Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Самсонова Оксана Александровна

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год.  Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_-_5_klass.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения

предметов гуманитарного цикла

«____» _______2012 г.  

протокол №______ от ______________

Утверждено

директор МБОУ СОШ №11 г. Липецка

_____________                    В.Н.Игнатов.

приказ №_____от__________________

                                                                                                                     

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

Г. ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 5 класса на 2012-2013 учебный год

учителя истории и обществознания Самсоновой О.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей:

  1. Развитие личности ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия

социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к

самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным

нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции

Российской Федерации;

  1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной

адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах

личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;

способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  1. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных

характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  1. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных

отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях

между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной

психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного

получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  1. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  2. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области

социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,

(включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных  документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год  
  2. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ     Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
  3. Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
  4. Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Введение в обществознание 5 класс.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008
  5. Приказа Минобрнауки  РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательном процессе в  образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего  образования и имеющих государственную  аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

В соответствии с  учебным планом данная программа рассчитана на 34 часа в год, в расчете 1 час в неделю.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся

общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и

оценки результата);

  1. Владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  2. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  1. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  1. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  2. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
  3. сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
  5. типа;
  6. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
  7. ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  8. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  9. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей,
  10. в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в     повседневной
  11. жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  12. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
  13.  зрения.

 Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

  Курс 5 класса является началом курса «Обществознание», который учащиеся  не изучали в начальной школе. При разработке содержания и основ методики курса для пятиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе.

   В результате обучения в начальной школе дети к моменту перехода в среднее звено должны владеть следующими умениями и навыками:
      —
 воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы, населяющие Россию; перечислять права ребенка;
      —
 различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро — зло, трудолюбие — леность, красиво — некрасиво); государственную символику современной России;
      —
 приводить примеры исторических и культурных памятников страны, достопримечательностей родного края, государственных праздников Российской Федерации;
      —
 решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком;
      —
находить на исторической и современной картах России территорию государства, крупные города, места исторических событий; рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества.

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

- первичного анализа и использования социальной информации;

 Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.

Педагогические  технологии:

1.Технология  развивающего обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология  интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей

учебного    материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Контрольно - измерительные материалы

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Содержание рабочей программы

Раздел 1.- Развитие общества

 Глава 1. Человек и человечество - Происхождение и развитие человека. Ускорение прогресса. Возрастные изменения человека. Человечество как сумма поколений. Поколение вещей.

Глава 2. Исторические ступеньки развития общества.- Первая ступень: охота и собирательство. Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие. Возникновение ранних государств. Современное общество.

Основные понятия: общество, человек, поколение, предки, современники, охота и собирательство, скотоводство и земледелие, государство, культурное  наследие, детство, юность, зрелость, старость, подросток, технический прогресс, социальный прогресс.

Раздел 2. – Ребенок в обществе

Глава 3. Ребенок в семье.- Что такое  детство. Отношение взрослых к детям. Воспитание детей. Взаимоотношения с родителями. Методы родительского контроля и руководства. Ровесники и родители. Влияние родителей на самооценку подростка.

Глава 4. Ребенок в школе. - История школьного обучения. Современная школа. Школьные проблемы. Друзья и ровесники. Товарищи и современники

Основные понятия: взаимодействия с родителями, отношение взрослых к детям, методы родительского контроля и руководства, самооценка, напряженность отношений, обучение, образование, риторика, философия, современная школа, друзья и ровесники, товарищи, современники.

Учебно – тематический план

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

1

Введение

1

С. 5 – 7

Раздел 1. Развитие и общества – 12 часов

Глава 1. Человек и человечество – 6 часов

2

Происхождение и развитие человека.

1

§1

3

Ускорение прогресса.

1

§2

4

Возрастные изменения человека

1

§3

5

Человечество как сумма поколений

1

§4

6

Поколение вещей

1

§5

7

Повторение

1

Глава 2. Исторические ступеньки развития общества. – 6 часов

8

Первая ступень: охота и собирательство

1

§6

9 - 10

Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие.

2

§7 - 8

11

Возникновение ранних государств

1

§9

12

Современное общество

1

§10

13

Повторение

1

Раздел 2. Ребенок в обществе – 20 часов

Глава 3. Ребенок в семье. – 8 часов

14

Что такое  детство.

1

§11

15

Отношение взрослых к детям.

1

§12

16

Воспитание детей.

1

§13

17

Взаимоотношения с родителями.

1

§14

18

Методы родительского контроля и руководства.

1

§15

19

Ровесники и родители.

1

§16

20

Влияние родителей на самооценку подростка

1

§17

21

Повторение

1

Глава 4. Ребенок в школе. – 12 часов

22

История школьного обучения

1

§18

23

Современная школа

1

§19

24

Школьные проблемы

1

§20

25

Друзья и ровесники

1

§21

26

Товарищи и современники

1

§22

27

Повторение

1

28 - 34

Итоговое повторение

6

Литература и средства обучения

  1. А. И. Кравченко «Обществознание. Программа курса. 5 классы». - М.: «Русское слово», 2008
  2. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.
  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для
  1. класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

4.П о с о б и е  д л я   у ч а щ и х с я: Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

Календарно – тематический план

Тема урока ( с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Причина корректировки календарно тематического планирования

«Согласованно» с заместителем директора по УВР (дата, подпись)

1

Введение

1

Раздел 1. Развитие и общества – 12 часов

Глава 1. Человек и человечество – 6 часов

2

Происхождение и развитие человека.

1

3

Ускорение прогресса.

1

4

Возрастные изменения человека

1

5

Человечество как сумма поколений

1

6

Поколение вещей

1

7

Повторение

1

Глава 2. Исторические ступеньки развития общества. – 6 часов

8

Первая ступень: охота и собирательство

1

9

Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие.

2

10

Возникновение ранних государств

1

11

Современное общество

1

12

Повторение

1

Раздел 2. Ребенок в обществе – 20 часов

Глава 3. Ребенок в семье. – 8 часов

13

Что такое  детство.

1

14

Отношение взрослых к детям.

1

15

Воспитание детей.

1

16

Взаимоотношения с родителями.

1

17

Методы родительского контроля и руководства.

1

18

Ровесники и родители.

1

19

Влияние родителей на самооценку подростка

1

20

Повторение

1

Глава 4. Ребенок в школе. – 12 часов

21

История школьного обучения

1

22

Современная школа

1

23

Школьные проблемы

1

24

Друзья и ровесники

1

25

Товарищи и современники

1

26

Повторение

1

27

Итоговое повторение

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год

Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" на 2019 - 2020 учебный год

Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра.  С помощью игр дети познают мир, приобретают новые навыки, учатся общаться с окружающими, работать в команде.Игры помогают с пользой организовать ...

Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год

Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...

Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...

Рабочая программа по литературе 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.

Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвеще...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2

Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями слуха...