Избирательный процесс. урок обществознания в 10 классе
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Избирательный процесс - интерактивный урок в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Избирательный процесс».

учителя Андревой-Люксембургской Е.Б.

Аннотация.

Данная методическая разработка предлагает интерактивный урок, моделирующий ситуацию выборов в форме деловой игры. Данный урок может быть проведен в 10 (базовый уровень) классе при изучении темы «Участие гражданина в политической жизни», а также в 11(профильный уровень) «Человек в политической жизни». На проведение урока – 2 часа.

Введение.

В соответствии, новыми требованиями, предъявляемыми к уроку, где важную роль играет практическая направленность на подготовку школьников к активному процессу социализации  учителем предлагается интерактивный урок (деловая игра).  Данный урок позволяет развивать способности выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Учащиеся 10-11 классов  в ближайшее время превратятся в избирателей.  От их гражданской позиции будет зависеть политическое будущее нашей страны. Данный урок позволяет применить на практике теоретический материал, изложенный в учебнике.

Значительная часть деятельности при изучении темы протекает за пределами урока. Учащиеся получают за 1-2 недели до урока опережающее задание, в соответствии с выбранными ролями.

Моделировать можно выборы Президента, в Государственную Думу, в органы местного самоуправления и т.д. В зависимости от уровня выборов, используются различные избирательные системы. Обычно я предлагаю учащимся 10 классов участвовать в деловой игре в качестве избирателей (активное  избирательное право). На следующий год подготовить свой вариант избирательной кампании, но другого уровня. Таким образом, учащиеся успевают увидеть и проиграть как местные, так и федеральные выборы.

Кандидаты должны продумать, от какой партии они выступают на выборах, представить свою предвыборную программу, обсудить с председателем партии стратегию и тактику предвыборной борьбы. Подготовить предвыборный агитационный ролик, подготовится к дебатам со своими политическими противниками, листовки, и другой материал.

Председатели политических партий оказывают помощь своему кандидату, готовят визитную карточку политической партии. Учитель должен проследить, чтобы партии различались по составу, идеологии и т.д.

Политическая и экономическая элита определяет какие цели она хочет достичь в случае избрания того или иного кандидата и ведет переговоры (часть которых будет проиграна в рамках «за закрытыми дверями»).

Избирательная комиссия готовит оборудование для урока.

Таблички:1. Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия Саратовской области, территориальная избирательная комиссия, участковая избирательная комиссия 2. наблюдатели Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 3. миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) 4.информационный стенд с фамилиями  кандидатов

Переносная урна для голосования.

Бланки для списков на выдвижение кандидатов

Кабины для голосования

 Названия партий

избирательные бюллетени.

Под руководством учителя изучают и распечатывают фрагменты используемых законов.

Представители СМИ готовят избирательный ролик. «Избирательный процесс»

Технологическая карта урока:

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидакти-ческих

задач

Методы

обучения

Форма

Деятель

ности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

 эвристический

 беседа

 Мозговой штурм

 Презентация

Избирательный процесс

Коллективный

Включение в активнуюдеятельность на уроке

Формирование новых понятий и способов действий.

исследовательский

Работа с источником

Решение логической задачи

Презентация фрагменты законодательства

Фронтальный

Правильные ответы учащихся, активность

Применение понятий и способов действий.

интерактивный

Участие в ролевой игре

Моделирование избирательного процесса

Презентация Избирательный процесс

Фронтальный

Создание учащимися собственного предствления об избирательном процессе

«Избирательный процесс» в социально-экономическом классе.

Цель урока: Определить место избирательного процесса в политическом процессе.

Задачи урока: 1. На теоретическом и практическом уровнях рассмотреть избирательный процесс и его роль в политической жизни.

2. Умение применять полученные знания для решения заданий ЕГЭ.

3. Формировать правовую культуру учащихся, желание активно участвовать в политической жизни страны и нести ответственность за свои действия.

Оборудование урока: Презентация, таблички: 1. Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия Саратовской области, территориальная избирательная комиссия, участковая избирательная комиссия 2. наблюдатели Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 3. миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ), 4. Переносная урна для голосования. 5. Бланки для списков на выдвижение кандидатов  6. Кабины для голосования 7. Названия партий

8.Фамилии кандидатов, листовки, избирательные бюллетени.

Ход урока:

1. Вступительная часть

2. Избирком: организационный этап.

3. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборную должность.

4. Предвыборная агитация.

А) представление кандидата

Б) предвыборный ролик

В) политические дебаты

Г) встреча с избирателями

5. Голосование, подведение итогов выборов.

6. заключительная часть

1. Вступительная часть

 «Голосование не определяет ход событий, а решает, кто будет их определять»  Дж. Уилл, современный американский политолог

Как вы понимаете смысл этих слов?

Сегодня на уроке мы проиграем один из важнейших элементов политического процесса – избирательный процесс

Участники: избирательная комиссия (Колесник Григорий,  Коневцев Алесей, Родионова Вера)

Политические партии представляют Бондаренко Мария, Богатов Алексей.

Кандидаты на должность президента школы Рябикин Андрей, Чичулина Ольга.

Экономическую элиту – Бартасов Станислав, административную элиту – Михальчук Владимир.

Избиратели – граждане 19 школы

Наблюдатели – представители политических партий, общественных организаций, международных организаций: группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ)

2.Организационный этап. Совет школы назначает дату  выборов (7 апреля 2010 г.), Избирком извещает о начале избирательной компании (10 января 2010), в состав избирательной комиссии вошли Колесник Григорий, Коневцев Алексей. Выборы осуществляются по единому избирательному округу. Избирательные участки располагаются в кабинетах МОУ СОШ №19 (начальная школа - 1этаж, средняя школа - 2этаж, старшая школа – 3 этаж). Списки избирателей составляются, выверяются.

2А. Вопрос к классу. Назовите, какие законы регламентируют выборы. Конституция РФ, конституции республик, уставы краёв, областей, Федеральные законы: Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, О выборах президента РФ, О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и т.д.

2Б.  Вопрос к классу. Назовите принципы проведения выборов в демократическом государстве.

Всеобщее избирательное право

Равное избирательное право

Прямое избирательное право

Тайное голосование

Альтернативность выборов

Добровольность выборов

3. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборную должность. Чтобы Центризбирком зарегистрировал кандидатов выдвинутых на съезде политической партии необходимо, чтобы  в партии было не менее 50 тыс. членов, и действовали  региональные отделения во всех субъектах РФ или собрать 2 миллиона подписей. Допустимый брак – 5%

3А Партия «Гражданская инициатива» председатель Богатов Алексей (характеристика партии) выдвигает кандидата  на должность президента - Рябикин Андрей, создаёт Избирательный фонд для проведения избирательной компании (Средства кандидата, средства партии, добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

3Б Партия «Общественное согласие»  председатель Бондаренко Мария (характеристика партии) выдвигает кандидата  на должность президента - Чичулина Ольга,  создаёт Избирательный фонд для проведения избирательной компании. (Средства кандидата, средства партии, добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

3 В. Вопрос к классу: Дайте характеристику политическим партиям по

- идеологии

- составу,  по организационной структуре

- способу деятельности

- отношению к закону

Вопрос к классу: Может ли беспартийный претендовать на должность президента?

Если соберёт необходимое количество  подписей избирателей.

3Г. Сбор подписей избирателей.

3Д. Центризбирком зарегистрировал кандидатов

3Е. Закрытые встречи с экономической элитой, административной элитой.

4. Предвыборная агитация. Всем кандидатам предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Претендент на власть может купить дополнительное время и печатную площадь за счёт средств из своего избирательного фонда. Предвыборная агитация прекращается за  сутки до дня голосования.

А) представление кандидата (Раздаются листовки)

Б) предвыборный ролик

В) политические дебаты

Г) встреча с избирателями

5. Голосование, подведение итогов выборов (музыкальный фрагмент).

Рябикин Андрей –

Чичулина Ольга –

Призывы партий, Центризбиркома участвовать в голосовании

6.Заключительная часть

- Какие нарушения, ошибки вы обнаружили во время выборов Президента школы? 

- Назовите виды ответственности за нарушение  избирательного законодательства?

«Есть уровень необразованности, при котором голосует не народ, обманутая толпа».

И.А. Ильин  (1882-1954), русский философ.

6А. Центризбирком проводит подсчет голов отданных за кандидатов, учитель беседует с классом

- Как вы оцените электоральное поведение учащихся 11а класса?

- Какие виды политического участия проявились на уроке? (Автономное, непосредственное участие.)

- Какие типы политических ролей проявились на уроке? 1.Рядовой член общества. 2.Человек, состоящий в общественной организации или движении. 3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации. 4. Профессиональный политик. 5. Политический лидер.

 6Б.  «Выборный человек является представителем не только своих избирателей, но и тех, которые его не выбирали».

Б.Н. Чичерин (1828-1904)  русский философ и правовед

- Составить инаугурационную речь избранному президенту.

Вопросы на дом:

- Какая избирательная система действует в школе?

- Какая избирательная система действует в стране?

- Какие политические технологии использовались на выборах?

- Чем вы объясняете победу данного кандидата?

- Почему дату выборов назначил Совет школы, а не избирком?

-Чем отличается процесс регистрации Президента РФ от регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания?

Приложение 1.

Международные наблюдатели в целом положительно оценили организацию и проведение выборов Президента Российской Федерации. Об этом говорится в Предварительном заключении Группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств на выборах Президента Российской Федерации 2 марта  2008 года.

На основе проведенного наблюдения международные наблюдатели от МПА СНГ пришли к общему заключению о том, что при организации и проведении выборов Президента Российской Федерации, прошедших 2 марта 2008 года, было обеспечено свободное волеизъявление избирателей.

Органами государственной власти Российской Федерации на всем протяжении организации и проведения выборов Президента Российской Федерации обеспечивалось соблюдение статуса и полномочий международных наблюдателей, предусмотренных соответствующими международно-правовыми актами.

Традиционно наблюдатели прибывают в страну выборов только по приглашению действующей власти. Обычно наблюдателей на выборы поставляют различные международные организации (среди них, например, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация американских государств, Организация африканского единства и пр.) и неправительственные организации, специализирующиеся на поддержке демократии и защите прав человека.

Международные наблюдатели в страны «старых демократий» до 2002 года не посылались, так как считалось самоочевидным, что выборы в западных странах являются «свободными и честными». Но и после 2002 года миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) в западных странах носят скорее символический характер. Ряд западных стран отказываются от услуг ОБСЕ, объясняя это тем, что присутствие иностранных наблюдателей не предусмотрено их конституционными нормами. Например, в США нет федерального закона о международных наблюдателях. Каждое конкретное решение об их приглашении принимается на уровне штатов. В США международным наблюдателям даже запрещено посещать избирательные участки. На выборах 2004 года присутствовали лишь 92 представителя ОБСЕ, сумевшие охватить только Вашингтон и с десяток штатов. На выборы в Конгресс в 2006 году поехали уже не 92, а всего 16 наблюдателей с существенно ограниченными правами. На парламентские выборы в Канаду в январе 2006 г. было направлено 10 экспертов. На выборах в ФРГ и Польше в 2005 году не было ни одного наблюдателя.

Приложение 2.

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Энгельсского городского Совета депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы депутатов Энгельсского городского Совета депутатов назначаются Энгельсским  городским Советом депутатов. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, определяемого в соответствии с федеральным законом. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и законом Саратовской области.

4. Выборы депутатов Энгельсского городского Совета депутатов проводятся по одномандатным округам.  Избранным по избирательному округу признается зарегистрированный кандидат в депутаты Энгельсского городского Совета депутатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 17. Энгельсский городской Совет депутатов

1. Энгельсский городской Совет депутатов является представительным органом муниципального образования город Энгельс.

2. Энгельсский городской Совет депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых населением муниципального образования город Энгельс на муниципальных выборах.

Статья 20. Полномочия Энгельсского городского Совета депутатов

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования город Энгельс, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

9) назначение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования город Энгельс, преобразования муниципального образования город Энгельс;

15) утверждение порядка определения размера платы за пользование муниципальным имуществом;

18) установление порядка определения размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений;

19) установление муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения;

20) утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

презентация "Творческий процесс" (урок технологии 10 класс)

презентация "Творческий процесс" к уроку технологии в 10 классе...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...