Семья и семейные ценности: вчера, сегодня, завтра
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Фризоргер Екатерина Игоревна

Интегрированный урок по обществознанию и литературе, раскрывающий понятие семья и семейные ценности. Для 6-х классов. Подходит для проведения в классах ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного урока.

Составили Рассеева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы; Фризоргер Екатерина Игоревна, учитель истории и обществознания

МБОУ Гимназия №91 имени М.В.Ломоносова

Класс: 6

Предмет: литература и обществознание

Тема урока «Семейные ценности: вчера, сегодня, завтра».

Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Семья» на примере анализа художественных текстов.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Этап драматизации

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

3-е учащихся под тихую музыку и презентацию выходят с мини-инсценировкой:

-Как появилось слово «семья»?

 Когда-то о нем не слыхала земля...

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 — Сейчас я тебе семь вопросов задам.

 Кто деток родит мне, богиня моя?

 И Ева тихонько ответила:

 — Я.

 — Кто их воспитает, царица моя?

 И Ева покорно ответила:

 — Я.

 — Кто пищу сготовит, о, радость моя?

 И Ева все так же ответила:

 — Я.

 — Кто платье сошьет, постирает белье,

 Меня приласкает, украсит жилье?

 Ответь на вопросы, подруга моя!

 — Я... Я... — тихо молвила Ева,

 — Я... Я...

 Сказала она знаменитых семь Я.

 Вот так на земле появилась семья.

 

2.Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

Упражнение «Ассоциация»

 

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

  • Если семья — это постройка, то какая…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …
  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая… 
  • Если семья — это настроение, то какое…

 

Обсуждение возникших ассоциаций.

 

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Составление понятия

Проблемный, метод групповой организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Давайте попробуем посмотреть, какие определения семьи даются?

Учитель фиксирует полученные понятия. Вывод общего определения вместе с учениками.

Что дает человеку семья? (Выход на ценности). Менялись ли ценности на протяжении веков?

Работа в группах:

1-ягруппа: работа с толковым словарем Ожегова;

2-я группа: работа с учебником обществознания;

3-я группа: поиск в Интернете;

4-я группа: составление собственного понятия.

4.Выход на тему урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Где, в первую очередь, можно проследить развитие и изменение семейных ценностей? Конечно, на примере анализа литературных произведений.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

5.Анализ литературных произведений по группам. Стадия осмысления.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Консультирует.

Исследовательская работа.

1-я группа: анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»,

2-я группа: анализ повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

3-я группа: анализ повести Л.Н.Толстого «Детство»;

4-я группа: анализ рассказа А.Алексина «Самый счастливый день».

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

6.Домашнее задание

Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что семья – это четкое распределение обязанностей. Стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка. Ради этого ли создается семья? Л.Н.Толстой

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого? Какой все-таки будет семья в будущем?

2. Создание модели: семейные ценности в будущем?

Записывают

задания в дневники.

7.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

«Солнышко»

Семейные ценности. Вчера. Сегодня. Завтра.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба"

Л.Н.Толстой. "Детство"

А.Алексин. "Самый счастливый день"

Семья сегодня

Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что семья – это четкое распределение обязанностей. Стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка. Ради этого ли создается семья? Л.Н.Толстой



Предварительный просмотр:

В ходе урока я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Давал определения, находил ответы

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Условные обозначения

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Тест. Психологический климат в семье.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет". 
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
7. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.
8. В семье есть очень неуравновешенный человек.
9. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".
11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
12. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
13. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
15. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
16. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
17. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
18. Меня часто обижают дома.
19. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
20. Отношения в семье весьма натянутые.

Обработка данных. 
Определяется число правильных ответов по "ключу":
"да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 19;
"нет" - 3, 5, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 20.
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 20 баллов.
0 - 4 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели членов семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
5 - 9 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают члены семьи, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
10 - 15 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
16 - 20 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Вместе с родителями составьте генеалогическое дерево вашей семьи



Предварительный просмотр:

  1. « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

  1. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

  1. Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Притча о любви «Цветок и Ветер»

Однажды повстречал Ветер изумительной красоты Цветок и полюбил его. Он нежно ласкал прекрасный Цветок, тот дарил ему еще больше любви, которая выражалась в цвете и прекрасном аромате.

Однако Ветру показалось мало любви, и он принял решение: «Я отдам цветку всю свою силу и мощь, а он подарит мне еще что-то большее». Со всей силы он подул на Цветок своим дыханием любви. Цветок не смог вынести такой силы и страсти и сломался. В отчаянии Ветер старался поднять и оживить нежный Цветок, но у него ничего не получалось.

Он затих и начал дышать на Цветок нежным дыханием любви, но жизнь не возвращалась к Цветку, он увядал. В отчаянии Ветер закричал: «Я подарил тебе всю силу своей любви, а ты не выдержал и сломался! Значит, не было в тебе настоящей любви, просто ты не любил!» Цветок ничего не отвечал, он молчал, он умер.

Один мальчик неполных шести лет очень ждал рождения маленькой сестрёнки. Сестрёнка родилась в срок, но с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую по медицинским показаниям удобней всего было взять у старшего братишки. 
Родители спросили малыша: 
— Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки? 
Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал: 
— А это поможет ей остаться живой?
— Да, тогда она будет жить.
— А можно я подумаю до вечера?
— Конечно, можно. 
Вечером малыш решительно объявил: 
— Я согласен. 
Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем: 
— Ты молодец! Полежи пока.
— Тётя, а через сколько минут я умру? 
Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт. Маленький герой с Большой Душой решился умереть ради долгожданной сестры.



Предварительный просмотр:

Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе, формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой

1. Вступление

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

2. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это постройка, то какая…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это название фильма, то какого…

• Если семья — это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций. 

3. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение.

А семья важна в жизни человека? Почему и что дает семья каждому из нас попробуем определить, прочитав притчи

Итак, цель нашего урока — проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Екатеринбург: вчера сегодня, завтра

Презентация к классному часу...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...