Конспект урока обществознания 11 класс
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Современная научная картина мира. Философский взгляд.

Цель:

-Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

 - Развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов; умения работать с дополнительной литературой и кинофильмом; конспектировать материал.

- Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле и углубить диалектико-материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских ученых в решении изучаемой проблемы.

-Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой. Расширять кругозор и эрудицию.

-Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений. Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы.

Проблема познаваем ли мир.

Ход урока:

Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. И вот сегодня  на примере темы «Происхождение жизни на земле»  мы попытаемся с вами определить:

-какие существуют научные подходы  к решению  данной проблемы;

-какие формы и методы познания использовали разные ученые, совершая свои открытия;

-какие теории известны на сегодняшний день;

-какая теория является абсолютной истиной.

1 этап нашего урока – разминка.

Обратитесь к рабочим листам.  На сегодняшнем уроке мы будем применять разные понятия. Обратимся к словарю урока и раскроем их смысл. Тестариус выглядит необычно. Раскрывая понятия,  вам сразу предстоит отработать его понимания с помощью тестового задания, которое возможно в ЕГЭ по обществознанию.

Работа со словарем

Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Задание №1. (В8)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно

указано.

Опыт, объективность,  понятие, знание, моделирование, наука

Ответ:

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

С5. Назовите  любые три типа мировоззрения.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия— одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.

Научная картина мира – это  внутренний образ мира, складывающийся у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира. Это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок или особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

 В1.

Научная картина мира

общенаучную картину мира        картины мира отдельных наук:

        -физическая;

        -биологическая;

        -философская

        -теологическая

        

        -концепции;

        -трактовки;

?Назовите   отличия научной картины мира от ненаучной?

Ответ:

-доказательность; - систематизированность;  - критичность

Функции научной картины мира:
1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.
2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

В5.        Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить. 2. Через познание мы учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. 3. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. 4. Под познанием в науке понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его/ характер.

Ответ:

ббба

Какова же роль современной науки

Ответ:

Раскрыть достоверную картину мира.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен  ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Свои выводы наука формулирует в _____(А), законах и формулах, вынося за скобки  эмоциональное  отношение познающего _______(Б) к изучаемым  явлениям. Все, что наука делает своим______(В),  она исследует со стороны закономерностей и _____(Г). Научное познание опирается на систему  ______(Д) и  вырабатывает свой собственный ______(Е), отличный от обычного.

1)вопрос   2)предмет   3)проблема   4)метод   5)схема   6)теория    7)язык    8)субъект   9)причина

Ответ:

682947

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

С7. Итак,  комплекс знаний, которые формируются у нас в процессе познания,     определяют  наше научное мировоззрение.   А что значит знать? Постарайтесь ответить  на вопрос, сформулированный  гетевским Фаустом:

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Не многих,  проникавших  в суть вещей

И,  раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых  давних   дней.        

?Какую особенность знаний подметил Фауст?  Приведите 3 примера,  раскрывающие эту особенность.

Итак, мы отработали основные понятия.

Определили, что собой представляет современная научная картина. Обобщим наши знания.

2 этап. На протяжении всей истории человечества перед учеными стояли разные  сложные вопросы. Один из них: «Познаваем ли мир?»

Представьте, что вы присутствуете на пресс-конференции современных ученых. Часть учеников класса – журналисты, другая часть ученые(антропологи, биологи, физики, химики, философы…..).

Журналистам необходимо написать статьи:

-«Познаваем ли мир»?

-«Современные взгляды на происхождение Земли и жизни на Земле»

!!!Воспроизведите возможный сценарий пресс-конференции.

Обратимся к рабочему листу. Задание В3 позволит нам дать краткую характеристику каждой из школ.  Если бы у вас была возможность,   какую бы позицию вы выбрали скептиков, гностиков или агностиков?

В3.Взгляды философов                    философские направления

А) Отрицает полностью или частично        1) оптимизм

возможность познания мира, познание не дает        2) агностuцuзм

достоверных сведений о мире        3)скептицизм

б) Не отрицая принципиальной возможности

 познания мира выражает сомнение  в

том, что все знания  о мире носит достоверный характер

в) Утверждает принципиальную  познавемость мира,

принципиальную возможность получения

достоверных  знаний о мире

Я предлагаю реализовать это возможность и занять места   в группах, соответственно направлениям.

Дискуссия между представителями философских направлений

Обратимся к рабочему листу. Перед вами задание  

?Еще  один главный вопрос философии вопрос происхождения жизни на Земле.

Вашему вниманию предлагается еще один видеофрагмент. Просмотрев его, сформулируйте научные теории происхождения жизни  на Земле. Дайте им  краткую характеристику, используя для этого документы.

А теперь   с позиции разных философских школ,  выразите свое отношение к проблеме происхождения жизни на  Земле. Дискуссия

Какие современные теории вам известны? Можно ли сегодня давать однозначную трактовку о происхождении жизни и познаваемости мира? Почему?

Какая концепция является истинной? Каковы критерии истины? Вернемся к началу нашего урока

Этап рефлексии.



Предварительный просмотр:

Ложные потребности.

Начался солнечный май. После праздника всё вокруг пробуждалось от зимнего сна. На кустах появилась нежная зелень, на деревьях набухли почки. Лица людей повеселели. Они ждали лета, отпусков, строили планы на будущее. У школьников заканчивалась последняя четверть и в школе было шумно и весело.

После занятий Александр на школьном крыльце встретил Валеру.

- Пошли к нам, – предложил тот, - пообедаем, потом на мопеде покатаемся. На стройку съездим. Там скоро купол начнут монтировать. Интересно будет.

Александр поднялся к Раковским. Дома были Рита – мать Валерия, сестра Женя и дедушка - Евгений Робертович. Рита быстро накрыла на стол. Сели обедать.

- Чем занимаешься, дед? - спросил Валерий.

- Над Уставом работаю.

- Что-то ты долго его крапаешь.

- А мне спешить не куда. Хочу сделать его интересным и полезным.

- Ну, ну. А ты не хочешь купить мне видео-шлем?

- А зачем он тебе? У нас же есть стереовизор, есть компьютер. Или тебе виртуальной реальности захотелось?

- Конечно. У Сашки есть, у многих ребят в школе есть, а у меня нет. Обижаете, предки.

- Порнофильмы ему посмотреть захотелось, - вмешалась в разговор Женя. - Я видела, как он в Интернете сайты просматривал.

- У, шпионка! - воскликнул Валерий. - А хотя бы и так. Что? не имею права?  Мне уже 17!

- Видишь ли, внучек, - задумчиво произнёс Евгений Робертович, - как мужчина я тебя понимаю, но сейчас это для нас дороговато. Тебе недавно мопед подарили. Неужели тебе мало?

- Это было месяц назад. Он, конечно, мне нравится, но видео-шлем тоже нужен. Вы с отцом такими деньжищами заправляете, а на видео-шлем разориться не можете.

- Дело в том, что эти деньги не наши. Это кредиты банков. То, что было наше, мы уже вложили в строительство. Теперь у меня только пенсия, а у Гарика пенсия и зарплата. Вот и все наши доходы.

- Но с кредитов-то можно чуть-чуть на себя потратить.  Этого никто и не заметит.

- Ошибаешься. Каждый месяц банки проверяют счета и если обнаружат не целевое использование кредита, то наложат штраф или заморозят кредит. Тут всё под контролем. Так что лишних денег у нас нет.

- Чёрт! Мы оказывается нищие, а я думал, мы миллионеры, - произнёс Валерий сквозь зубы.

- Ничего, внучек, это нестрашно. Твои потребности надуманы. Ты прекрасно можешь обойтись без видео-шлема. А чтобы нормально удовлетворять свои половые потребности, тебе надо завести подружку. Наше общество часто формирует у его граждан ложные потребности. Фирмам-производителям необходимо, чтобы их товары расходились. На это нацелена вся индустрия рекламы. Все средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы занимаются рекламой товаров. Причём не самых нужных - те и так раскупают, а зачастую малонужных или вовсе не нужных. На это нацелены выставки, демонстрация  мод,  кинофильмы. В результате человеку вдруг хочется купить то, о чём он раньше и не думал, без чего вполне обходился.

- Ну и что в этом плохого? - спросил Валерий.

- А то, что зря растрачиваются огромные материальные ресурсы. Масса "не модных" или "не престижных" товаров не покупается, и их попросту уничтожают. Эти зря затраченные усилия могли бы пойти на создание жилья, новой техники, эти деньги можно было бы вложить в науку, в культуру, в образование, а они сгорели, пропали впустую. Вот к чему приводят ложные идолы вещизма, стремление быть "не хуже других", гонка за модой.

- Но ведь люди тратят свои деньги. Тратят куда хотят. Это их дело.

- Верно, но не совсем. Они могли бы потратить эти деньги с большей пользой для себя, если бы хорошо подумали. Ведь лишних денег не бывает. Если есть свободные деньги, их можно вложить в акции предприятий, положить в банк и иметь с них доход. Это хорошо и для вкладчиков и для предприятий. Но людям навязывается идеология вещизма, идеология потребительства. Люди хвастаются дорогими и малонужными вещами и считают, что они кого-то "переплюнули", кого-то “обскакали”. Некоторые представители молодёжи считают, что жизнь должна состоять из сплошных удовольствий, что всё продаётся и всё покупается. Не надо никаких ограничений. Живи, кути, сори деньгами, бери от жизни всё. В связи с этим я хочу вам привести одно высказывание философа Шопенгауэра: "Не в богатстве счастье, ибо высшие, самые разнообразные и наиболее прочные наслаждения, это духовные. Некоторые люди в тысячу раз больше хлопочут о богатстве, чем об умственном развитии, хотя вполне очевидно, что, то, чем является индивид, гораздо важнее для нашего счастья, нежели то, что он имеет".

- Ладно, дед. Я понял. Могу и подождать. Только на день рождения шлем вы мне всё равно подарите.

- Хорошо. Я скажу Гарику о твоём желании.

На этом разговор был окончен. Парни надели куртки и пошли кататься на мопеде.