Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме

Михидо Вероника Игоревна

Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку.  Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества, раскрыть функции СМИ в общественной жизни. Этот урок можно давать в  10 классе, изучив тему " Духовная жизнь общества" , но можно этот урок давать  и в 11 классе, тогда акцент сделать на роль СМИ именно в политической жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_10_klasse_rol_smi.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 10 классе

Тема урока: «Роль СМИ в жизни общества»

Технологии урока: Проблемное обучение , обучение в сотрудничестве  

 Цели и задачи:

1) Познакомить с видами и особенностями различных СМИ.

2) Развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации , критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)Создать условия для формирования активной гражданской позиции, интереса к политической жизни общества.

4) Подвести к выводу о важной роли СМИ в разных сферах жизни общества. Раскрыть роль СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация к уроку,   Конституция РФ, распечатка  из текста Закона РФ « О средствах массовой информации»

План урока:

I. Мотивационный модуль . Постановка темы  и  проблемы урока.

II.Изучение нового материала.

1.Понятие СМИ. Виды СМИ (Работа с текстом Закона РФ о СМИ)

2.Понятие свободы СМИ. (статьи Конституции РФ)

3. Характер информации распространяемой СМИ. Интернет: достоинства и недостатки.

4.Роль СМИ в жизни общества: работа в группах.

III. Закрепление нового материала: Составление схемы функции СМИ в  обществе.

IV.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Ход урока.

 Здравствуйте ребята! Посмотрите видеоролик и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Какую проблему мы будем рассматривать?

Слайд 1. Видеоролик «СМИ воздействует»

Ответ учащихся. Правильно! Сегодня мы будем рассматривать вопрос :                                                Как СМИ воздействует на общество?

Слайд 2  Тема урока: Роль СМИ в жизни общества.

Вопросы урока:  1 Что такое СМИ. 2 Какую роль играют СМИ. 3 Как относиться к той информации которую нам предлагают СМИ?

Давайте разберемся с тем, что понимать под СМИ?

Работа с текстом Закона РФ о СМИ.

Вопросы: Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?

Учащиеся дают ответ. На слайде цитаты из закона о СМИ и ст. 29 Конституции РФ

Слайд 3 Виды СМИ

Слайд 4  Средства массовой информации. Основные понятия

 Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (Закон РФ о СМИ)

Вопрос  Что говориться в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?

Слайд 5  Свобода СМИ.

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»                                           статья 29 Конституции РФ

 

Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?

Учащиеся отвечают, учитель обобщает их ответы: Конечно, ограничения СМИ существуют и об этом говориться в самой Конституции .Могут быть ограничены, если это содержит угрозу конституционному строю ,нравственности , здоровью, соблюдению прав других лиц. Ответственность существует за клевету, оскорбление, распространение сведений о частной жизни и т.д.

Учитель: Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной.

Я предлагаю вам в анкете ответить на вопрос: В каких источниках СМИ информация кажется вам наиболее достоверной? (учащиеся отвечают на этот вопрос анкеты на листочках)

Теперь  давайте посмотрим результаты опросов граждан РФ в 2000 и 2010 году, как они отвечали на данный вопрос.

Слайд 6 Представлены 2 диаграммы ,отражающие ответы на вопрос Каким источникам СМИ вы больше доверяете.

Задание(С7) На основании этих диаграмм сделайте 3 вывода. Запишите их в тетрадь.

После 5-ти минутной работы, проверяем.

Мы видим, что существенно возросло доверие к информации в Интернете .Как вы думаете, с чем это связано? Я думаю, что и результаты ваших анкет подтвердят вывод о том, что наибольшее количество доверяет Интернету.

Вопрос : Насколько достоверна информация в Интернете? Кто несет ответственность за качество этой информации?

Слайд 7 Что такое интернет. Особенности информации в Интернете: преимущества и недостатки( рассказ учителя)

Вывод: Очень важно критически оценивать, анализировать , сопоставлять разные источники информации.

Обратимся к главному вопросу нашего урока.

 Слайд 8 Какую роль играют СМИ в жизни общества?

Работа в группах.

 Рассмотрим роль (функции) СМИ в политической сфере (1 группа), в экономической сфере (2 группа) и духовной жизни общества (3 группа)

Каждая группа получает вопросы и вспомогательные материалы и отвечает на поставленные вопросы (СМ. Приложение)

На работу в группах отводится 10 минут , после чего представители от групп выступают.

Во время выступления остальные учащиеся получают задание составить схему:

«Функции СМИ в жизни общества»

Слайд 9. Подводим итоги выступлений и урока в целом. Проверяем, какие функции СМИ выписали учащиеся. На слайде появляется схема.

Функции СМИ :

- информационная, -коммуникативная, -социализации, -регулирующая, -идеологическая, -культурно-образовательная, рекламно- справочная.

Подводя итог нашему уроку, можно сделать вывод, что влияние и роль СМИ в современном обществе поистине огромна. Это влияние и позитивное, и негативное. Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя различные версии. Знать законы информации очень важно.

Слайд 10 Домашнее задание:  Составить развернутый план по теме «Роль СМИ в жизни общества»                                                                                                       *мини-проект: Сравнительный анализ освещения одного политического события в разных СМИ.

Приложение 1

ЗАКОН

 

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Свобода массовой информации

 

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и    материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Группа 1 Роль СМИ в политической сфере жизни общества.

Задание 1

 Раскройте содержание названных функций СМИ в политической жизни общества, приведите примеры.

Название функции                                  

Содержание  

Пример

Информационная

Политической социализации

Регулирующая(критики и контроля)

Мобилизационная

Идеологическая

Задание   2. Что такое политическая манипуляция?( прочитайте  в тексте) Приведите известные вам из общественно- политической жизни примеры.

Задание 3

 Как вы думаете, почему СМИ называют «Четвертой властью в обществе»?

Группа 2 Роль СМИ в экономической сфере жизни общества.

Задание .

Какую главную роль играют СМИ в рыночной экономике? Назовите функции СМИ в экономике?

Какую роль играет реклама как СМИ в жизни современного общества?

Назовите ,в чем позитивное  и негативное  влияние СМИ и ,в частности, рекламы.

Как вы считаете, насколько можно доверять рекламе как СМИ?

Группа 3. Роль СМИ в духовной жизни общества.

Задание .

 Раскройте  главные функции СМИ в духовной жизни общества.( В чем заключается информационная, культурологическая, функция социализации применимо к  духовной сфере)

В распространении какой культуры СМИ играют решающую роль?

Каковы позитивное  и негативное влияние массовой культуры на общество?

Какие опасные тенденции  вы видите в связи с этим в духовной жизни современного российского общества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека  в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, рабо...

Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль...

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс...

Урок по обществознанию 10 класс "Религия, её роль в жизни общества"

Использование на уроке различных форм работы с применением ИКТ...