Главные вкладки

    План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме:
    «Семейные правоотношения» для учащихся 9 классов

    Марченко Елена Сергеевна

    Данный материал помогает познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений, раскрывает порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье. Формирует мнение о роли семьи в обществе. Помогает учащимся выработать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    9_klass_semeynye_pravootnosheniya.docx21.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР

    Методическая разработка урока по обществознанию по теме

    «Семейные правоотношения»

    для учащихся 9 классов

    подготовила учитель обществознания

    МАОУ – СОШ№19 г.Армавира

    Марченко Е.С.

    2013 год

    Конспект урока по обществознанию по теме

    «Семейные правоотношения» (9 класс)

    1. Развивающая цель: 
    а) познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений;
    б) раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

    2. Воспитательная цель: 

    а) формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
    3. Оборудование урока: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ.
    4. Тип урока: комбинированный.


    Ход урока.

    1. Организационный момент. Предлагаю игру «Ассоциация». Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья». «брак», «родители», «дети».
    2. «Мозговой штурм»: Работа в группах по 4 человека.
    3.    Задание: запишите слово « семья» и запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом.
    4. А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
    5. Проверка.

               Нет более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло государство. За многовековую историю семья, конечно,  претерпела изменения, но гораздо меньше, чем  те, что претерпело государство.

    1.   Вопросы группам:

    -Почему столь живучим  оказался  институт семьи?

    - Что семья дает родителям?

    - Что семья дает детям?

    -Что семья дает государству?

    - Дайте определение понятию « семья»  (каждая группа дает свое определение, коллективно выводится одно).

    Слово учителя: “В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей”. .  

    План изучения нового материала
    1.Правовая связь членов семьи.
    2.Вступление в брак и расторжение брака.
    3.Прав и обязанности супругов.
    4.Права и обязанности детей и родителей.

    Вводное слово. На основании Конституции РФ и Семейного кодекса РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

    1. Правовая связь членов семьи.
    Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

    Организация самостоятельной работы. Учебник, стр. 156-159
    Вопросы: 1) Почему фактически существующие, но формально незарегистрированные семейные союзы в юридическом смысле нельзя назвать словом «семья»?
    2) Что представляет собой семья с юридической точки зрения?
    3) Кто может выступать в качестве субъектов семейных правоотношений?
    Таким образом, статья 2 Семейного кодекса РФ позволяет раскрыть 1) условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; 2) личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи, между другими родственниками.

    Вопрос о субъектах семейных правоотношений изучается с опорой на схему:
    Субъекты семейных правоотношений
    муж и жена дети другие родственники усыновители
    (родители) и усыновленные
    Учащиеся заполняют данную схему, опираясь на рассказ учителя.

    2. Вступление в брак и расторжение брака.
    Самостоятельная работа учащихся с компьютером, подключенным к сети Интернет (
    www.consultant.ru.  ) Задание: опираясь на статьи Семейного кодекса подготовить ответы на вопросы:
    1. Каковы два основных условия заключения брака?
    2. В каких случаях брак может быть заключен в день подачи заявления?
    3. Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного кодекса, являющееся основанием для правильного ответа?
    4. Каковы обстоятельства, препятствующие браку?
    5. Какой брак считается фиктивным?

    Самостоятельная работа. Вопросы для закрепления:1. Каким образом производится регистрация брака? 2. Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке? 3). В каких случаях брак может быть признан судом недействительным?

    Физкультминутка.

    3. Права и обязанности супругов. Данный вопрос рассматривается на основе составления схемы и привлечения материала учебника с.159

    Текущее закрепление. 
    Вопросы 
    1). Когда возникают права и обязанности супругов? 
    2). Каким образом делится совместное имущество при расторжении брака? 
    3). Подлежит ли разделу собственность каждого из супругов при расторжении брака?

    Таким образом, при разделе общего имущества супругов и определения долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

    Закрепление изученного материала. Решение задач.
    1. Старшеклассники Евгений (15лет) и Наталья (14 лет), не сказав ничего родителям, решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?

    2. Супруги В. разводятся и делят имущество. Подлежит ли разделу библиотека их детей? Ответ обоснуйте.

    Американский специалист в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил. Следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
    • не ворчите;
    • не старайтесь перевоспитать своего супруга;
    • не критикуйте;
    • искренне восхищайтесь достоинством супруга;
    • уделяйте внимание супруге;
    • будьте вежливы;
    • читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
    Вопрос: считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношения?
    Что бы вы исключили из этого списка?
    Задание в группах «Создайте портрет»:
    • 1 группа – идеальный портрет жены;
    • 2 группа – идеальный портрет мужа;
    • 3 группа – идеальный портрет ребенка.

    Домашнее задание: 
    1. § 18. с.163,164 выполнить практикум «В классе и дома».
    2. Составить кроссворд «Семья»


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

    Конспект урока:УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классовпод редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. Unit 1. Families and friends: are we happy together?Section 3. Is it easy to live apart f...

    План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

    План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Secti...

    задания для индивидуальной работы для учащихся 9 класса по теме "Гласные в корнях слов"

    дидактический материал для самостоятельной работы учащихся...

    Итоговая контрольная работа по обществознанию для учащихся 9 класса для двух вариантов

    Содержит разноуровневые задания: тесты с выбором одного или двух правильных ответов, задание на восстановление деформированного предложения, открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы....

    Круглый стол "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов

    Круглый стол  "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов. «Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности»Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и ме...

    презентация к Круглому столу "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов

    Данная презентация является дополнением к методической разработке  "Круглый стол "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов"....

    Викторина "Семейное право" для учащихся 9 класса

    Викторина  "Семейное право" может быть использована учителем на уроке обществознания в 9 классе при прохождении темы "Семейные правоотношения"  или в 10 классе - "Семья как социальный инстит...

    Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»

    Пояснительная запискаВ настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый...

    Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

    Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

    Рабочая программа учебного курса по математике « Подготовка учащихся к ГИА» (Интенсив) для учащихся 9 класса

    Рабочая программа по математике "Подготовка учащихся к ГИА"  «Интенсив» для учащихся 9 класса состоит из курса алгебры и геометрии. Рассчитана на 72 часа...