Урок обществознания 6 класс."Как человек познаёт мир"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Богапова Маргарита Александровна

1.     Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.

2.     Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.              

3.     Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

4.     Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_poznayot_mir.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

  1. Богапова Маргарита Александровна
  2. МОУ «СОШ №1 р. п. Татищево»
  3. Учитель истории и обществознания
  4. Обществознание
  5. 6 класс
  6. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.
  7. Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.              
  8. Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
  9. Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
  10. Тип урока: урок усвоения новых знаний
  11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая  самостоятельная.
  12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.


Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников.

Настраиваются на работу

Актуализация знаний

Ребята, скажите:

 -Что является главным органом, с помощью которого человек познаёт мир?

-Почему человеческий мозг учёные называют биологическим компьютером?

Ответ: мозг

Головной мозг существует у большинства животных, и по своему объёму человеческий мозг даже уступает мозгу некоторых из них. И тем не менее только человек способен размышлять, думать о событиях, которые произошли в разное время, накапливать информацию  и при необходимости передавать её другим.

Постановка проблемы

Человек с древнейших времён пытается познать окружающий его мир, приобретая для этого новые знания и используя опыт предшествующих поколений.

- Как называется этот процесс?

 -  Как же  человек познаёт мир?

 - Хватит ли сегодня наших знаний чтобы ответить на этот вопрос?

Задача нашего урока сегодня суметь найти правильный ответ.

Запишите тему урока.

Записывают в тетрадь

Познание – это процесс приобретения новых знаний.

Слайд 1

Записывают тему урока в тетради.                        Как человек познаёт мир. Слайд 2

Реализация проекта

Важнейшими инструментами, с помощью которых человек познаёт мир, являются его органы чувств.

- Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны?

Схема:  чувственное познание

Органы чувств образно называют окнами в мир. Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов.

Опыт с мячом: даю в руки

Опишите, какой он.

Схема: ощущение

. Когда вы играете в футбол.  То не думаете о том, что мяч круглый, упругий, гладкий.  Вы воспринимаете мяч как целостный предмет.

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие восприятие?

Схема: восприятие

Ощущение и восприятие называются формами чувственного познания мира. Но есть еще одна  форма чувственного познания мира представление.

Опыт с мячом: прячу за спину.

-  Вы видите сейчас мяч?

- Каким он был? Опишите пожалуйста.

Послушайте звуки. Что вы представляете.

Комфортно ли играть в мяч под дождём?

Схема: представление

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие представление?

Давайте обратимся к схеме, о каких формах чувственного познания мы сегодня узнали?

Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку?

 Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов.

Правильно, так что не стоит пренебрегать этим великим даром природы.

 Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями.

Ещё одна форма познания - рациональное познание (схема):

Мы замечаем, что многие предметы и явления, несмотря на свои особенности имеют общие черты, Мы объединяем их в группы и даём общие названия. Эти общие названия принято именовать понятиями.  (Схема)

Практическое задание: Попробуйте на своих представлениях о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок.

Схема: Суждение

О чём бы вы ни думали, всегда обнаруживаете, что мышление связано со словами. Мы говорим для того, чтобы выразить свои мысли. Передать ощущения и чувства.

Откроим учебник на стр.179 и прочитаем памятку 5.  Как доказывать сои суждения.

Она нам пригодится при работе в группах.

Практическое задание

К какому выводу вы придете, основываясь на следующих суждениях?

- Все мальчики 6 Б класса школы №1 хорошо играют в футбол.

- Рома учится в 6Б классе школы №1.

Следовательно…

Схема: Умозаключение

- Ребята, посмотрите на схему. Что является формами рационального познания. Подумайте, они свойственны только человеку или человеку и животным?

Ответ: Глаза, уши, язык, кожа, нос.

Ответ: Круглый, упругий, жёлтый, гладкий

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь:

Ощущение -  отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств.

Слайд4

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета.

Слайд 5

Отвечают на вопросы.

Слушают звуки природы.  Отвечают на вопрос.

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь:

Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти.

Слайд 6

Ответ: ощущение, восприятие, представление.

Свойственно и животным и человеку, потому что у них есть органы чувств.

Ответ: При решении каких-то вопросов, задач, необходимо прежде подумать, потом принимать решение. Человек отличается от животных тем, что умеет думать.

Записывают в рабочую тетрадь под диктовку учителя.

Слайд 7

Цветы -  прекрасное создание природы. В цветке происходит опыление (обычно насекомым), здесь развивается плод. Цветок заканчивает собой стебель.                         (Детская энциклопедия)

Слайд8

Записывают в тетрадь

Понятие – единство главных свойств предметов и явлений.

Слайд 9

Читают и разбирают памятку.

Записывают в тетрадь

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах.

Слайд 10

Рома хорошо играет в футбол.

Записывают в тетрадь

Умозаключение – это вывод, результат наших суждений.

Слайд 11

Формулируют вывод                                                        Вывод: Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания. Только человеку. (от лат ratio – «разум», «рассудок».)

Первичное закрепления

Продукт проекта

Вывод: Чувственное и рациональное познания взаимосвязаны, ведь познание – единый процесс, в результате которого наши знания о мире пополняются и становятся истинными (правильными и важными).

Закрепление изученного материала

Работа с учебником стр.

Задания по группам: Опишите картину

1 гр. – с точки зрения художника;

2 гр. – с точки зрения биолога;

3 гр. – с точки зрения крестьянина;

4 гр. – с точки зрения историка.

 

Работают в группах, используют памятку 5 на стр. 179.

Слайд 12

Подведение итогов

Учитель консультирует

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

Домашнее задание

П.5

 В рабочей тетради на стр.19

1 уровень №1,

2 уровень №1, 6,

3 уровень №1,6,9

Записывают задание в дневник.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"...

тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе

Тесты к уроку  обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе...

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Как человек познаёт мир"

Урок обществознания для 5 класса. Обучающиеся на уроке узнают о путях и формах познания. Выполняя задания, убеждаются в необходимости интеграции путей и форм познания для получения достоверной картины...

Презентация к уроку обществознания на тему "Человек в группе", 6 класс

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребност...

Обобщающий урок обществознания по теме «Человек и экономика»

Обобщающий урок обществознания по теме «Человек и экономика»...

Практикум к уроку обществознания по теме "Человек в группе", 6 класс

Практикум разработан для закрепления материала по теме "Человек в группе", может использоваться на уроке обществознания в 6 классе...