Урок: Конституция- основной закон государства
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Кочелорова Айгуль Каримжановна

Разработка интегрированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstituciya_osnovnoy_zakon_gosudarstva.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока

Тема: «Конституция РФ – основной закон государства».

Пояснительная записка.

Данный урок рассчитан на 11 класс, так как изучению Конституции РФ уделяется в старшей школе достаточно большое внимание в рамках изучения  курсах обществознания, права, истории.

Тип урока – урок обобщения и коррекции знаний по теме Конституция РФ – основной закон государства с использованием Интернет ресурсов.

Линии интеграции: обществознание, право, информатика.

Урок рассчитан на 2 учебных часа,  выстроен по технологии Интернет-урок, в его структуру включено использование Интернет-ресурсов.

Цель урока: создать условия на уроке для формирования у учащихся представление о Конституции РФ не только как об основном законе государства, но и как о нормативно-правовом акте прямого действия, опираясь на нормы которого можно реализовывать свои права и свободы.

 

Задачи:

1) сформировать  представления учащихся об основах конституционного  строя РФ


 

2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;


3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Методы обучения:

Проблемный, частично-поисковый и исследовательский (анализ источников, подготовка и обсуждение сообщений, подготовка проектов и их презентация).

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемый учебный результат:

На уроке ученики смогут выйти на официальные сайты органов государственной власти, увидеть их реальное действие, проиллюстрировать примерами полномочия того или иного органа власти

Работа в группах по заполнению заранее составленного шаблона презентаций позволит оптимально повторить основные положения Конституции России, сосредоточить внимание учеников на наиболее важных или сложных аспектах.

Особый интерес у учеников вызывает выход на официальный сайт Вести РТР, просмотр в режиме On-Lain  репортажей о деятельности Президента РФ, Правительства РФ, такая работа позволяет проиллюстрировать основные полномочия органов государственной власти конкретными примерами.

 После урока учащиеся смогут:

Характеризовать основные положения Конституции РФ

Самостоятельно работать с Интернет – ресурсами (официальными сайтами государственных органов власти, сайтом уполномоченного по правам человека в России, сайтом РТР «Вести»

Познакомятся с опытом применения статей Конституции РФ для решения конкретных социальных проблем.

Ресурсы к уроку:

Конституция РФ (печатный или электронный вариант)

Интернет ресурсы:

- http://www.kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)

- http://www.council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)

- http://www.duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)

- http://www.government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)

       -  http://www.vesti.ru/doc.html?id=229324  (официальный сайт Вести РТР: репортаж о выступлении Президента РФ Д. Медведева о судебной системе России 02.12.2008 год)

      - http://www.vesti.ru/doc.html?id=229325 (официальный сайт Вести РТР: репортаж о посещении Председателем правительства Путиным В.В. завода в Ярославской области)

  - http://ombudsman.gov.ru (официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ)

         - http://www.garant.ru (Система Гарант: энциклопедия российского законодательства)

Приложение: тест

Ход урока

Мотивация. Учитель использует  презентацию «Конституция РФ – 19 лет»

Слайд: учитель говорит о том, что на протяжении нескольких уроков мы изучали Конституции РФ, основной закон государства, которому 12 декабря 2012 года исполняется 19 лет, объявляет учащимся тему урока

Слайд: учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Каким путем была принята Конституция РФ, ее основные признаки, охарактеризовать основы конституционного строя РФ, подумать: Почему о 1 статье Конституции говорят как о конституции внутри Конституции?

Слайд: используя вопросы и иллюстрации на слайде, учитель создает условия для того, чтобы учащиеся дали характеристику Российского государству, опираясь на статьи Конституции (I Главу)

Интерактивная часть урока. Учащиеся работают в группах по 3-4 человека с заготовленными шаблонами презентаций, наполняя их необходимой информацией, используя текст Конституции РФ и Интернет-ресурсы, готовят презентацию своей работы, определяют роли в группе: кто выступает от группы, кто управляет презентацией, кто вносит в нее дополнения

Задание группам

Интернет-ресурсы

Основные вопросы, на которые ученики должны найти ответ

1 группа Права и свободы человека и гражданина

http://ombudsman.gov.ru

(сайт уполномоченного

 по правам человека РФ)

- показать взаимосвязь прав  и обязанностей гражданина РФ

- привести примеры реализации прав и свобод человека в РФ

- Рассмотрите иллюстрации на 3 слайде вашей презентации, о нарушении каких прав и свобод идет в них речь?

2 группа. Органы государственной власти РФ

http://www.kremlin.ru/ 

(сайт Президента РФ)

http://www.council.gov.ru/

(сайт Совета Федерации)

http://www.duma.gov.ru/ 

(сайт Государственной Думы РФ)

http://www.government.ru/content/

(сайт Правительства РФ)


- заполните пропуски в схеме Государственные органы власти РФ (2 слайд презентации);

- какие формы  разделения властей иллюстрируют стрелки на схеме (2 слайд презентации)

- выйдите по ссылке на официальные сайты Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, найдите примеры, иллюстрирующие действие принципа разделения властей в РФ (4 слайд)

- какие примеры проявления принципа разделения властей вы можете привести?

- в чем значимость для демократии принципа разделения властей РФ?

3 группа Президент РФ

http://www.kremlin.ru/ 

(сайт Президента РФ)


- охарактеризуйте политический статус президента РФ (1 слайд)

- с опорой на Конституцию РФ назовите и впишите в схему  статьи, в которых нашли отражение данные полномочия Президента (2 слайд)

- выйдите на сайт Президента РФ, познакомьтесь с его графиком работы за неделю, о реализации каких полномочий Президента РФ можно говорить, опираясь на полученные данные (3 слайд)

4 группа Совет Федерации (презентации Федеральное Собрание РФ)

http://www.council.gov.ru/

(сайт Совета Федерации)

- охарактеризуйте статус Федерального собрания (1 слайд)

- дополните предложение: В Совет Федерации входят____ ?

- выйдите на сайт Совета Федерации, выясните:

кто является Председателем Совета Федерации?  

Найдите примеры законодательной деятельности Совета Федерации

узнайте, кто представляет РХ в Совете Федерации (3 слайд)

- для какой формы территориально

–государственного  устройства характерно наличие двухпалатного парламента, проиллюстрируйте на примере РФ

5 группа Государственная Дума РФ

http://www.duma.gov.ru

(сайт Государственной Думы РФ)

- как формируется государственная дума РФ?

- кто может быть депутатом Государственной думы?

- основные полномочия государственной думы РФ

- кто является председателем Государственной думы РФ? (4 слайд)

- выйдите на сайт Государственной Думы РФ, узнайте, какие законопроекты рассматривает Государственная Дума, какие из них вам кажутся наиболее значимыми для России,
лично для Вас?

6 группа Правительство РФ

http://www.government.ru/content/

(сайт Правительства РФ)

- кто возглавляет правительство РФ

- назовите основные полномочия Правительства РФ (2 слайд)

- как вы думаете, почему большинство инициатив по принятию новых законов или внесение изменений в уже имеющиеся принадлежит правительству РФ?

7 группа Судебная система РФ

http://www.vesti.ru/doc.html?id=229324 

(сайт Вести РТР, репортаж о заявлении Президента РФ о реформировании судебной системы России от 02.12.2008 года)

- какие требования к судьям прописаны в Конституции РФ? (2 слайд)

- основные требования демократического судопроизводства (3 слайд)

- какими требованиями к судьям вы бы могли дополнить перечень?

- о каких изменениях в судебной системе РФ идет речь в репортаже Вести РТР

Выступления групп с результатом своей работы. Подведение итогов, беседа по вопросам:

Почему гражданину РФ необходимо знание основных положений Конституции РФ?

Можете ли вы привести примеры, когда гражданин воспользовался или может воспользоваться статьями Конституции для защиты своих прав?

В качестве рефлексии и подведения итогов работы предлагаю учащимся тест по данной теме. (Тест по данной теме – прилагается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"

Методическая раработка урока  "Конституция-основной закон государства"...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

Презентация к уроку "Конституция - Основной закон государства"

Презентация к уроку "Конституция - Основной закон государства"...