Рабочая программа по обществознанию для 7 класса.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Никифорова Анжелика Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана к учебнику Кравченко А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_7_klass.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»               «Утверждаю»

На заседании МО        зам. директора по УВР             Директор МБОУ СОШ №15

Протокол № 1

«___» _______2013г.           «___» _________ 2013г.        «___» ________ 2013г.

Рабочая программа

по обществознанию

для 7 класса

Составитель: учитель обществознания

МБОУ СОШ № 15  Никифорова А. С.

2013-2014 уч/год

Пояснительная записка

Рабочая  программа курса «обществознание»  для  7 класса разработана на основе:

  • Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 57 с., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
  • Авторской программы Кравченко А.И., Хромовой И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006 – 87 с., допущенной Министерством образования Российской Федерации.

Актуальность курса. Курс «Обществознание» 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах.

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса направлена на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно - бытовых отношениях.

Задачи курса:

  1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для  5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 г. – 46 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 7 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011 г.- 120 с.  Допущено Министерством образования РФ.

Согласно учебно-тематическому плану, рабочая   программа по обществознанию для  7 класса  рассчитана на  34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.

Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 6 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 5 разделов. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Раздел  I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА.

Тема 1. Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста.

1

Особенности подросткового периода. Учебная деятельность и труд подростка. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. Пути их решения и преодоления.

Знать определение возраста, понятия: подросток, тинэйджер, особенности подросткового периода; иметь представление

о системе ценностей подростка, знать пути

и возможности самоутверждения.

Опрос, работа с текстом учебника.

2.

Тема 2. Взросление и физические изменения у подростков.

1

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Факторы физических изменений подростков. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, динамизм,  эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков. Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период

Опрос, работа с практикумом.

3.

Тема 3. Психологический портрет личности. Темперамент, характер.

1

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Знать определения понятий: личность, характер.

Уметь характеризовать типы темперамента.

Опрос,

мини-сочинение «Мне в моём характере хотелось бы избавиться от…».

4.

Тема 4. Психологический портрет личности.  Способности, чувства, эмоции.

1

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

Знать определения понятий: способность, интеллект, чувство, эмоция.

Опрос.

5.

Тема 5.

Самооценка подростка.

1

Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, её причины и последствия. Завышенная самооценка, её причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; знать, как влияет семья на самооценку подростка.

Опрос, составление таблицы.

6.

Тема 6.

Выдающаяся личность.

1

Выдающиеся личности в истории. Одарённые дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание личности.

Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на

Подготовка сообщений из ЖЗЛ.

7.

7.

Тема 7. Выдающиеся личности в Республике Адыгея (НРК).

1

Выдающиеся личности в истории Республики. Тембот Керашев.

Знать о выдающихся личностях в истории Республики.

Подготовка сообщений.

8.

Тема 8.

Лидер и его качества.

1

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;

знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства.

Опрос,

словарный диктант,

составление синквейна.

9.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Личность подростка».

1

 Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Личность подростка».

Знать ранее изученное по разделу «Личность подростка», знать основные понятия и термины.

Выполнение тематического тестирования.

10.

РАЗДЕЛ 2.

ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Тема 9.

Социальная среда подростка.

1

Понятие социальной среды, её составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство; знать факторы, влияющие на социальную среду подростков.

Опрос.

11.

Тема 10.

Юношеский пессимизм. Подросток в группе.

1

Причины развития пессимизма у подростков. Последствия подросткового пессимизма. Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм.

Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы.

Опрос, работа с текстом учебника и практикумом.

12.

Тема 11.

Межличностные отношения

1

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений.

Ролевая игра «Ситуация».

13.

Тема 12.

«Мы» и «Они». Мир знакомых и незнакомых людей.

1

Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие«Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство.

 Свои и чужие. Знакомые и незнакомые, различия

в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность.

Знать понятия: «Я», «Мы», «Они».

Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми.

Опрос,

работа по вопросам в конце параграфа.

14.

Тема 13.

Социальный портрет

молодёжи.

1

Понятие «большой группы». Молодёжь как большая группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодёжи. Российская молодёжь. Девиантное поведение.

Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе, знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение.

Опрос, выполнение практикума.

15.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Подросток в

социальной среде».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Подросток в социальной среде».

Знать ранее изученное по разделу «Подросток в социальной среде», знать основные понятия и термины.

Выполнение тематического теста.

16.

РАЗДЕЛ 3.

ПОДРОСТОК И ЗАКОН.

Тема 14.

Юридические границы подросткового возраста.

1

Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребёнка. «Конвенция ООН о правах ребёнка». Законные представители прав ребёнка. Ответственность за нарушение прав.

Знать понятие «юридические отношения», знать права

и обязанности детей и подростков.

Опрос,

Работа с документом.

Мини-сочинение «Как подросток может пользоваться своими правами»

17.

Тема 15.

Подросток как гражданин.

1

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности.

Знать определение гражданства, пути его

получения, знать основные гражданские права и свободы.

Опрос,

Словарный диктант.

18.

Тема 16.

Подросток

и его права.

1

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами.

Знать определение «права человека», знать основные положения «Конвенции о правах ребёнка».

Работа

с документом

«Конвенция о правах ребёнка».

19.

Тема  17.

Опасный путь преступной жизни.

1

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.

Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних.

Опрос.

Словарный диктант.

20.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Подросток и закон».

Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины.

Выполнение тематического тестирования.

21.

РАЗДЕЛ 4.

ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ.

 Тема 18.

Подросток в обществе  риска.

1

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии.

Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска.

Опрос.

Выполнение практикума.

22.

Тема 19.

Проблемы современной молодёжи в Республике

 Адыгея (НРК).

1

Проблемы здоровья в регионе. Проблемы трудоустройства в РА.

Проблема сохранения  духовных ценностей молодёжи.

Знать основные проблемы молодёжи в регионе.

Подготовка сообщений.

23.

Тема 20.

Проблема одиночества.

1

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество

в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, её причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность,

знать причины депрессии и пути выхода из неё.

Опрос.

Выполнение практикума.

24.

Тема 21.

Подростковая культура.

1

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения.

Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать ее особенности.

Опрос.

Синквейн «Подростковая культура»

25.

Тема 22.

Образ жизни.

1

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни.

Опрос.

Выполнение практикума.

26.

Тема 23.

Образ жизни современных адыгов (НРК).

1

Образ жизни современных адыгов.

Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем.

Знать образ жизни современных адыгов.

Сообщения.

27.

Тема 24. Досуг, отдых, спорт.

1

Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Различные виды

досуга. Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Молодежь и спорт. Современные молодежные виды спорта. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия.

Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга.

Опрос.

Подготовка сообщений.

28.

Тема 25.

Досуг, отдых и спорт в Республике Адыгея (НРК.)

1

Досуг, отдых и спорт в Республике Адыгея. Как провести свободное время в РА. Библиотеки РА. Музеи РА. Развитие спорта в РА. Знаменитые спортсмены Республики Адыгея.

 Знать, как провести свободное время в РА.

Опрос, сообщения.

29.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Образ жизни подростка».

Знать материал раздела

«Образ жизни подростка», основные понятия и термины раздела.

Выполнение тематического тестирования.

30.

РАЗДЕЛ 5.

ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА.

Тема 24.

Город и село.

1

Город и село – две основные среды обитания человека.

Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды.

Труд и отдых в городе и в селе.

Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды; уметь характеризовать роль городов

в развитии общества, особенности сельской среды.

Опрос.

Подготовка сообщений на

тему «Их именами названы улицы».

31.

Тема 26.

Наше село Хамышки (НРК).

1

 История появления нашего села и этапы его развития. Село сегодня. Основные достопримечательности села. Наше село и перспективы его развития.

Знать историю села.

Проект «Село будущего».

32.

Тема 27.

Мой дом, моё жилище.

1

Понятие «социальное пространство». Общественная территория, поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья

Знать понятия: социальное пространство, общественная

территория, домашняя территория, личное пространство.

Опрос.

Работа с текстом учебника.

33.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и его жилая среда».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Подросток и его жилая среда».

Знать материал раздела «Подросток и его жилая среда», основные понятия и термины раздела.

Выполнение тематического тестирования.

34.  

Итоговое повторение и обобщение знаний по  курсу «Обществознание»  7 класс.

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по курсу «Обществознание» за 7 класс;

Знать и уметь применять на практике знания полученные по курсу «Обществознания» 7 класс.

Выполнение итогового тестирования по курсу «Обществознание» 7 класс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Список для учителя:

1.        Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Хромова И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006.

Кравченко А.И., Е.А. Певцова  Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2011.

Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов – Волгоград, «Учитель», 2011

Поурочные планы по обществознанию. 7класс (по учебнику А.И. Кравченко).  Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Е.Н. Сорокина. – М. : Планета, 2011

Список для учащихся:

1. Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Е.А. Певцова  Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2012.

Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. (К учебнику Кравченко А.И.). – М.: «Русское слово», 2012

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002

Калинина Ю.М. Удивительные вещи: научно-популярное издание для детей. М.: 2005.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: ЮНИТИ, 1996.

Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. – М., 1998

Черникова Т.В. История России: учебник для 6-7 кл./ под редакцией А.Н. Сахарова. М.: дрофа, 1997

Шайхер В.Ю. Антология мудрости. М.: Вече, 2005

Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. – Харьков, 1998

Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....