Политическая сфера жизни общества
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

СОКОЛОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Обобщающий урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политическая сфера" по учебнику Л.Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Политическая сфера жизни общества»

(урок – диспут)

Цель:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»

Задачи: 

- определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия;

- раскрыть различия смешанной и президентской  типов республики;

- сравнивать гражданское общество и правовое государство;

- определить, какими качествами должен обладать современный политический лидер;

-  развивать умения анализировать, аргументировано высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.

Тип урока: 

 повторительно – обобщающий.

Форма:

 урок – диспут

Оборудование: компьютерная презентация, видеоролик социологического опроса, сигнальные карточки, текст Конституции РФ, тесты.

План урока

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Различные точки зрения на власть в обществе («мозговой штурм»).
  3. Работа с текстом Конституции Российской Федерации.
  4. Работа в группах, обсуждение заданий.
  5. Диспут о связи политики и морали.
  6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».
  7. Тестирование.

Сценарий урока.

Учитель: Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стало высказывание Серена Кьеркегора «В нынешние времена – все политика».

Изучение, какой темы мы закончили? (отвечают дети)

Мы закончили изучение большой и важной темы «Политическая сфера жизни общества». Давайте вспомним:

- Какие сферы общественной жизни вам известны?

- Что такое политика?

- что включает в себя политическая система общества? Закончите данную схему:

                                         

        

                                               Политическая система общества    

Политические                политическая                политические              политические  и

институты                      культура                           отношения                    правовые нормы

Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Именно политическая сфера общества предполагает борьбу за власть, ее удержание и использование.

Что же такое власть? Какие взгляды выработало человечество на это непростое, но ведущее понятие в политической системе? Давайте порассуждаем на эту тему.

2. «Мозговой штурм».

Учитель: Существуют две противоположные точки зрения на власть в обществе. Вспомните и сформулируйте их.

Проверка задания.

Учитель: Вы совершенно верно вспомнили, что:

  • Одни считают, что власть -  это право одного человека подчинять своей воле других.
  • Другие полагают, что власть – это обязанность одного человека выражать в своих решениях волю народа или его большинства.

Какую из них разделяете вы? Выразите свое мнение

Задание: на ваших партах находятся сигнальные карточки. Если вы разделяете первую точку зрения, то поднимите синюю карточку, если вторую – то красную. Свой выбор аргументируйте.

Проверка задания.

Учитель: к какому типу политических режимов мы можем отнести первую точку зрения?

Дайте характеристику этому политическому режиму.

А к какому типу политического режима относится второй пример?

Охарактеризуйте данный политический режим.

Давайте вспомним что такое политический режим? (совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе)

3. Работа с документом.

Учитель: Давайте, работая с правовыми документами, подтвердим наши знания по политическому режиму.

У вас на партах лежат тексты Конституции Российской Федерации, прочитайте задания и найдите ответ, подтверждая свой ответ текстом Конституции.

Вопросы и задания.

  • Какой политический режим существует в нашем государстве? Подтвердите свой ответ текстом Конституции Российской Федерации.
  • Что такое демократия?
  • Кто является источником власти в Российской Федерации?
  • Какова главная обязанность государства?
  • На каких принципах осуществляется государственная власть в Российской Федерации?
  • Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?

Проверка задания.

4. Работа в группах.

Учитель:  А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы приготовлено собственное задание. Обсудите задание в группах и выскажите свои суждения.

Задание для группы №1

  • Что такое правовое государство?
  • Перечислите признаки правового государства.

Какие признаки правового государства являются самыми важными для граждан? Почему? 

          Задание  для группы №2

  • Что такое гражданское общество?
  •  Сформулируйте цели гражданского общества.

 Учитель: А теперь вопрос для обеих групп существует ли связь между правовым государством и гражданским обществом?

Выполнение и обсуждение заданий.

5. Дискуссия.

Учитель: Политика и мораль находятся в трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение, что политика – дело грязное. 

Как вы думаете, можно ли, находится у власти, и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственной личностью?                  

Кто желает высказать свое мнение по данной проблеме?

Выполнение задания и обсуждение проблемы.

6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».

Учитель: Накануне урока я попросила вас провести социологический опрос среди вашего окружения на тему «Политический лидер». Мы с вами сформулировали вопрос, который наиболее объективно показывают сущность политических лидеров .А сейчас давайте обратимся к результатам данного социологического опроса. Группе экспертов было дано задание, проанализировать результаты вашего исследования. Слово нашим экспертам.

Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Сегодня можно услышать мнение, что политика касается только политической элиты. Может ли современный человек жить вне политики?

Задание: давайте проголосуем. Если вы считаете, что может – поднимите красную карточку. Если вы считаете, что современный не может жить без политики – поднимите синюю. Свою позицию объясните.

На одном из уроков мы писали эссе, и одной из тем эссе было высказывание Кьеркегора. По этой теме свое эссе писала (ученик), и сейчас она прочтет нам свое сочинение.

Идет высказывание мнений и их аргументирование.

Подведение итогов.

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания и в рамках подготовки к ГИА выполним небольшой тест в ваших рабочих тетрадях. Откройте тетради на странице 37 и выполните задание 2.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания?

Поставьте себе оценки в соответствии с критериями.

Кто выполнил задания на «5»? А на «4»?

 Конечно же, у людей отношение к политике разное, однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, так как от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого гражданина. Мы выяснили, что политика играет большую и важную роль в жизни каждого человека.

А можете ли вы привести примеры того, как политическая сфера оказывает влияние на вашу жизнь?

Учитель. У вас на партах лежат карты самооценки вашей работы на сегодняшнем уроке, оцените свою работу.

Домашнее задание.

(на выбор)

  1. Составить список вопросов к Президенту Российской Федерации или обращение по какой – либо проблеме.
  2. Напишите отзыв о нашем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В НЫНЕШНИЕ ВРЕМЕНА – ВСЕ ПОЛИТИКА». (С.Кьеркегор)

Слайд 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Слайд 3

Политическая система общества ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Слайд 4

Власть – это право одного человека подчинять своей воле других. Власть – это обязанность одного человека выражать в своих решениях волю народа или его большинства.

Слайд 5

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Какой политический режим существует в нашем государстве? Подтвердите свой ответ текстом Конституции Российской Федерации. Кто является источником власти в Российской Федерации? Какова главная обязанность государства? На каких принципах осуществляется власть в Российской Федерации? Кто осуществляет власть в Российской Федерации?

Слайд 6

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №1 Что такое правовое государство? Перечислите признаки правового государства. Какие признаки правового государства являются самыми важными для граждан? Почему? ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ №2 Что такое гражданское общество? Сформулируйте цели гражданского общества.

Слайд 7

Политическое лидерство Политическое лидерство – способность человека влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей благодаря определенным личностным качествам, авторитету. Характеристики политического лидера Программа Выражение интересов определенной группы Настойчивость, воля, мужество Имидж, ораторские способности Команда помощников Поддержка власти и масс

Слайд 10

Типы лидерства по м.веберу

Слайд 11

«В НЫНЕШНИЕ ВРЕМЕНА – ВСЕ ПОЛИТИКА». (С.Кьеркегор)

Слайд 12

В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа. А. Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется : 1.правом 2. политикой 3. экономикой 4. суверенитетом Б. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной. Б. принцип разделения властей является обязательным для демократического государства. 1.Верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны В. Что отличает государство от других политических организаций? 1. исключительное право издавать законы 2. определение перспектив развития общества 3. Разработка политических программ 4. выдвижение политических лидеров. Г. Что характеризует демократический режим? 1.командно-административные методы управления 2. всесторонний контроль государства за жизнью общества 3. Господство исполнительной власти 4. Равенство граждан пред законом . Д. Верны ли следующие суждения о референдуме? А. референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам. Б. референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии. 1.Верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны

Слайд 13

Критерии оценивания Оценка «5» – все задания выполнены верно . Оценка «4» - допущена одна ошибка .

Слайд 14

Домашнее задание (на выбор) Составьте список вопросов к Президенту Российской Федерации или обращение в местные органы власти по какой – либо проблеме. Напишите отзыв о нашем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по теме "Политическая сфера жизн общества" часть А

Данные тестовые задание составлены на основе типовых тестовых заданий  обществознание 2013 под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской, Е.С.Корольковой....

Раздаточный материал по обществознанию «Политическая сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

МАтериал включает в себя задания для писмьменного опроса, составленные  по типу заданий ЕГЭ по обществознанию (часть С)...

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

Тест по теме "Политическая сфера жизни общества".

Подготовка к ГИА по обществознанию. Тест по теме "Политическая сфера жизни общества"....

Тест. Политическая сфера жизни общества

Тест по обществознанию на тему "Политическая сфера жизни общества" для 10 класса...

Тест по обществознанию. Тема: "Политическая сфера жизни общества"

Тест содержит вопросы по теме: "Политическая сфера жизни общества"...