Методическая разработка урока по дисциплине "Обществознание" тема "Мировые религии"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Рубец Наталья Александровна

Методическая разработка урока на тему "Мировые религии" предназначена для учащихся 10 класса. Данная тема изучается по дисциплине "Обществознание", предназначена для расширения знаний о мировых религиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Обществознание»

Тема «Мировые религии»

Разработала:

преподаватель общественных дисциплин

Рубец Н.А.

2013 г.

Пояснительная записка.

В современных условиях, на фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов очень важно выработать уважение к культурным традициям других народов, что довольно сложно без знаний религий и их особенностей. Перед нами стоит проблема формирования эрудированного, духовно – нравственного, толерантного гражданина Российской Федерации, способного понимать многообразие мировоззренческий позиций, их исторических основ и культурных традиций. Эти качества особенно важны для подрастающего поколения, проживающего в многоконфессиональном государстве.

Тема самообразования, над которой я работаю «Модернизация комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса как условие компетентностного подхода в обучении истории и обществознания». В соответствии с этим на уроке использовался метод – опережающего задания на дом. Ребятами осуществлялся самостоятельный поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
Целью настоящего урока является формирование у учащихся знаний об особенностях ведущих мировых религий, что должно способствовать развитию гуманистических ценностей и религиозной толерантности.


Тема урока:  «Мировые религии».

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения и развития религии, традициями; укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать формированию умения мыслить и выражать свои мысли в речи; способствовать развитию логического мышления; систематизировать знания.

Воспитательные: способствовать формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию; воспитывать чувство доброжелательности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная,      индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Основные понятия: религия, политеизм, монотеизм, мировые религии.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Мировые                                          религии», раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения.

Структура урока:

Этапы

Формы и методы

Время

Подготовительный.

Подготовка уч-ся сообщений по теме: «Мировые религии».

Дополнительно дома.

Организационный этап

  1. Приветствие
  2. Определение отсутствующих

1-2 мин.

Этап подготовки уч-ся к активному сознательному усвоению знаний.

1. Сообщение темы изучения нового материала и задач.

2. Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о добре.

6 мин.

Этап усвоения новых знаний.

1.Выступление уч-ся с выбранными сообщениями с показом презентаций.2. Работа группы над заполнением таблицы.

25 мин.

Этап закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

9 мин

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, Рефлексия.

1 .Подведение итогов урока, выставление оценок.

2. Объявление дом. задания. 3. Рефлексия

3 мин

                                                  Ход урока:

  1. Организационный этап.

   II. Этап подготовки уч-ся к активному сознательному усвоению знаний.

  1. Сообщение темы урока «Мировые религии» и цели урока. (познакомимся с мировыми религиями, и выясним  в чем сходство и различие между мировыми религиями и попытаемся найти общее. Для этого мы заслушаем сообщения учащихся, составим таблицу по изученному материалу и сделаем выводы по теме.)

слайд №1презентации учителя

  1. Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о добре:

Давайте быть терпимей и добрее,
Наш мир и так жесток и полон зла.
В нем холод безразличья часто веет,
И неизмененная нужда тепла.

Едва ли много пользы от гордыни,
А сколько бед исходит от войны,
Давайте милосердней быть отныне.
Пусть души будут лишь добром полны.

Ведь нужно для добра совсем немного,
Терпимость и сердечность проявлять.
И не спешить безжалостно и строго
Людские души гневом уязвлять.

Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится все назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.

Учитель. Ответьте на вопросы:

- О чём говорится в стихотворении?(о добре, о милосердии, о терпимости)

- К кому нужно проявлять эти чувства? ( К людям, живущим рядом с нами. К людям!!! Других национальностей, другого вероисповедания).

III. Этап усвоения новых знаний.

Учитель. Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Все люди, живущие на Земле во что-то верят. Одни верят в Бога, другие в то, что его нет, третьи  верят в прогресс, справедливость, разум. Вера – часть мировоззрения человека, его жизненная позиция, убеждение. Она принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией.

Вопрос:  Вы сталкивались в вашей жизни с религией?

Знаете ли вы, что такое атеизм?

 А что такое религия?

Слайд №2 презентации учителя

- Религия – это мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов на -  политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Запись уч-ся в тетрадь.

Слайд №3 презентации учителя

Учитель.  Различают также родоплеменные, национально – государственные и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих.

Запись уч-ся в тетрадь.

Слайд №№4,5, 6 презентации учителя

Вопрос :

- Какие вы знаете мировые религии?(буддизм, христианство, ислам)

- Почему их так называют?(-объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов)

 К мировым религиям традиционно относят: христианство, ислам и буддизм.

Слайд № 7 презентации учителя

Запись уч-ся в тетрадь.

Учитель.   Сейчас мы познакомимся с мировыми  религиями, а чтобы не забыть и систематизировать наши знания –воспользуемся таблицей, которую будем заполнять в ходе урока:

Таблица «Мировые религии»  (Приложение №1)

Слайд № 8  презентации учителя

Учитель.  Заслушаем сообщение учащегося по теме: «История возникновения христианства». (Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

- Когда возникло христианство и где?(1 век н.э. в Палестине)

- Кого считают основоположником христианства? (Иисуса Христа)

- Как называют главную книгу христиан? (Библия)

Слайд №  9 - 13  презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа, который будет вклеен в рабочую тетрадь. (Приложение №1)

Учитель. Заслушаем сообщения учащихся по темам: «Православные традиции», «Католичество. Традиции в католичестве». Они расскажут нам о традициях, существующих в этих направлениях христианства.

(Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

- Существуют ли какие-то правила в христианстве? А как они называются? (Да, они называются заповедями.)

- Перечислите, какие заповеди Вы знаете? (не убей, не укради, не лги и др.)

Вывод.

Христианские заповеди учат нас праведной  жизни, в которой  не будет места, убийствам, насилию, воровству, лжи.

Кто из нас не хотел бы жить в таком мире?

Учитель.  Второй по распространённости религией является ислам.

Давайте заслушаем сообщение учащегося на тему: «Ислам. История возникновения». (Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

- Назовите  время возникновения ислама( 7 век н.э.)

- Где возник ислам?( на Аравийском полуострове)

- Кто основатель религии? (Мухаммед)

- Как называется священная книга мусульман?(Коран)

Слайд № 14  презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа. (Приложение №1)

Учитель.  Давайте заслушаем сообщение учащегося на тему: «Традиции ислама».

Слайд № 15-19  презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа. (Приложение №1)

Вывод:  Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

    5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Ислам из вышесказанного учит своих последователей милосердию.

Учитель. Самой ранней по времени возникновения из мировых религий является буддизм. Давайте заслушаем сообщение о буддизме.

 (Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

- Назовите время возникновения  буддизма (VI - V века  до н.э.)

- Место возникновения  буддизма(Индия)

- Кто основатель религии? (Сиддхартха Гаутама)

Слайд № 20  презентации учителя

  Заполнение учащимися рабочего листа.(Приложение №1)

Слайды № 21-27 презентации учителя

Давайте выделим общие признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов.
  3. Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

4. Все мировые религии учат нас милосердию, терпимости, добру.

Вывод: Современная Россия - многонациональное государство, поэтому толерантность- необходимое условие стабильности общества. А для того, чтобы не задеть интересы и верования других людей, необходимо знать основы их  образа жизни, их веры.

IV. Этап закрепления новых знаний

Фронтальный опрос:

  1. Что такое политеизм, монотеизм?(многобожие, единобожие)
  2. Назовите виды религий?(родоплеменные, национально-государственные, мировые)
  3. Какие религии относят к мировым? (христианство, ислам, буддизм)
  4. Назовите основателя христианства (Иисус Христос)
  5. Назовите основателя ислама (пророк Мухаммед)
  6. Назовите основателя Буддизма (Сиддхартха Гаутама)
  7. Где распространено христианство?( Преимущественно Европа и Северная Америка)
  8. Территория распространения ислама.( Ближний Восток, Сев. Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики  Кавказа)
  9. Где распространен буддизм? (Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия)
  10.  Что такое атеизм. (безбожие)

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Рефлексия.

1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

2. Объявление домашнего задания: учить лекцию по конспекту и рабочему листу, Ч.1, § 10

   

3. Рефлексия

Заключение

В ходе урока учащиеся активно работали, отвечали на поставленные вопросы, проявив интерес, к изучаемой теме.  По ходу урока и в конце были сделаны  соответствующие выводы. Мы смогли выяснить историю возникновения и развития мировых религий их традиции, сходства и различия, существующие во всех мировых религиях. Данный урок способствует формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся других вероисповеданий, относящимся к другим национальностям, воспитывает чувство доброжелательности к окружающим. А ведь эта проблема на сегодняшний день очень актуальна. И если наш урок зародил у учащихся «зёрнышко» доброты в их души, значит, наша педагогическая деятельность не напрасна.


             
Список использованной литературы:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/под ред.  Л.Н. Боголюбова.-М.: Просвещение, 2011 г.

 2. Энциклопедия для детей. Том 06. Часть 1. Религии мира Автор: Коллектив авторов Издательство: Аванта+ Год: 2008




Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. http://megabook.ru

2. http://lib100.com/book/religion/istoriya_religii_1

3. http://festival.1september.ru/articles/524242/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

методическая разработка урока по теме-РЕЛИГИЯ

Тема занятия. Религия.Учебная цель: выяснить сущность понятия,охарактеризовать архаичные и мировые религии,определить роль и значение религии в современном мире....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока обществознания "Религия" 8 класс

Данная разработка поможет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, воспитать умение работать в группе, чувство толерантности,  уважение к верующим других религий, а также определить ...

Методическая разработка урока по дисциплине "Обществознание" тема "Мировые религии"

Методическая разработка урока на тему "Мировые религии" предназначена для учащихся 10 класса. Данная тема изучается по дисциплине "Обществознание", предназначена для расширения знаний о мировых религи...

Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс

Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе....

методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"

Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...