Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме:
    рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль

    Лина Сергеевна Овчаренко

    рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    10_kl_profil_3_chasa.doc224 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Домодедовская гимназия № 5

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    ______________

                                       Болмазова Е.В.

    «___» _________2012г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    По обществознанию________________________________________________

    Класс 10-в_________ _______________________________________________

    Учитель Овчаренко Лина Сергеевна_________________________________

    Срок реализации 2012 – 2013 учебный год____________________________

    Количество часов в неделю 3________________________________________

    Количество часов в год  102_________________________________________

    Тип школы гимназия______________________________________________

    Особенность класса 10-б- социально-гуманитарный профиль___________

    Автор программы Л.Н.Боголюбов, Н.Л. Городецкая, Л.Ф.Иванова». «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторы: - М.: «Просвещение, 2010.

    УМК Учебник «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009; Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова; Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2007._____________________________________________________________

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень)  и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов,  Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.

     При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

        - Учебник «Обществознание. 10 класс: профильный уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;

         - Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

         - Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

         - Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

    Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2010 – 2011 учебный год.

    Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

    Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.

    Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.  

    В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

    Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

     Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
          Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

    Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

    развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

    овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

    формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.   

      Данная Рабочая программа предназначена для использования в 10Б (социально-гуманитарном) классе средней общеобразовательной школы, изучающего обществознание на профильном уровне.

    Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:

    - сокращение  на 3 часа (с 105 до 102 часов, предусмотренных учебным планом),

    - использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов):

    Расширение программы

    Тема

    Кол-во часов в авторской

    программе

    Кол-во часов

    в рабочей

    программе

    Цель изменения

    1

    «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

    12

    15

    Уделить особое внимание  основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии.

    2

    «Общество и человек»

    20

    24

    Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический.

    3

    «Деятельность как способ существования людей»

    8

    13

    С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

    4

    «Сознание и познание»

    14

    21

    Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии,  философии науки.

    5

    «Личность. Межличностные отношения»

    26

    29

    Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения -  через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание  специфике общения в современном мире.

    Резервное время

    25

    -

    Итого:

    105

    102

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)

    10 класс (профильный уровень)

          Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12ч.+3 ч.=15ч.)

          Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

          Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

          Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
          Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

          Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

          Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

     Добавлены темы:  «Специфика философского знания», «Мотивы выбора профессии»,  «Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность»

     Т е м а  2. Общество и человек (20ч.+4 ч.=24ч.)

          Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

          Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
          Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

          Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

          Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
          Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
          Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
          Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

          Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

          Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

    Добавлены темы:  «Общественные отношения», «Сферы общественной жизни», «Восток и Запад в диалоге культур», «Факторы изменения социума».

       

      Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (8ч.+5 ч.=13ч.)

          Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
          Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
          Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

          Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

     

     Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».

       

      Т е м а  4. Сознание и познание (14ч.+7 ч.=21ч.)

          Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
          Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

          Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

           Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

          Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

          Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

           Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

    Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».

       

      Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (26ч.+3 ч.=29ч.)

          Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

           Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

          Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

           Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

          Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

          Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

           Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
          Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
          Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

           Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

           Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

           Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

    Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

    УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                            

    В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

    Знать/понимать

    1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
    2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
    3. основные социальные институты и процессы;
    4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
    5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

    Уметь

    1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
    2. осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    3. анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
    4. сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
    5. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
    6. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
    7.  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
    8. формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
    9.   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
    10.   подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
    11. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
    12. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

             

    Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
    2.  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
    3. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
    4. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
    5. нравственной оценки социального поведения людей;
    6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
    7. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
    8. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    10 класс (профильный уровень)

    Номера уроков

    Наименования разделов и тем

    Плановые сроки  п  прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    1

    Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Наука и философия

    3.09-8.09

    2

    Специфика философского знания

    3

    Человек и общество в ранних мифах

    4

    Человек и общество в  первых философских учениях

    10.09-15-09

    5

    Философия и общественные науки в Новое время

    6

    Философия и общественные науки в Новейшее время

    7

    История русской философской мысли

    17.09-22.09

    8

    Философские искания XIX века

    9

    Философская мысль XX века

    10

    Деятельность в социально-гуманитарной сфере.

    24.09-29.09

    11

    Мотивы выбора профессии

    12

    Особенности профессий социально-гуманитарной направленности

    13

    Профессиональный выбор

    01.10-06.10

    14

    Повторительно-обобщающий урок:

    Социально-гуманитарные знания

    15

    Повторительно-обобщающий урок:

    Профессиональная деятельность

    16

    Т е м а  2. Общество и человек (24 ч.)

    Происхождение человека

    08.10-13.10

    17

    Становление общества

    18

    Сущность человека как проблема философии

    19

    Социальная сущность деятельности

    15.10-20.10

    20

    Общество как среда обитания человека

    21

    Общественные отношения

    22

    Общество как развивающаяся система

    22.10-27.10

    23

    Сферы общественной жизни

    24

    Типология обществ: Традиционное общество

    25

    Индустриальное общество

    29.10-03.11

    26

    Контуры современного общества

    27

    Восток и Запад в диалоге культур

    28

    Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории.

    Теория локальных цивилизаций

    12.11-17.11

    29

    Теория общественно-экономических формаций

    30

    Теория постиндустриального общества

    31

    Исторический процесс

    19.11-24.11

    32

    Факторы изменения социума

    33

    Прогресс и регресс

    34

    Критерии прогресса

    26.11-01.12

    35

    Многообразие путей и форм общественного развития

    36

     Свобода в деятельности человека

    37

    Свободное общество

    03.12-08.12

    38

    Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

    39

    Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

    41

    Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (13 ч)

     Деятельность людей

    10.12-15.12

    42

    Виды деятельности

    43

    Создание и освоение духовных ценностей

    44

    Духовная жизнь общества

    15.04-20.04

    45

    Трудовая деятельность

    46

    Человеческий фактор производства

    47

    Социальное партнерство

    17.12-22.12

    48

    Политическая деятельность

    49

    Политические действия

    50

    Легитимность власти

    24.12-29.12

    51

    Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

    52

    Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

    53

    Т е м а  4. Сознание и познание (21 ч)

    Проблема познаваемости мира

    14.01-19.01

    54

    Познание как деятельность

    55

    Сущность и формы рационального познания

    56

    Объективность истины

    21.01-26.01

    57

    Критерии истины

    58

    Истина и заблуждения

    59

    Многообразие путей познания мира.

    Миф и познание мира

    28.01-02.02

    60

    Народная мудрость и здравый смысл

    61

    Познание средствами искусства

    62

    Особенности научного познания

    04.02-09.02

    63

    Методы научного познания

    64

    Научные революции

    65

    Социальное познание

    11.02-16.02

    66

    Основные принципы социального познания

    67

    Социальные науки

    68

    Что такое сознание

    18.02-23.02

    69

    Сущность и особенности общественного сознания

    70

    Что такое самосознание

    71

    Самопознание и развитие личности

    25.02-02.03

    72

    Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

    73

    Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

    74

    Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (29 ч)

    Индивид, индивидуальность, личность

    04.03-09.03

    75

    Структура личности

    76

    Периодизация развития личности

    77

    Возраст и становление личности

    11.03-16.03

    78

    Социальное поведение

    79

    Жизненные цели

    80

    Социальная установка

    18.03-23.03

    81

    Коммуникация или общение

    82

    Общение как обмен информацией

    83

    Общение как взаимодействие

    84

    Общение в юношеском возрасте

    01.04-06.04

    85

    Общение как понимание

    86

    Стереотипы и «эффекты восприятия»

    87

    Малые группы

    08.04-13.04

    88

    Референтные группы

    89

    Интеграция в группах разного уровня развития

    90

    Межличностная совместимость

    22.04-27.04

    91

    Конформное поведение

    92

    Групповая дифференциация

    93

    Лидерство

    29.04-04.05

    94

    Семья как малая группа

    95

    Гендерное поведение

    96

    Неформальные молодежные группы

    06.05-11.05

    97

    Криминальные группы

    98

    Структура и динамика конфликта

    99

    Поведение личности в конфликте

    13.04-18.05

    100

    Как разрешать конфликты

    101

    Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

    102

    Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

    20.05-25.05

    102  часа

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Учебно-методический комплект

    1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;
    2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
    3. Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
    4. Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
    5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.
    6. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.

    Литература для учителя

    1. Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.
    2. Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.
    3. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.

    Литература для учащихся

    1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

    2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.

    3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.

    4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания методической

    кафедры гуманитарных наук

    от 30 августа 2012г. №1

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВР

    ______________Е.В. Фурина

    от 31 августа 2012г.