Классный час на тему "23 февраля"
классный час по обществознанию (10 класс) по теме

Дорул Любовь Петровна

Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества.В России ее называли Великой или Второй Отечественной войной. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране. 1 августа официально объявлен Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский индустриальный колледж»

Классный  час на тему:

«День защитника Отечества - 23 февраля»

Группа  14 , профессия «Электросварщик»

1 ступень СПО

Преподаватель обществознания

Дорул Любовь Петровна

Февраль 2014 г.

Цели: Провести параллели между историческими событиями и современностью.    Сравнить международную обстановку в начале  веков двадцатого и двадцать первого.

Задачи:

  1. Сравнение и сопоставление первой мировой войны с современными событиями
  2. Умение найти и отобрать необходимую информацию по заданной теме, подготовить выступление, действовать самостоятельно и, сообща, в группе
  3. Воспитание чувства гражданственности, интереса учащихся к изучению исторического и культурного наследия России

Наглядный материал:

-Политическая карта мира,

-Политическая карта Европы и хода I мировой войны,

-Презентации на тему: «Россия перед 1 мировой войной», «23 февраля»,  «Россия – Германия: война и мир»

-Ксерокопии  фотоколлажей  времен I мировой войны, выполненных обучающимися к классному часу.

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Ход:

Преподаватель:  Мы отмечаем День защитника Отечества в феврале, 23 числа. Но, почему выбран именно этот день, а не другой? Какова история этого знаменательного дня? Может быть, кто-то знает?

   Студенты, имеющие знания делятся информацией, а преподаватель подтверждает, какие моменты истории будут рассматриваться более подробно,   напоминает о деятельности обучающихся в течение классного часа.  Деятельность обучающихся: опережающие задания по микро-темам, использование знаний по истории России (поиск информации, подготовка выступления и слайдов, умение доказать свои высказывания, приведение аргументов, составление коллажа, умение выполнять работу в коллективе сверстников).

I ЧАСТЬ.  Выступления обучающихся:

  1. Тема «Россия накануне I мировой войны» - презентация  о внутреннем положении страны в конце XIX -  начале XX века.

Презентация «23 февраля»:

  1. Тема  «Причины, способствующие началу  1 мировой войны» (Слайд 2)

Общие интересы России и Великобритании, направленные на разделение сфер влияния в Иране с 1907 года привело вначале к соглашению, а затем к сотрудничеству и появлению Антанты – военно-политического блока Англии, Франции и России. Германия, выигравшая в конце XIX века Эльзас и Лотарингию у Франции, готовилась к новому переделу территории. Еще с 1879 года существовал военный союз между Германией и Австро-Венгрией, к которому затем присоединилась Италия, а после Турция. Скрытое противостояние  противоборствующих блоков резко ухудшало международное положение в Европе.  28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила   войну Сербии, отказавшейся выполнить ультимативные требования по расследованию дела об убийстве наследника престола. Для России война началась 1 августа, Германия объявила войну. В 2014 году 1 августа мы отмечаем 100-летие начала  Первой мировой войны. 1 августа официально объявлен Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

  1. Тема «Вооружение царской России накануне войны»

В 1914 году наше государство было одним из самых могущественных в мире. Сухопутные войска состояли из кавалерии, артиллерии и пехоты.   Несмотря на то, что русско-японская война (1905-1907 г.г.) была проиграна, вооружение было очень хорошим и передовым:

- трехлинейная пятизарядная винтовка  Мосина С.И. (дальность до 2000 метров, скорострельность – более 10 выстрелов в минуту)

- пулемет системы  Максим.    Артиллерия:

- Полевые и тяжелые гаубицы (дальность – более 7 км)

- Полевые скорострельные легкие и горные пушки (дальность  - более 8 км)

- и другое вооружение, которое по многим параметрам было лучшим, чем у противников.

Но, многие исследователи, анализирующие вооружение отмечают недостаточное количество артиллерии (до 50 единиц) на дивизию (до 20 тысяч чел.).  Экономика России не была милитаризирована, поэтому остро вставал вопрос о нехватке снарядов во время войны. Военные аналитики обращают наше внимание на недостаток  тяжелого вооружения (всего 3% от общего количества). Вооружение царской России уступало в количественном отношении вооружению Германии. Военные расходы Германии в 1913 году составляли почти половину всех бюджетных расходов.

  1. Статистические данные  о  Первой мировой войне (Слайд  3):

Длительность:  4 года, 3 месяца и 10 дней

Участники: 33 (38- с 1917г.) - из 59 государств   планеты

Население:  1,5 млрд., т.е. 87% человечества Земли

География:  Европа, Африка, и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана)

Погибло – 10 млн. человек;  ранено 20 млн. чел.

Впервые применялось    химическое оружие и танки

Урон: уничтожено больше  материальных ценностей, чем за все предыдущие войны вместе взятые.

  1. Тема «Этапы войны. Восточный фронт: начало (1914-1915 гг.)

 (Слайд 4) Россия в Первой мировой войне действовала на так называемом Восточном фронте,  потому что были и Западный в Европе, бои велись и на Балканах  и в северной Африке и на морях. В начале августа две русские армии вступили на территорию Пруссии, но одна армия, под командованием А.В. Самсонова,  была окружена. В конце августа русские войска наступали в Австро-Венгрии, заняли Галицию,  что вынудило Германию перебросить с Западного фронта на Восточный крупные силы  (эти действия спасли Париж от оккупации), где велись кровопролитные бои. Восточный фронт доказал, что германский план молниеносной войны  (автор Шлиффен) не сработал, война затягивалась. Союзница Германии – Турция с октября 1914 года начала военные действия с Россией в Закавказье.

1915 год. (Слайд 5)  Германия сконцентрировала основные силы на Восточном фронте, вытеснила русскую армию из Польши, Галиции, добралась до Риги и Минска. Войска испытывали острую нехватку вооружений (иногда: 1 снаряд в день на одно орудие). 1 августа командующим стал сам Николай II, взяв ответственность за ход военных дел  на себя. Многие историки считают, что это было роковой ошибкой.  А наше мнение такое: царь поступил как истинный патриот, возглавил армию во время отступления и своим назначением помог ей сопротивляться.

  1. Тема «Этапы войны. Восточный фронт -1916 год»

До мая 1916 года - позиционная война, так как Германия организовала наступление во Франции (порт Верден). В мае, по просьбе союзников,  Россия начала наступление против  Австро-Венгрии (Юго-западный фронт под командованием генерала А.А. Брусилова). «Брусиловский прорыв» нанес сокрушительное поражение противнику. Погибло более 1,5 млн. человек. И германские воска были направлены на Восточный фронт. В августе  они разгромили армию Румынии, только что примкнувшей к России, к Антанте. Теперь Россия вынуждена была защищать рубежи от Балтийского до Черного морей.

  1. Тема  «Война и российское общество»

Монархические партии - полная поддержка курса Николая II – за войну «до победного конца»; Кадеты и октябристы выступали единым фронтом с самодержавием. Эсеры – несколько течений:  

- «без победителей и побежденных»- не форсировать столкновений внутри страны, чтобы не навредить России

- поражение самодержавия  ускорит победу революции.

Меньшевики: правые (Г.Плеханов) – обязанность русского пролетариата - защищать свою страну; левоцентристы – (Л.Мартов) - заключение всеобщего демократического мира как пролога к европейской революции, «ни побед, ни поражений»

Большевики:

- превращение империалистической войны в гражданскую, в революцию против господствующих классов,

- поражение.

Отношение социал-демократических партий  к войне было определено еще в конце XIX века – использовать ситуацию военного «хаоса» для своих целей.

Российскому обществу приходилось несладко. Недоверие к правительству, к «министерской чехарде»,  к «распутивщине», к продовольственному, топливному, транспортному кризису  не прибавляло доверия верховному главнокомандующему. Стачка рабочих Путиловского завода в столице  переросла  во всеобщую. Политические лозунги требовали свержения царской власти. Временный комитет Госдумы во главе с М.В. Родзянко требует от Николая II отречься от престола. 1 марта 1917 г.  он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила, который также отрекся 3 марта, заявив, что судьбу монархии должно решить  Учредительное собрание.

  1. Тема «Революционный  1917 год»

Россия стала республикой. Власть перешла  к  Временному правительству и Совету рабочих и солдатских депутатов. Такое двоевластие не   улучшало  жизнь. Советы способствовали  вовлечению армии в политическую жизнь. Приказ №1 отменил знаки отличия, отдание чести, учредил выборные солдатские комитеты. В результате: братания, неподчинение офицерам, грубейшие нарушения устава, самосуд. Была ли такая армия боеспособной?  Смогла бы такая армия победить в войне? А простые решения большевистских Советов: «Власть Советам», выйти из войны, диктатура пролетариата, «Землю крестьянам»,  «Фабрики  рабочим» - вели к октябрьской революции 1917 года.

Первым декретом Советской власти был  Декрет о мире. В нем содержался призыв ко всем народам и правительствам начать немедленные переговоры о заключении мира на условиях отказа от любых аннексий и контрибуций. Союзники категорически отказались от мира, а  Германия согласилась.  В декабре 1917 года было подписано Брест-Литовское соглашение о перемирии.

Однако  Германия  выдвинула унизительные условия окончания войны, поэтому российская делегация во главе с  Л.Д.Троцким, 10 февраля 1918 года ответила отказом.  Германия  с союзниками  начала новое  наступление по всему фронту, и основное направление  -  Псков и Санкт-Петербург.

  1. Тема «Декрет о создании Красной армии». (Слайд 6)

Первые отряды Красной гвардии были созданы еще летом. Их целью было поддержание порядка. Накануне Октябрьской революции их насчитывалось до 200 тысяч человек.   (Слайд 7)  Именно красногвардейцы были в числе тех, кто с солдатами и матросами  штурмовал Зимний дворец и поддерживал власть  Советов.

(Слайд 8) 15 января (по старому стилю) 1918 года был издан Декрет  об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии.  Один из руководителей  В. И. Ленин писал: «Вопрос о строении …армии был совершенно новый… Мы должны были сплошь и рядом идти ощупью…». В Армию принимали на добровольной основе, но только по рекомендации представителей советской власти, с 18 лет, по классовому принципу. За месяц было сформировано около 12 тысяч штыков. На Петроград и Киев  рвались 16 хорошо  вооруженных германских дивизий.

  1.  Тема «Этапы войны – февральские события 18 года» (Слайд 9)

18 февраля 1918 года кайзеровская Германия прервала перемирие и начала наступление по всему фронту от Балтики до Карпат. Войска неприятеля действовали небольшими отрядами (до 200 человек), состоящими из разных родов войск и, поэтому были  очень опасны. Российская (царская) армия, ставшая совершенно неуправляемой, была бессильна. Республике Советов было  необходимо срочно научиться, по-настоящему воевать с врагом.

19-20 февраля были созваны совещания уже с участием военных специалистов (генералов и офицеров царской армии), о необходимости отпора интервентам.    22 февраля генерал М.Д. Бонч-Бруевич выделил узловые пункты обороны, организовал отряды из всех родов войск (старая армия, красноармейцы, красногвардейцы).  В Пскове с большим подъемом прошел митинг гарнизона, и началась подготовка к обороне позиций.

(Слайд 10) Здесь под Псковом враг, с начала наступления,  впервые получил достойный отпор. 23 февраля велись ожесточенные бои, защитники обороны проявляли большую стойкость и героизм. Сводка германского командования о положении на фронте  23 и 24 февраля гласила: «Южнее Пскова наши войска наткнулись на сильное сопротивление».  На Петроградском направлении, под Ревелем,   23 февраля также велись упорные бои, которые помогли эвакуировать флот. Однако германское наступление по всему фронту продолжалось до  3 марта.

(Слайд 11)  23 февраля 1918 года был объявлен Днем защиты социалистического  Отечества. В этот день газета  «Правда» писала: «Немецкие генералы организовали ударные батальоны и врасплох… напали на нашу армию, мирно приступившую к демобилизации. Рабочие, крестьяне, солдаты! На защиту Советской республики!  Все немедля в ряды Красной армии!»

 (Слайд 12)  Началось активное создание РККА  во всех губерниях - добровольная и массовая мобилизация.  При угрозе извне (немецкие  интервенты) весь народ, все общество было готово защищать Отечество, несмотря на все противоречия и различие интересов «внутри».

  1.  Тема «Брестский мир      (Слайд 13)

3 марта 1918 года в Бресте возобновились переговоры, на которых немцами были выдвинуты еще более унизительные требования заключения мира. Россия вышла из войны, но ее союзники стали победителями. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский договор был аннулирован  13 ноября 1918 года по решению ВЦИК, и  в 1919 году  по решению Лиги наций (27 стран победителей).

  1.  Тема « Итоги войны Первой мировой войны для России».

- потери России: - 4 млн. человек убитыми и ранеными; 2,5 млн. человек, пропавших без вести;

- кризис топливной промышленности и железнодорожного транспорта.

- инфляция

- резкое падение промышленного и с\х производства,  карточное распределение продуктов

- смена общественно-политического строя, противостояние социальных групп, Гражданская война.

  1. Тема «День защитника Отечества»   (Слайд 14)

День 23 февраля вошел в военную историю России  благодаря двум крупным событиям:

Во-первых, германские войска   встретили достойный отпор  со стороны отрядов Красной армии  под  Псковом – Ревелем

Во-вторых, именно в этот день в стране началась массовая мобилизация  в Красную армию

(Слайд 15)  

- 1923 год. По приказу РВС (Реввоенсовета) 23 февраля был объявлен  Днем Красной Армии.

- 1946 год – день Советской армии и Военно-морского флота.

- 1992 год – день Российской армии.

- 1992 год – день Защитника Отечества  (с 1993 г. – нерабочий день).

(Слайд 16)  Юбилейные медали. В 1943 году была выпущена медаль « XX лет Рабоче-крестьянской Красной армии».

(Слайд 17)  Обелиск. В 1969 году был возведен обелиск участникам первых боев Красной армии с солдатами кайзеровской Германии под Псковом,  в том месте,  где наступление немецких интервентов было временно остановлено.   По сложившейся традиции этот праздник отмечается не только в воинских частях, но и на предприятиях и в быту. 23 февраля – это всенародный праздник.

(Слайд 18) Людям необходима уверенность в том, что они, их дети и внуки будут жить мирно, без войн, в суверенной, независимой стране. А защищает свою страну и свой народ, как известно, армия, и чем она сильнее, тем спокойнее жизнь и крепче мир.

         Итоговое выступление преподавателя о том, что служба в Армии всегда являлась почетной обязанностью гражданина России, Советского Союза и  Российской Федерации. Наше государство на протяжении более 1000 лет никогда никому не угрожало, но охрана границ,  рубежей нашей Родины это первейшая необходимость и сегодня. Преподаватель просит ответить на вопрос, почему так важно быть защитником Отечества  в XXI веке?

  Выслушиваются ответы студентов, учащиеся сами должны сформулировать выводы о защите суверенитета и неделимости страны.

II ЧАСТЬ. Викторина об истории взаимоотношений Германии и России. Государственное устройство этих стран сегодня. Презентация «Германия и Россия, война и мир»

 Вопросы викторины:

Вопросы

Германия

Россия

1

Название государств перед началом  войны

2

Как назывались  военные объединения стран

3

Страны, входившие в эти союзы

4

В  ходе  I мировой войны  образовались республики

5

Время вступления в войну

6

Военные союзы

7

Чей союз победил

8

Время окончания войны на данных территориях

9

Последние монархи

10

Кто руководил страной во время II мировой войны?

11

Премьер-министр  в настоящее время

12

Президент имя

13

Кто изображен на гербе

14

Назовите цвет фона герба

15

Сколько полос на флаге

16

Цвета флага

17

Тип политического режима

18

Территориально – государственное устройство

19

Название субъектов

20

Количество субъектов

21

Вид республики

22

Как называется парламент

23

Кто руководит парламентом

24

Сколько палат в парламенте

25

Название палат

26

Глава государства

27

Где расположено государство

28

Столицы

29

Реки.  Горы

30

С какими странами граничит?

Преподаватель благодарит всех участников, подводит итоги

Приложения:

Положение о проведении Викторины «Германия – Россия: война и мир»

1. Общие положения.

 Основной целями и задачами проведения викторины  является:

- развитие  у обучающихся интересов и мотивации учебной обществоведческой  деятельности;

- активизация внеурочной работы обучающихся;

- активизация методической работы по формированию индивидуальных и групповых  траекторий образовательного процесса;

2. Участники игры. 

2.1. Участниками являются обучающиеся 1 курса I ступени СПО и  1курса СПО.

2.2. Количество: 1 группа обучающихся

2.3. Финалисты:   команда,  набравшие наибольшее число очков.

3. Порядок организации и проведения игры. 

3.1.  Игра проводится  в рамках декады социально-экономических и общественных дисциплин согласно графику.

3.2. ПЦК не менее чем за 10 дней до проведения олимпиады рассматривает и утверждает задания к викторине на заседании ПЦК.

3.3. Условия игры:

- Участники – вся группа.  Соревновательный характер викторины поддерживается делением группы на две-три команды и поочередными ответами команд на вопросы викторины

- Время, в течение которого надо дать ответ – 30 сек.

- Учет осуществляется фишками, выдаваемыми за каждый правильный ответ.

-  Команда  лишается права  ответа:

-при подсказывании ответа другой команде

-при несоблюдении «тишины в студии»

 

 Преподаватель                                                                                     Л.П.Дорул

Литература для учащихся

  1. Загладин  Н.В. История России и мира в XX веке. 11класс.-6-е изд.-М.: ОО «ТИД «Русское слово – РС»,2007.-480с.
  2. «Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Книга1:учебно-методическое пособие / Э.С. Иткин.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.-431 с.
  3. История России (в схемах): учебное пособие. Н. Новгород: «Арабеск». 2009.-210с.
  4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: ЭКСМО, 2007.- 320с.
  5. Лобахина Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. /Е.Н.Лобахина,  Ю.И. Максимов.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час к 23 февраля

В этом классном часу вы сможете расширить знания ваших учеников.Они смогут обогатить свои знания о защитниках Отечества во все периоды истории нашего Великого Государства....

Конспект и презентация классного часа к 23 февраля.

Конспект и презентация классного часа для мальчиков 5-6 класса к 23 февраля - конкурсная программа, а также поздравительные стихи и частушки для мальчиков....

Сценарий классного часа к 23 февраля

Сценарий классного часа, посвящённого празднику День защитников Отечества (рассчитан на 25-30 минут),  для 5-6 класса...

Классный час к 23 февраля "Один день из жизни армии"

Материал для классного часа пригодиться и для праздника 23 февраля и для проведения конкурсов в летних лагерях. Можно добавить номера художественной самодеятельности. Расчитано на среднее и старшее зв...

Классный час, посвященный 23 февраля "А, ну-ка, мальчики" 5 класс.

Классный час посвящен празднику "День защитника Отечества", где в игровой форме решается задача сплочения коллектива, развитие памяти, внимания, формирование умений в соответствии с возрастными особен...

Классный час к 23 февраля

Классный час к 23 Февраля "Поздравления для мальчиков" Цель: Создать атмосферу праздника, поздравить мальчиков с праздником, вручить подарки.Задачи:1....

Классный час, посвящённый 23 февраля

Классный час проводился в 8 классе....


 

Комментарии

Ведерникова Наталья Ивановна

В сценарии заявлены презентации. Было бы интересно :)