Урок ко Дню Конституции Российской Федерации
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) по теме

Шаховская Елена Николаевна

Традиционно12 декабря в России отмечается День Конституции.В связи с этим во всех муниципальных образованиях Клинцовского района в период с 5 по 12 декабря пройдут мероприятия, в том числе открытые уроки, посвященные Дню Конституции Российской Федерации. Уроки данной направленности призваны способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основного Закона России в прочности нашего государства и достойной жизни ее граждан, упрочению знаний о своих правах и обязанностях, системе государственной власти и управления в Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                    Методическая разработка урока

                                             по теме:

     Исторический путь России к       демократической Конституции

                                                                                                         

                                                                                                  Подготовила:        Шаховская Е.Н.,  учитель истории и обществознания  Первомайской СОШ  Клинцовского района

        

                                                          2013 год

                            МБОУ Первомайская  СОШ

  1. Шаховская Е.Н. учитель истории и обществознания
  2. Предмет - обществознание
  3. Программно-методическое обеспечение: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; авторл Л.Н.Боголюбов. – М., «Просвещение», 2013г.; базовый уровень; используемый учебник Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. Обществознание, 9 класс. М.: «Просвещение», 2013г.
  4. Урок рассчитан на два часа для глубокого, всестороннего изучения вопроса; его целесообразно проводить в старших классах, где уроки проводятся парами.

                              Тема урока:

Исторический путь России к демократической Конституции

  • Цель: дать учащимся представление о последовательности исторического пути  развития конституционного строя в России;

Задачи:

- образовательные:

  • рассмотреть историю становления конституционных основ российского государства ;
  • выяснить, почему Конституция РФ является основным закон государства;
  • проанализировать основные права и обязанности граждан

РФ, закрепленные в Конституции.

- развивающие:

  • продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
  • развивать умение грамотно аргументировать свою точку зрения.

- воспитательные:

  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать уважение к Закону, социальным и правовым нормам на основе изучения Конституции РФ.
  1. Форма проведения – комбинированный урок, с использованием групповой, коллективной, индивидуальной формы работы

8 . Оборудование: используемый учебник Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. Обществознание, 9 класс. М.: Просвещение», 2013г.

раздаточный материал к уроку, тетрадь, компьютер, проектор, запись гимна.

Основные понятия: конституция, гражданин, гражданское чувство, патриот, гражданство.

                                           Ход урока:

                                                                                        Эпиграф к уроку

                                                                                                            Есть книга правды и свободы,

                                                                                                                 Вся наша жизнь – ее слова,

                                                                                                                  Запечатлели в ней народы

                                                                                                                       Свои священные права.

                                                                       Н. Доризо  (1923 — 2011) — русский поэт

I. Организационный момент.

Звучит Гимн РФ

II. Актуализация  знаний

Учитель: Ребята, вы , конечно же , узнали Гимн РФ. А что такое гимн?

Верно, гимн – это один из символов государства. Какие символы РФ вы еще знаете? ( герб, флаг, слайд). Это важные атрибуты любого государства.

2. Постановка проблемного вопроса. А теперь, ребята,  прочтите  эпиграф к нашему уроку.

О какой книге идет речь?

Почему первый урок в новом учебном году посвящен Конституции РФ?

Учитель:

- Наш мир вступил уже в III тысячелетие. Какой долгой, мучительно-трудной, но в то же время и прекрасной была история человечества!  Каким трудным был путь становления демократических  основ государства! Какой ценой достались человечеству  конституционные права и свободы.

А что же нас ждет в будущем? Будут ли люди умножать силы зла или создавать добро? Многое зависит от того, какой выбор сделает человек.

Итак, наша с вами задача сегодня – проследить исторический путь развития конституционного строя в России, путь, который прошла   Россия от первых конституционных проектов  к демократической  Конституции.

(логическое задание классу)

Определить, что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства?

Вопросы урока:

  1. Что такое конституция?
  2. На пути к Конституции: развитие конституционного строя.
  3. Конституция РФ- Закон высшей юридической силы(слайды)
  4. Правовой статус человека.

III. Изучение нового материала

1.Беседа с учащимися.

- Рассмотрим первый вопрос (слайд с конституцией)

- Что такое конституция?   (в переводе с латинского означает «устройство», «постановление»)

Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция – это договор между государством и его гражданами.

- Приведите 2-3 ассоциации к понятию «конституция».

- Какое европейское государство впервые разработало проект конституции? (Франция, 1791)

- Какова история принятия конституции в нашей стране?

2.Учитель.

- Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить становление конституционного строя в России.

С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Речь идет о проекте М. Сперанского (слайд) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

—    управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению

— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

—    еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

—    устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

—    политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

—    избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

—    выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы).

Следующей попыткой создания основ конституционного строя были проекты декабристов.

Слайд, сообщение учащегося о конституционных проектах П.Пестеля и Н.Муравьева (2 мин)

Слайд, рассказ учителя о реформаторской деятельности Лорис -Меликова ( 2 мин).

Итак, мы видим, что  Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.

17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»(слайд), который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.

Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти.

Слайды

В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, установившую, по сути, диктатуру пролетариата;

Вторая Конституция -1924 г. Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством,

Третья Конституция - 1936 г. Закрепила победу социализма в стране,

Четвертая Конституция - 1977 г. Констатировала построение «развитого социализма».

Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г.,  в результате которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, это была первая демократическая Конституция в истории России.

Записываем этапы становления конституционных идей.

  1. Реформаторская деятельность Сперанского
  2. Конституционные проекты декабристов
  3. Деятельность М.Т. Лорис-Меликова
  4. Манифест 17 октября 1905 г. Конституции 1918, 1924, 1936, 1977
  5. Принятие демократической Конституции 12 декабря 1993 г.


3. Конституция РФ- Закон высшей юридической силы(слайды)

Работа с документом (сборник Конституции РФ).

Обратить внимание на структуру Конституции

- Когда и кем была принята Конституция РФ?

( Была принята в результате всенародного голосования, в котором участвовало около 55% населения, из них 60% высказались за конституцию и 40% против.)

А теперь подробнее рассмотрим содержание конституции?

Учащиеся работают с текстом Конституции и делают соответствующие выводы.

1 группа – анализ преамбулы ;

2 группа – анализ гражданских прав: ст. 19-25, 27-29, 45-54,60,62;

3 группа – анализ политических прав: ст. 30-33, 63;

4 группа –анализ социальные права: ст.38-43;экономических ст.34-37;

культурных прав: ст. 26,44).

Группы представляют ответ, делают выводы, записи в тетрадях.

В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство  с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами:

1. высшая ценность - человек, его права и свободы;

2. многонациональный народ РФ - носитель суверенитета и единственный источник власти;

3. социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4. частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом;

5. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6. признается и гарантируется местное самоуправление;

7. признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);

8. составная часть правовой системы РФ - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

9. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Признаки Конституции РФ:

1)        учредительный характер и особый предмет регулирования;

2)        особый порядок принятия: народом на референдуме, парламентом, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;

3)особые юридические свойства.

Итак,

- Какими правами наделены граждане нашей страны?

 гражданские права: ст. 19-25, 27-29, 45-54,60,62;

политические права: ст. 30-33, 63;

социальные права: ст.38-43;

экономические: ст.34-37;

культурные права: ст. 26,44).

- Какие обязанности должен выполнять гражданин РФ?

( Работа с учебником, стр.95)

Учитель
- Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Это значит, что Конституция –основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Перед Конституцией России стоят три задачи: 
1.Закрепить и гарантировать права человека.
2.Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.

       Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией неприкосновенности личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

- Для чего,  человеку нужна демократическая, а не подаренная кем-то конституция? ( Для того,  чтобы ощущать себя гражданином)

4.         Правовой статус человека. Что значит быть гражданином?

Запись на доске. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами и исполняющий обязанности.

- Все мы, живущие в Российской Федерации, независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего Отечества, своего государства – России.

- Каков наш статус, как жителей города Клинцы? ( Мы –клинчане)

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;
  • получать от государства гарантии соблюдения прав;
  • быть государству в чем-то обязанным.

Вопросы классу и корректировка ответов

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Закрепление изученного материала:
  1. Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/

Заготовки таблицы  и карточки с заданиями раздает учитель

Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные

Политические

Гражданские

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности

Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.

Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.

Ст.25

Ст. 20-24

Ст. 26

2.Предложить обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ: 
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются
______________________________________;
*
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:

pict0.jpg

Ребята, становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но в первую очередь зависит, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция?

Мы много говорили сегодня о наших правах, гарантированных государством , обязанностях, дали определение понятию гражданин.

А теперь попробуйте сформулировать свою гражданскую позицию.

Ожидаемый результат. Примерные ответы учащихся (учитель корректирует):

Я – гражданин России

Я – человек с активной жизненной позицией

Я знаю историю моей Родины

Я знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления

Я – успешный ученик

Я учусь с удовольствием, умею добывать знания

У меня есть цель и я знаю, как её достичь

Я владею компьютером и Интернетом

Я – достойный житель своего города

Я люблю свою малую родину

Я соблюдаю чистоту в своем районе

Я участвую в благоустройстве своего края

Я – человек демократического общества

Я знаю свои права, учусь их защищать и уважаю права других людей

Я умею делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях

Я знаю свои обязанности и готов их выполнять

Я – толерантная личность

Я умею ладить с людьми, терпимо и с пониманием относиться к ним

Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других

Я умею общаться и эффективно сотрудничать в команде

Выполнение логического задания

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства?

( занимать активную гражданскую позицию; участвовать в решении каких-либо проблем школы, города, участвуя в социальных проектах;

развивать политическую культуру, чтобы к 18 годам сделать осознанный выбор, основанный на знаниях и практических навыках; изучать влияние СМИ; осваивать навыки управления и самоуправления). Другими словами четко следовать нормам основного Закона.

С Конституцией своего государства должен быть знаком каждый, ведь это не только Закон, но и  история и традиции нашей страны.  Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.

  1. Рефлексия.

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

  1. Домашнее задание

Работа с текстом Конституции

Завершить таблицу

Составить проект Конституции класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Урок по обществознанию " Конституция Российской Федерации"

Конституция - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его ст...

Конспект урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации" 9 класс

Цель урока : - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;- сп...

Конспект урока «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

Урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции. Способствует осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принцип...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Урок по теме "Конституция Российской Федерации"

Урок способствует формированию у обучающихся основ правовой культуры...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....