Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Баринова Ольга Евгеньевна

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания (профильный уровень).  11 класс.    

Учитель: Баринова О.Е.

Тема:   «Место и роль СМИ в современном обществе»

                                                               

Цели и задачи:

Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;

Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;

Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

Оборудование:

Учебник. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 11 класс. М.;Просвещение, 2009.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс.М.; Просвещение. 2008.

Раздаточный материал.

Рабочие листы для учащихся

Мультимедийная презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока:  урок исследование.

 План изучения нового материала

1. Что такое СМИ?

2. Функции СМИ в современной жизни.

3. Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.

4.  Роль СМИ в формировании сознания.

                                                                       

                                             

                                                   « Средства массовой информации не менее опасны,  

                                                чем средства массового уничтожения »                          

                                                                                    Капица Петр Леонидович

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? На нас обрушился огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья. Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения. Таким образом, возникают противоречия. Какие?

Так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.

Тема сегодняшнего урока:
Место роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе.

Современное общество.  Давайте вспомним, к  какому типу оно относиться?

- Дайте определение информационному обществу.

-  Назовите  особенности информационного общества.

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения  массовой информации.

- Что  же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Сегодня мы работаем с контрольным листом, не забывайте заполнять его в процессе урока.

Документ: Закон РФ  «О средствах массовой информации»

Задание:

Найдите определение: средства массовой информации

( После работы  с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)

В определении СМИ ключевым словом является информация.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим  в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.  (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Роль СМИ  проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.

                                                 Функции СМИ:

Информационная

Политической социализации.

Критики и контроля.

Формирования общественного мнения.

Мобилизационная.

Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы и деятельность СМИ?

(Работа с документами: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ)  

В чем состоит ответственность СМИ?

Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, саморазвитие, самосовершенствование).

                   

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

(Работа с документом: Закон РФ  «О средствах массовой информации»)

Задание:

Найдите определение: цензура.

                     

Результаты    социологического опроса  «Отношение к СМИ».

(презентация)

  1. Как часто вы

– смотрите телевизор

- читаете газеты

-слушаете радио

- выходите в Интернет.

  1. Что Вы предпочитаете смотреть:

- художественные фильмы

- развлекательные программы

- информационные программы

- спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может.

Характер информации распространяемой СМИ разнообразен.

Сегодня 21 декабря. Что это за день?

Откуда вы узнали эту информацию?

(Беседа с уч-ся)

Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли  не самую большую часть аудитории СМИ, особенно это касается Интернета.

Аргументы «за» и «против» (сообщение уч-ся)

Часто мы слышим выражение  «желтая пресса» – что это?

(Сообщение уч-ся)

Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов,  в чем польза и вред, которые могут принести СМИ.

ПОЛЬЗА  СМИ

ВРЕД  СМИ

1. Полезная, объективная информация.

1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию.

2. Воспитывает нравственные качества.

2. Пропагандирует жестокость и насилие.

3. Развивает личность.

3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов  и т. д.

4. Формирует общественное мнение.

4. Развращает людей.

5. Развлекает.

5. Наносят вред здоровью.

Выход – критическое осмысление информации.

                       

                      Что должен уметь современный гражданин?

- критически осмысливать, оценивать информацию;

- отличать объективную информацию от искажённой;

- выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие,   опираясь на  научные знания;

- осуществлять самостоятельный анализ действительности;

- овладеть научными методами социального познания;

- через СМИ  не воспринимать идеологию на веру;

Сегодня молодежь  проявляет высокий интерес  к  профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.

Каковы этические нормы для журналистов?

(Сообщение уч-ся)

Некоторые исследователи считают, что от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Неслучайно СМИ стали называть «четвертой властью».

У вас на столе текст.

Работа с текстом.

Вопросы и задания.

1) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

2) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

3) В чем состоит значение СМИ для политиков?

Каковы политические функции СМИ мы рассмотрим на следующем уроке.

Подведение итогов урока.

СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

Домашнее задание.

Подготовить развернутый план по теме:

«Место и роль СМИ в современном обществе».



Предварительный просмотр:

                                          Рабочий лист по теме:

                    «Место и роль СМИ  в современном обществе»

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________________

Задание 1.  Работа с понятиями.

Информация – это ____________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Средства массовой информации – это___________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Цензура – это_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Функции СМИ.

_________________________                    _________________________________

_________________________                    _________________________________

__________________________                   ________________________________

Задание 3.

                    Польза СМИ

                 Вред  СМИ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Вывод:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                   

 Текст.

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут, как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.

 Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место… Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.

Политическая коммуникация.  /Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73./

 Вопросы и задания.

1) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

2) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

3) В чем состоит значение СМИ для политиков?

     

                   Закон о средствах массовой информации

                                                   Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Свобода массовой информации

 

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и    материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео -, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

 

Статья 3. Недопустимость цензуры

 

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

 

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (из Всеобщей декларации прав человека, ст. 19).

    «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.  Запрещается пропаганда социального, расового,  национального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

        (из Конституции РФ, ст. 29).

«Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев...

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до трех лет.

2.Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации...

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (из Уголовного кодекса РФ, ст. 137, 354).

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"

Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку.  Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общест...

урок по ИЗО 7 класс Место и роль картины в искусстве 20 века

Урок ИЗО с использованием приема активизации мышления "синкквейн"....

Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...

Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"

Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"

Цели урока.·         знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...

Политика и ее значение. Урок обществознания в 11 классе, вступительный по Гл. 3 («Политическая жизнь общества»). ФГОС.

Урок обществознания в 11 классе, вступительный по Гл. 3 («Политическая жизнь общества»).Учебник: Обществознание: учебник для учащ.11 класса. Базовый уровень. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ла...