Конспект урока "Самое ценное - это жизнь", 11 класс, обществознание
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Маннанова Елена Владимировна

Урок был дан в рамках сингапурских курсов.В данном уроке сделана попытка применить сингапурские технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2013.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

  Елена Маннанова МБОУ «СОШ №171» г.Казань,     учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

Тема урока. Самое ценное-это жизнь.

Цель урока: осознать ценность человеческой жизни.

Задачи урока.

  1. Образовательные: сформировать у учащихся прочные представления о том, что право на жизнь неотъемлемо в области естественного права, каковы его особенности; определить основные формы лишения человека жизни; определить место данного права в иерархии прав человека.
  2. Воспитательные: продолжить формирование у учащихся элементов правовой и духовной культуры, чувства ответственности, сознательного отношения к понятию права на жизнь в иерархии прав человека, сделать попытку задуматься о смысле человеческой жизни.
  3. Развивающие: привлечь учащихся к активному анализу и синтезу изучаемого материала, к поиску решений проблемных задач; продолжить развитие критического мышления при работе с различными источниками информации для получения субъективно новых знаний о праве на жизнь; выработать собственную позицию по данной теме, защищать и аргументировать ее.

Тип урока: урок систематизации и актуализации знаний в форме дискуссии Финк-Райт-Раунд Робин, Релли Робин  с использованием ИКТ, постановкой проблемных заданий и обучающих структур: Коннект Экстенд Челендж, Модель Фрейер, Сте зе класс, Конерс, Эй Ар Гайд

Оборудование урока. Учебник: Обществознание. 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с.; тетради для записей конспектов уроков; рабочий материал - задание для учащихся (см. Приложение 2); CD (DVD) - диск с презентацией, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003 (2007, 2010), персональный компьютер с мультимедийным проектором, экран (интерактивная доска).

План урока (соответствует плану в презентации).

  1. Право на жизнь с позиции естественного права и его место в иерархии прав человека.
  2. Формы лишения человека жизни
  3. Работа с видео статьей. Постановка проблемных вопросов и решение
  4. Практика (решение задачи)
  5. Рефлексия. Подготовка проекта.

Ход урока

  1. Организационный момент (до 2 мин.)

Приветствие, проверка отсутствующих.

  1. Изучение нового материала (до 30 мин.)

Этап изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель запускает презентацию урока, просит учащихся обратить внимание на экран (интерактивную доску)

Актуализация

Создание мотивации

1)

Подготовка к

восприятию

нового

материала

Слайд 1. «Жизнь – есть величайшее благо, дарованное Творцом. Смерть же есть величайшее и последнее зло»

Н.А.Бердяев.

проблемная задача (вопрос): «Исходя из этого, попробуйте сформулировать нашу сегодняшнюю тему урока». После ответов учащихся и их корректировки учитель переходит к теме урока (Слайд 1).

«Самое ценное – это жизнь»

Возможные (ожидаемые) варианты ответов на первую проблемную задачу: 

Применяю обучающую структуру: Коннект Экстенд Челендж «связать-расширить-продумать», Релли Робин (по плечу, по лицу)

все эти факты относятся к области естественного права, а именно право на жизнь

Право на жизнь с позиции естественного права и его место в иерархии прав человека

Работа с понятием (Понимание  осознание изучаемого понятия)

Модель Фрейер

Слайд 2. Естественные права – это права, данные человеку от рождения. Обладание им есть естественная необходимость человеческого бытия. К ним относятся право на жизнь, свободу и собственность. Из них право на жизнь занимает главное место в иерархии прав человека, т.к. при лишении человека данного права не имеет смысла говорить о каких-либо других правах и свободах.

Слайд 3.Какие Вы знаете формы лишения человека жизни? Запишите

Применяю обучающую структуру: Сте зе класс «ПЕРЕМЕШАТЬ КЛАСС»

ПЕРЕДВИГАЯСЬ, ДОБАВЬ БОЛЬШЕ НОВЫХ ИДЕЙ

 расшифруй понятия

Ответ на вторую проблемную задачу (вопрос):

2)

Объяснение нового материала

Работа с видео статьей. Постановка проблемных вопросов и решение

Применяю обучающую структуру: Зум Ин «увеличивать»

Подробное рассмотрение материала останавливаясь и отвечая на вопросы

Сл СЛАЙД 4.  - Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот подзаголовок? Какие вопросы возникли?

Сл СЛАЙД 5.  - Какое решение на ваш взгляд должны были принять врачи и родители? Почему?  

С

 СЛАЙД 6. - Как вы думаете, в чью пользу примет решение бирмингемский суд?

 СЛАЙД 7. - О чем свидетельствует тот факт, что дело переходит из одной судебной инстанции в другую по восходящей линии?
  - В чем опасность утверждения вердикта Апелляционного суда в Палате лордов для Британии?
- Как вы думаете, как договорились родители и врачи?

Слайд 8. - Не изменили ли врачи клятве Гиппократа?
 - Если бы родители не договорились, каким, по вашему было бы решение Палаты лордов?

Слайд 9.  - Какую позицию занимает автор статьи?
                 - Изменилось ли ваше мнение в конце дискуссии?

Генерирование интереса к определенной теме.  

Активизация мышления

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

«П               ПОДУМАЙ-ЗАПИШИ-ОБСУДИ В КОМАНДЕ»

КОНЭРС

«УГЛЫ»

ВЫБИРИ, ПРИМИ РЕШЕНИЕ

Поднимите руку найдите пару Релли Робин

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

«П               ПОДУМАЙ-ЗАПИШИ-ОБСУДИ В КОМАНДЕ»

Работа с документом

Объектом убийства является сама жизнь, понимается не только как физиологический процесс, но и как обеспеченная законом возможность существования личности в обществе. Как физиологический процесс имеет начало и конец.

Особенная часть УК РФ «Жизнь как объект СТ.105» Начало: физиологические роды, т.е. когда показалась какая-либо часть тела ребенка.

Конец: остановка сердца, смерть мозга – необратимое окончание жизни (р.7 гл.16)

Равная защита всех людей от преступных посягательств на их жизнь – важнейший принцип уголовного права. Уголовное законодательство РФ не допускает лишения жизни и безнадежно больного человека, даже при наличии его согласия (эвтаназияя)

Слайд 10. Следовательно, на основании вашего обсуждения можно сделать вывод, что

  • Право на жизнь – естественное, необходимое право человека.
  • Оно является главным в иерархии прав человека, т.к. при лишении человека данного права не имеет смысла говорить о каких-либо других правах и свободах.
  • Человеческая жизнь бесценна, священна и неприкосновенна.

 Осмысление

Практика

Решение задачи

Выполняя следующее задание, учитывайте свои убеждения, знания ответьте на вопрос: Как Вы считаете, кому первому будет сделана операция? (можно попросить самих учащихся сформулировать вопрос)

Применяю обучающую структуру: Эй Ар Гайд

«РУКОВОДСТВО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ/РЕАКЦИИ»

СРАВНИ ЗНАНИЯ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ

Формулируют вопрос Слайд 13-15.

По мере возникновения новых слайдов проставляют ответы

Развитие критического мышления

Слайд 16 Верный ответ:
Операция будет проводиться строго в порядке очередности поступления в кардиологический центр пациентов. Этого требует врачебная профессиональная этика. Врач – не Бог. Он не имеет права решать, кому из пациентов жить, а кому умирать.

Осмысление, сравнивают со своим выбором

Если позволяет время

Проектная работа

В оставшееся время давайте поговорим оценности человеческой жизни, о смысле жизни

Предлагаю подготовить проекты

Стол 1и4 из предложенного материала выбрать подходящее и сделать рекламный постер о ценности жизни и

Стол 2 и 3 самостоятельно придумывают

Структура: РАФТ

  1. Итоги урока и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока, выставляет и обосновывает оценки за работу на уроке и задает домашнее задание: §24 (стр. 262 - 268) - читать, учить определения с опорой на конспект; ответить устно на вопросы 1-5 на стр. 271


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛУЧАЙНОСТЬ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

СЛУЧАЙНОСТЬ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ...

Конспект и презентация открытого урока по обществознанию в 7 классе "Поиск смысла жизни"

Урок - часть темы:" Социальная сфера". Цель урока - ориентация учащихся на выбор жизненного пути....

ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ, НИЧЕГО НЕТ!

ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ, НИЧЕГО НЕТ!...

План-конспект занятия "Цена жизни"

Приобщение к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, воспитание патриотизма....

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"....

Знания ценою в жизнь

Аннотация к уроку «Знания ценою в жизнь»  Данный урок  разработан преподавателем – организатором ОБЖ  Муниципального казенного общеобразовательного учреждени...

«Привычка ценою в жизнь»

Данный сценарий предлагается организаторам внеклассной работы в школе, социальным педагогам, классным руководителям 8-11 классов, воспитателям. Материал рассчитан на старшеклассников. Разработку можно...