Олимпиадные задания по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию (7 класс) по теме

Валиуллова Эльвира Кямиловна

Задания составлены для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Олимпиадные задания расчитаны для учащихся с 7 по 11 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

7 класс

1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

 1. В соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью в нашей стране является (-ются)    

                1) земля и ее недра

                2) человек и его права

                3) президент и его жизнь

                4) законы и их исполнение

2. Гражданство РФ приобретается

                1) с момента рождения

                2) с 16 лет

                        3) при получении общегражданского паспорта

                4) при достижении совершеннолетия

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во

                   внешней политике – это

                1) государственное устройство

                2) полномочия главы государства

                3) внутренние и внешние функции государства                  

                        4) государственный суверенитет

4.   Моральные нормы и законы существуют для того, чтобы

                        1) чтобы люди их не нарушали

                        2) чтобы утверждать справедливость

                        3) государство обеспечивало их выполнение

                        4) чтобы поддерживать установившиеся в обществе традиции

  5.  Верны ли суждения об органах государственной власти в РФ?

 А. Высшую законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание.

 Б. Правительство РФ обеспечивает исполнение федерального бюджета.

                        1) верно только А                      3) верны оба суждения

                        2) верны оба суждения             4) оба суждения неверны

2. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его определение.

1

2

3

4

5

6

По горизонтали:

1. Биосоциальное существо, создатель культуры.

2. Высший представительный орган власти.

3. Наказание, применяемое к нарушителю установленных норм и правил.

4. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения.

5. Лицо, избранное в законодательный или представительный орган. 

6. Один из авторов теории разделения властей.

Ответ: _____________________________________________________________________________

3. Определите обществоведческий термин.

3.1. Чувство любви к своей Родине, своему Отечеству, стране, готовность подчинить в определённые моменты собственные интересы интересам Родины – _________________________.

3.2. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, ряд постепенных преобразований – ________________________________.

4.  Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов. Назовите эти документы.

4.1. «Российская Федерация, Россия есть _______________ федеративное правовое государство с _____________ формой правления».

Ответ:  _________________________________________________________________________________        

4.2. «Славься, ___________________________ наше свободное,

         Братских народов союз вековой,

         Предками данная мудрость народная!

         Славься, ________________! Мы гордимся тобой!

Ответ:  _________________________________________________________________________________

5. Установите соответствие названий документов и дат их принятия.

1. Конвенция о правах ребёнка

2. Декларация прав ребёнка

3. Всеобщая декларация прав человека

А. 1948 г.

Б. 1959 г.

В. 1989 г.

 

6. Напишите дату.        

6.1. Когда отмечается Международный  день защиты детей ______________________________________  

6.2. Когда в России отмечается День знаний    _________________________________________________

6.3. Когда в России отмечается День народного  единства  _______________________________________

7. По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для     каждого приведённого ниже ряда (оно может быть выражено одним словом     или словосочетанием).

7.1. Законодательная, исполнительная, судебная – ___________________________________

7.2. Буддизм, христианство, ислам – _______________________________________________

8. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

8.1. Все перечисленные религии: христианство, буддизм, ислам,- относятся к мировым религиям.        

8.2.  Антропологи – это специалисты, изучающие особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.        

8.3.  Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.        

8.4.  Этикет – это внешние формы поведения человека.

8.5.  Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.                

8.6.  Конституция Российской Федерации была принята на референдуме.

8.7.  Поколение – это группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях.

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7


Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

8 класс

I. Выполните тестовые задания.

1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1) ликвидация последствий стихийного бедствия

2) загрязнение реки промышленными отходами

3) высадка на пустыре деревьев и кустарников

4) административное ограничение охоты на оленей

2. Какое понятие принято употреблять, когда упоминается лицо, наделённое всей полнотой прав, свобод и обязанностей:

1) человек

2) личность

3) гражданин

4) подданный

                                           

3.Самым важным и неотъемлемым правом каждого человека с рождения является право на:

1) образование                                        

2) переезд в другую страну

3) жизнь

4) отдых

     

4. Права подростка гарантируются:

1) государством                                      

2) родителями                                        

3) самим подростком

4) школой

5. Минимальный возраст для устройства на работу без особого разрешения родителей:

1) 13 лет                                                  

2) 18 лет                                                  

3) 15 лет

4) 16 лет

6. Документ, дающий право продолжить образование после завершения школы, называется:

1) аттестат                                              

2) справка                                                

3) диплом

4) паспорт

7. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является:

1) Совет министров                                

2) Правительство

3) Федеральное Собрание                      

4) Кабинет Министров

II. Укажите лишнее в ряду.

8. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию способностей человека. Найдите и укажите термины, выпадающие из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

 Одарённость, гениальность, задатки, талант, способности, характер, темперамент.

III. Оцените суждения как верные или неверные.

9.  А. «Главным в характеристике личности является общественная сущность».

     Б. «Новорождённый человек является индивидом, но не личностью».

1) верно только А

2) верно только Б

 3) верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10. А. Природа и общество неразрывно связаны.

      Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга.

1) верно только А

2) верно только Б

 3) верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

11. А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем    

      достоинстве и в правах.

      Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А

2) верно только Б

 3) верны оба суждения

4)  оба суждения неверны


IV. Работа с текстом.

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

         «В последние десятилетие психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его ____________(А).

          Теперь уже стало бесспорной истинной, что _______(Б) так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных _______(В) со взрослыми, плохо развивается не только психологически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

          Если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ________(Г) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

          Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов — гуманистов, теоретиков и практиков. ________(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и _______(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».

         Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

         Выбирайте последовательно одно слов за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) потребности

Б) психика

В) личность

Г) культура

Д) общение

Е) семья

Ж) контакты

З) группа

И) гуманизм

        В данной ниже таблице указаны буквы, относящиеся к пробелам. Запишите под каждым буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

V.  Работа с таблицей.

Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие  каждой из них явления

1) Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.

2) В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2%  по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.

3) Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.

4) Семья Петровых отправилась в дом отдыха.

5) В Новгородской области открылся филиал Сбербанка России.

6) Водителя оштрафовали за превышение скорости.

7) В театре состоялась премьера нового спектакля.

8) Студенты поддержали акцию «Защитим лес от пожаров!».

Название сфер общественной жизни

Явления


Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

9 класс

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1) Какое изменение общественных отношений отличается разрушением основ

существующего строя?

а. реформа

б. модернизация

в. инновация

г. революция

д. эволюция

2) Какие позиции списка относятся к социальным нормам дозволения

а. гражданин РФ должен соблюдать законы

б. гражданин РФ должен платить налоги

в. гражданин РФ имеет право на получение образования

г. гражданин РФ не имеет права на распространение порочащих сведений о других лицах

д. гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду

3) Как обозначают проблему противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями

 а. основной вопрос права

б. основной вопрос экономики

в. основной вопрос социальной сферы

г. основной вопрос политики

д. основной вопрос духовной сферы

 

4) Выберите из приведенного списка формы правления

а. дуалистическая монархия

б. унитарное государство

в. конфедерация

г. смешанная республика

д. федерация

5) Какие примеры не относятся к понятию массовая культура?

а. карнавал

б. комедия положений

в. ток-шоу

г. книга бестселлер

д. фестиваль фольклорных коллективов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1. Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

2. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

3. Все перечисленные отрасли права относятся к публичному праву:  конституционное право; административное право; гражданское право, финансовое право.

4. По законодательству РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

5. Только форма правления определяет механизм взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество

2. Зарплата, рента, алименты, гонорар

3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Пол; возраст; национальность; профессия

2. Капитал, труд, информация, обмен, земля

3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Буддизм, ________________,  ислам.

2. Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) - возникновение аграрного общества; __________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.

3. Форма режима, форма территориального устройства, _____.

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

пограничный

используется в социологии

надзиратель

используется в юриспруденции

кошелек

используется в экономике

сидящий впереди

используется в политологии

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно? 

8. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 -11 класс

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1) Классификация обществ, предложенная Д. Беллом включает

 а. рабовладельческое общество

б. первобытнообщинное общество

в. индустриальное общество

г. простое общество

д. традиционное общество

 

2) К ресурсам власти можно отнести

 а. координацию

б. интеграцию

в. право

г. страх

д. закон

е. тайну

 

3) Выберите из списка социально-экономические права граждан

а. право на образование

б. право избирать и быть избранным

в. право на защиту чести и достоинства

г. право на труд

д. право на неприкосновенность собственности

 

4) Какие тенденции не относятся к развитию современного образования

а. демократизация

б. информатизация

в. монополизация

г. верификация

д. секуляризация

 

5) К какой форме общения можно отнести обращение человека к домашнему животному?

 а. между реальным и иллюзорным партнером

б. опосредованное

в. косвенное

г. непосредственное

д. между реальным и воображаемым партнером

е.  между воображаемыми партнерами

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1) В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2) В статусном наборе существует так называемый главный статус, который определяется статусом, унаследованным индивидом от рождения.

3) Изначально любое государство выполняло задачи: управление хозяйством и обществом, оборона собственной территории.

4) Массовая культура не могла появиться до возникновения электронных СМИ.

5) К частному праву относится регулирование имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.).

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1) Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков

2) Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий

3) Получение Нобелевской премии,  получение именной стипендии, присвоение звания Герой России

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) Дж. Локк – договорная теория; К. Маркс – классовая теория; Г. Спенсер – органическая теория; А. Смит – классическая политэкономия

2) Право на выбор фамилии, право на совместную собственность, право на выбор профессии, право на совместное решение вопросов жизни семьи

3) Ощущение, восприятие, суждение, представление

5. Заполните пропуски в ряду.

1) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат

2) Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя – революционная партия; партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития – _______

3) Существование на рынке малого числа фирм, которые контролируют основную его часть, затрудняя вступление новых фирм в отрасль - ________; экономическое соперничество основано на неценовом факторе – монополистическая конкуренция

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной  ведутся дискуссии о. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от  частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

 предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1. государство

  2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс  

8. социальная мобильность

9. каста

10. люмпены

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Ничто»

Мировоззрение

«Кошелек»

Экономическая нфраструктура

«Невменяемый»

Убеждения

«Порча»

Власть

8.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. 

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

9. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

 1. Налоги берутся с каждого гражданина  и каждой действующей в стране фирмы. 2. Самый распространенный вид – подоходный налог с граждан. 3. Также налоги берутся с тех, кто совершает определенного рода действия, например обмен валюты. 4. Фирмы платят налог на прибыль. 5. Закон может освобождать от налога некоторую часть доходов фирмы, которая идет на  расширение производства или, например, на благотворительные цели. 6. Акцизы обычно вводятся на товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется. Это могут быть предметы роскоши или те товары, потребление которых не считается полезным. Например, спиртные напитки или табачные изделия. 7. Также налоги могут существовать при продаже любого товара. Например, налог с продаж, составляет определенный процент от цены товара. 8. Во многих странах существует налог на наследство, который может быть достаточно высоким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Материал для школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс

Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....

Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс

Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....

Олимпиадные задания по обществознанию

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию...

Олимпиадные задания по обществознанию

Задания школьного этапа олипиады по обществознанию...