "Молодёжный сленг, жаргон"

    Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о молодёжном сленге, жаргоне....

    Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

     Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на чело...

    классный час "Как исполнить свои мечты"

    цель данного классного часа познакомить учащихся с самооценкой и ее влиянием на становление личности, а также на нравств...

    Классный час на тему "23 февраля"

    Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества.В России ее называли Великой или...

    Классный час на тему"Толерантность".

    Основная цель классного часа дать представление о толерантности, толерантной личности, толерантном  отношении....

    Классный час «Я имею право…»

    Классный час призван познакомить  учащихся с основными правами и провыми документами по правам человека; сформирова...