Политическая сфера жизни общества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Чёрная Галина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskaya_sfera_zhizni_obshchestva.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Политическая  сфера жизни общества»

Тип урока – повторительно-обобщающий.

Цель: 

  • Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Политическая сфера жизни общества»;
  • Развивать навыки самостоятельной работы;
  • Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
  • Формировать активную жизненную позицию.

     После изучения темы учащиеся должны:

  • Знать термины: политическая власть, разделение властей, суверенитет, демократия, выборы, референдум.
  • Называть: формы правления, национально-территориального устройства.
  • Сравнивать: политические режимы.
  • Объяснять роль политики в жизни общества, особенности политической жизни современной России.
  • Характеризовать: политику, государство, гражданское общество, политические идеологии, политическую культуру.
  • Приводить примеры участия граждан в политической жизни.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка;
  • ПК;
  • Доска;
  • Раздаточный материал для учащихся

План

  1. Политика как сфера общественной жизни.
  2. Политическая система.
  3. Государство. Правовое государство.
  4. Демократия.
  5. Избирательные системы.
  6. Типы политических идеологий.
  7. Государство и гражданское общество.
  8. Политическая власть.

Вступительное слово учителя. Тема, цели. 2-3 минуты.

1-4 вопросы учащиеся представляют дом. зад. – каждая группа защищает сделанный проект - презентацию по теме. Темы – вопросы 1-4. Всего 10 минут

Вывод. Поставьте себе оценку за ответ в карту.

5. Избирательные системы.  Вставить пропущенные слова или словосочетания.

Фронтальная работа с учащимися.

Структура институтов государственной власти зависит от  _______________, которая установлена в стране.

Избирательная система представляет собой  ____________________, на основе которых граждане назначают себе правителей, определяет соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Основные избирательные системы – мажоритарная и пропорциональная. При _____________ системе основанной на принципе большинства от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем считается тот, кто набрал большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем у соперника). Система ____________ предполагает распределение мест в парламенте, в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. В России существует система _________.

1. система пропорционального представительства;

2.совокупность правил;

3. мажоритарная;

4. избирательная система;

5. пропорциональная избирательная система;

6. тайное голосование

Вывод. Поставьте себе оценку за ответ в карту.

6. Типы политических идеологий. Определите одно из направлений общественно - политической мысли по указанным признакам:

Работа в парах: учащиеся проверяют работу друг друга, а затем сверяют полученное со слайдом.

А) 

1. Исторически первая идеология.

2. Родоначальники – Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит.

3. Исходным тезисом является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность) их приоритете над интересами общества и государства.

Б)

1. Опирается на идею национальной идентичности, что обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения;

2. Идея сверхчеловека;

3. идея превосходства одной нации над другими;

4. открытая террористическая диктатура.

В)

1. Исходными принципами  являются порядок, стабильность, традиционализм.

2. Общество и государство – результат естественной эволюции.

3. Отрицает революционные изменения и реформы.

Г)

1. Основоположник – К. Маркс.

2. Общество должно быть свободно от частной собственности, эксплуатации и социального неравенства.

3. Оно станет таковым в результате классовой борьбы.

Д)

1. Выражает идеологию, сочетающую интересы рабочих, интеллигенции, предпринимателей.

2. Теоретические основы заложены Э. Бернштейном.

3. Отсутствует единая теория, т. к. она должна постоянно корректироваться.

7.  Государство. Фронтальная работа со всеми учащимися класса.

Выберите характеристики соответствующие любому государству.

  1. Территориальная целостность;
  2. Аппарат управления;
  3. Система права;
  4. Суверенитет;
  5. Право на взимание налогов;
  6. Аппарат принуждения;
  7. Разделение властей;
  8. Верховенство права;
  9. Забота о малоимущих слоях населения;
  10. Историческое единство населения;
  11. Однородная культура;
  12. Суверенитет.

Установите соответствия.

1. Теократическая теория

А. Государство – результат внешнего или внутреннего насилия и завоевания.

2. Патриархальная концепция

Б. Государство – это результат сознательной деятельности людей.

3. Теория общественного договора

В. Государство – большая семья, правитель – отец.

4. Теория насилия

Г. Государство – от Бога, и политическая власть должна принадлежать духовенству, церкви.

Гражданское общество.

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. общества защиты прав потребителей;

2. министерство образования;

3. ассоциация педагогов «демократическая школа»;

4. районный суд;

5. объединение жильцов микрорайона;

6. управление внутренних дел.

Установите соответствия между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1. гарантированные гражданские права и свободы;         А) экономическая;

2. свободный доступ к информации;                                  Б) социальная;

3. многочисленный средний класс;                                    В) нормативная;

4. возможность обладания частной собственностью;      Г) культурная.

Вывод. Поставьте себе оценку за ответ в карту.

8. Политическая власть. Фронтальная беседа с учащимися.

Что такое политическая власть? Как власть формируется в демократическом обществе?

Власть – это свойство личности. Некая сущность, обладание которой дает возможность одному человеку повелевать другими, отношения зависимости между субъектом власти и ее объектом.

Источники власти – знание, авторитет, сила, престиж, тайна, закон, богатство, харизма, интерес и др.

Субъекты власти – государство и его институты, политические элиты, лидеры, партии. Объекты власти – индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Ресурсы власти – принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. В основе функционирования политической власти лежат два принципа – принцип суверенитета и принцип легитимности. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

«Избирательный бюллетень сильнее пули» А. Линкольн Почему он так считал согласны ли вы  с ним? Приведите аргумент в защиту или опровергните высказывание.

  • Выборы - одна из основных черт, характеризующих демократическое общество

  • Чтобы критиковать власть, требовать от нее изменений и улучшений жизни, нужно вначале ее выбрать. То есть требовать от власти может тот, кто принимал участие в выборах

  •  Право гражданина избирать органы   государственной власти - одно из важнейших принципов создания и  функционирования демократического государства и гражданского общества
  • Участие в выборах - реальный шанс влияния на власть. Если ты голосуешь «за» - это утверждает выбранную гобой политическую силу в правильности выбранного курса, но даже если ты отдаешь свой голос «за» тех, кто выборы проиграет, то и победитель вынужден будет скорректировать свой курс с учетом твоего мнения. Если ты не голосуешь, считая, что все и так ясно, что все решиться и без тебя, спроси себя: как тогда победитель узнает о твоем мнении, о том, что твое мнение разделяют, может быть, сотни тысяч россиян?
  • В соответствии с Koнституцией России  «носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». (Конституция РФ, глава I. ст. 3, п. 1-2.)

  • Участие в выборах станет залогом того, что выделенные средства были потрачены на благо всего общества.
  • Рачительный хозяин всегда должен думать о бережном использовании средств. На выборы выделяется сумма сопоставимая с годовым бюджетом небольшого муниципального образования (города, района). В том случае, если выборы не состоятся - эти средства будут потрачены впустую. На проведение повторных выборов вновь понадобятся такие же средства. Их можно было бы направить на решение социальных проблем, в том числе па поддержку и укрепление материальной базы вашего учебного заведения, на проведение молодежных программ и т.д.
  • Практически один раз в четыре года власть реально находится у простых граждан, а не у чиновников. И в день голосования все неиспользованные гражданами бюллетени уничтожаются по акту, аннулируется конституционное право у тех граждан, которые не пришли на выборы. Все за них решат теперь другие. Те, кто пришел.

  • Время, которое потрачено на голосование - это время взрослого ответственного гражданина. Девиз каждого гражданина должен звучать так: участие в голосовании - это гражданский долг каждого. Пусть будет стыдно тем, кто не примет участие в создании истории России.

  • Придите на выборы и приведите своих друзей!

Вывод. Поставьте себе оценку за ответ в карту.

Домашнее задание

Используя параграфы  учебника выделите основные формы участия граждан в политике.

Объясните каким образом можно стать лидером в политике;

Аргументируйте свой взгляд на тему «Можно ли быть честным в политике?».

Вывод: Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания, полученные при изучении темы «Политическая сфера жизни общества».

Политика – это явление социальное, возникающее только в обществе и представляющее собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых, групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти. Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Мы коснулись главных вопросов темы, а именно:

  1. Политика как сфера общественной жизни.
  2. Политическая система.
  3. Форма государства.
  4. Демократия.
  5. Избирательные системы.
  6. Типы политических идеологий.
  7. Государство и гражданское общество.
  8. Политическая власть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по теме "Политическая сфера жизн общества" часть А

Данные тестовые задание составлены на основе типовых тестовых заданий  обществознание 2013 под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской, Е.С.Корольковой....

Политическая сфера жизни общества

Обобщающий урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политическая сфера" по учебнику Л.Боголюбова....

Раздаточный материал по обществознанию «Политическая сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

МАтериал включает в себя задания для писмьменного опроса, составленные  по типу заданий ЕГЭ по обществознанию (часть С)...

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

Тест по теме "Политическая сфера жизни общества".

Подготовка к ГИА по обществознанию. Тест по теме "Политическая сфера жизни общества"....

Тест. Политическая сфера жизни общества

Тест по обществознанию на тему "Политическая сфера жизни общества" для 10 класса...

Тест по обществознанию. Тема: "Политическая сфера жизни общества"

Тест содержит вопросы по теме: "Политическая сфера жизни общества"...