Рабочая программа по обществознанию 7 класс по УМК Л.Н. Боголюбова
календарно-тематическое планирование (обществознание , 7 класс) по теме

Распутина Алена Николаевна

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по УМК Л.Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова.

  Цель данного курса – сформировать представления о сферах общества: экономической , правовой, социальной.

   Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Курс ориентирован на более сложный круг вопросов, сопровождает социализацию обучающихся, а так же способствует из предпрофильной подготовке.

  Первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении( тема « Ты и другие люди»)

   Тема « Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм , в том числе правовых , в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка.

  Тема « Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики- производства, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических  явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики- потребителей и производителей.

  Тема « Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

Используемый учебно- методический комплекс:

Для учащихся:

  1. Обществознание. Человек. Право. Экономика.  учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений  под ред. Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой .- М.: Просвещение, 2009
  2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Человек. Право. Экономика.   Рабочая тетрадь 7 класс, М.: Просвещение, 2008

Для учителя:

  1. Обществознание. Человек. Право. Экономика.  учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений  под ред. Л.Н. Боголюбова , Л.Ф. Ивановой .- М.: Просвещение, 2009
  2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Человек. Право. Экономика.   Рабочая тетрадь 7 класс, М.: Просвещение, 2008
  3. Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
  4. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция о правах ребенка

Организация учебного процесса предполагает использование следующих пед.технологий: личностно- ориентированного обучения, развивающего, игровая, гуманизации личности, « портфель ученика» и др.

Формы проведения уроков, сочетание элементов: лекция, игра, презентация, уроки – практикумы, беседы, встречи  и др.

Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Резерв учебного времени в количестве 5 часов рассчитан на вводный урок, а также проведение повторительно- обобщающих уроков , контрольных работ после прохождения основных тем курса.

Контроль реализации программы

Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи контрольных и самостоятельных работ,  тестирования, зачетов в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Стартовый контроль не проводится, поскольку в Примерной программе не предусмотрены часы для повторения ранее изученного материала. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля

Контрольные работы:

К.Р. №1 Тема « Человек и закон»

К.Р. №2 Тема « Человек и экономика»

К.Р. №3 Итоговая контрольная работа.

Практические работы:

В соответствии с Примерной программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Данные лабораторные и практические работы диффузно включаются в каждый урок:

  1.  извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  2.  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  3.  формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  4.  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  5.  оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  6.  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  7.  конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  8.  совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Учебно- тематическое планирование:

№ п.п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Количество уроков с самостоятельной работой учащихся

уроки

лабораторно-

практические

контрольные

проверочные работы

1.

Введение

1

1

2

Человек и другие люди

6

5

1

3

3

Человек и закон

12

11

1

10

4

Человек и экономика

11

10

1

4

5

Человек и природа

5

4

1

2

Итого

35

31

3

1

19

Требования к уровню подготовки по обществознанию

Тема 1

Право.

Компетенции

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Права и обязанности родителей и детей.  Правоохранительные органы.

знать/понимать:

  1. - важнейшие права ребенка;
  2. - права граждан;

уметь:

  1. - приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних
  2. - оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения права;
  3. - называть правоохранительные органы;
  4. - знать конституционные обязанности граждан
  5. - извлекать социальную информацию из разнообразных правовых источников, осмысливать представленные в них различные подходы и точки зрения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. - работы с  разнообразными правовыми источниками,
  2. -участия в ролевых, обучающих играх;
  3. -решения познавательных задач;
  4. -работы по поиску информации по заданной теме в адаптированных источниках;
  5. -составления простейших видов правовых документов.

Тема 2

Экономика.

Компетенции

Экономика и ее роль в жизни общества. Обмен, торговля. Деньги. Производство, производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Малое предпринимательство

знать/понимать:

  1. - содержание и значение экономики в жизни общества.
  2. - знать термин «экономика»;
  3. - роль экономики в жизни общества;
  4. - функции денег;
  5. - понимать причины различий в оплате труда;

уметь:

  1. - использовать различные источники информации для характеристики общественных явлений
  2. - оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности
  3. - приводить примеры предпринимательской деятельности;
  4. - объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  5. - использовать знания в повседневной жизни для составления семейного бюджета;
  6. - оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения экономической рациональности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. - получения  и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина
  2. - оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности
  3. -составления простейшего семейного бюджета

Обществознание 7 класс 35 ч.

     


П.п.

 Раздел , тема                                                          

Основные понятия

Самостоятельная

работа

Учебные пособия

Контроль и проверка

        Знаний,    

Домашнее

задание

Кол-во

часов

Дата

По плану

факт

1

Введение

Зн-во с учебником

Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно»

1ч. из резерва

05.09

I   Человек и другие люди 6 ч. ( 5ч. + 1ч. из резерва)

2

Межличностные отношения

Составление схемы, работа с ситуативными задачами

Прочит. § 12(8) выполн. Зад. С

46

1ч.

12.09

3

Социальные группы

Малая группа, конформизм

Прочит. § 14(8) , подготовить сообщения о современных неформальных молодежных объединениях

1ч.

19.09

4

Общение

общение

Анализ ситуативных задач

Понятийный диктант

Прочит. § 13, составить памятку « Учись правильно общаться»

1ч.

26.09

5

Человек среди других людей

Привести примеры из художествен-ных произведений различных ситуаций

1ч.

03.10

6

Конфликты

конфликт

Разработка памятки « как избежать конфликта»

Готовиться к обобщению по теме « Человек и другие люди»

1ч.

10.10

7

Урок обобщения

Проверочная

работа

 Составить кроссворд по разделу

1ч.из резерва

17.10

II    Человек и закон 12 ч. ( 11ч. + 1. из резерва)

8

« Что значит жить по правилам»

Социальные нормы, при-вычка, ритуа-лы, обряды, обычаи, цере-монии, этикет , манеры

Работа с таблицей, терминологией, текстом, участие в проблемных ситуациях

Прочит. § 1 знать слов. Слова,  выполн. Зад. С

21-22

1ч.

24.10

9

Права человека.

Декларация , пакт, группы прав

Составление схемы

Конституция РФ

Понятийный диктант

Прочит. § 2, с 23-26,  выполн. Зад.1-3 С32

1ч.

31.10

10

Права и обязанности граждан.

Прочит. § 2, выполн. Зад. С.

31-32, примеры из СМИ

1ч.

14.11

11

Почему важно соблюдать законы

Законы, кодекс

Работа с текстом уч-ка

Прочит. § 3, выполн. Зад. С.

40-41

1ч.

21.11

12

Защита Отечества. Долг и обязанность.

Виды угроз

Составление схемы. Работа с текстом

Понятийный диктант, тест

Прочит. § 4, с. 41-47 подготов. Сообщение о родных военнослужащих.

1ч.

28.11

13

Военная служба.

Военкомат, повестка. присяга

Работа с текстом

Прочит. § 4, выполн. Зад. С.

52-53

1ч.

05.12

14

Что такое дисциплина

Дисциплина, мораль

Работа с текстом, ситуативными задачами

Понятийный диктант,

Прочит. § 5 выполн. Зад. С.

62,63

1ч.

12.12

15

Виновен- отвечай. Противоправное поведение.

Табу

Работа с текстом

Прочит. § 6, с 64-68  памятка с. 73

1ч.

19.12

16

Виновен- отвечай. Ответственность за поступки.

преступление, грабеж, кража, ущерб, проступок

Работа с ситуативными задачами

тест

Прочит. § 6 выполн. Зад. С.

74-75, примеры из СМИ

1ч.

26.12

17

Кто стоит на страже закона. Суд.

Прокуратура. Таможня. Правопорядок, нотариат, адвокаты. Завещание, лицензия

Работа со схемой с. 76

Прочит. § 7, с 75-81 выполн.

Примеры из СМИ, составить кроссворд по теме

1ч.

16.01

18

Кто стоит на страже закона. Милиция.

Уголовный розыск. протокол

Решение ситуативных задач

Понятийный диктант

Готовиться к контрольной работе

1ч.

23.01

19

Контрольная работа №1  Тема « Человек и закон»

Контрольная работа

Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно» по теме « Экономика»

1ч. из резерва

30.01

III   Человек и экономика 11 ч. ( 10ч. +1ч. из резерва)

20

Экономика и её основные участники

Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль

Заполнение таблицы. Работа с понятиями

Прочит. § 8 выполн. Зад. С.

95,96

1ч.

06.02

21

Золотые руки работника

Квалификация. зарплата

Понятийный диктант

Прочит. § 9 выполн. Зад. С.

105-106

1ч.

13.02

22

Производство: затраты, выручка, прибыль

тест

Прочит. §10 выполн. Зад. С.

116-117

1ч.

20.02

23

Виды бизнеса

бизнес

Работа с текстом

Прочит. § 11 с. 117-121 материалы СМИ  о предпринимательской д-ти

 1ч.

27.02

24

Формы бизнеса

Кредит. Собственность, акционерное общество, акции

Составление схем, таблиц, работа с текстом

Прочит. § 11 выполн. Зад. С.

125

1ч.

06.03

25

Обмен. Торговля.

Рынок. Стоимость, цена, бартер торговля

Понятийный диктант

Прочит. § 12 с. 126-130 примеры рекламы, создать свою рекламу товару XXI  в.

1ч.

13.03

26

Реклама

Прочит. § 12 выполн. Зад. С.

134-135 , составить кроссворд по теме

1ч.

20.03

27

Деньги, их функции

Эквивалент, монеты, банкноты, кредитная карта

Составление схемы,  

Монеты и ден. Банкноты. Материалы шк. музея

Прочит. §13.  Совершить экскурсию в школьный краеведческий музей(экспозиция монеты)

1ч.

03.04

28

Деньги меняют обличие.

Ассигнации

тест

Прочит. § 13 выполн. Зад. С.

147-149

1ч.

10.04

29

Экономика семьи

Рантье, ссуда, собственность, проценты, семейный бюджет, оптимизация

Понятийный диктант

Прочит. §14 готовиться к контрольной работе

17.04

30

Контрольная работа №2 Тема « Человек и экономика»

Контрольная работа

Подготовить экологический проект

1ч. из резерва

24.04

IV   Человек и природа 5 ч. (4 ч.+ 1ч. из резерва)

31

Человек – часть природы

природа

Работа над экологическим проектом

1ч.

08.05

32

Охрана природы

Работа с ситуативными задачами

Работа над экологическим проектом

1ч.

15.05

33

Использование природных ресурсов

Исчерпаемые, неисчерпаемые

Подготовиться к защите

1ч.

22.05

34

Законодательство РФ  в охране окружающей среды

Защита проекта, работа с документами

Готовиться к контрольной работе

1ч.

29.05

35

Контрольная работа №3 ( Итоговая)

Контрольная работа

1ч.из резерва

30.05