Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Котруца Лилия Николаевна

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой форме. Учащимся предлагается написать эссе на тему "Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого" (М. Бакунин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_obshch-vu.zip14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе

«Единство свободы и ответственности личности»

Цель: ознакомить учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»; дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает

План

1. Понятие «свобода»

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы:

а) «внешняя»  необходимость и ее различные проявления

б) «внутренние» регуляторы свободы

1. Понятие «свобода» можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т. д. и на всех его уровнях – свобода личности, наций, государств, общества.

Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности.

Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.

2. Абсолютной свободы не существует, потому что полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.

В статье 17 Конституции РФ подчеркивается: «п. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. П. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

3. Есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т. д. Люди объединяются с целью завоевания свободы политической, экономической, социальной: крестьянские восстания, гражданские войны, революции и т. д. К числу завоеваний человечества на этом пути следует отнести утверждение правовых норм, демократических институтов, появление правовых государств.

При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение имеет внутренняя свобода. «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы», - писал Н. А. Бердяев.

Ответственность – вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, связанный с сознательным осуществлением взаимных требований.

Для  примера привести сюжет рассказа-притчи «Шестеро и седьмой» из романа Ч. Айтматова «Плаха». Речь идет об одном из эпизодов гражданской войны. Чекист Сандро проникает в отряд контрреволюционеров во главе с удалым Гурамом Джохадзе, чтобы выполнить приказ: уничтожить отряд и его главаря. Чекисту удается завоевать полное доверие членов отряда: он делит с ними, уже обреченными и бегущими за границу, хлеб и соль, поет песни у костра, в которых люди прощаются с родиной, а затем, улучив момент, укладывает из маузера главаря и всех остальных. Приказ исполнен. Что же делает дальше бесстрашный чекист? «Сандро еще раз молча обошел шестерых, сраженных наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Еще раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни…»

- Как с учетом категорий «необходимость», «свобода», «выбор», «долг» можно трактовать эту притчу и особенно ее финал?

Вывод: без моральных ограничений подлинной свободы нет. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра.

Закрепление материала  по теме: «Свобода и ответственность личности»

1. Свобода как социальное качество человека проявляется в        

1) ситуации постоянного соблюдения норм права      

2) умении ограничить себя в соответствии с интересами других людей

3) возможности отрицать господствующие социальные нормы

4) безграничном исполнении всех своих желаний

Ответ: 2                                                        

2. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознанной необходимости своих действий  

2) предпочтении личных интересов над общественными

3) осознании полной независимости от природы

4) отсутствии ответственности за свои поступки

Ответ: 1                                                                    

3. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознании полной независимости от природы  

2) безграничном осуществлении всех желаний

3) следовании принципу «цель оправдывает средства»

4) самостоятельном выборе основы своих действий

Ответ: 4                                                            

4. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) следовании принципу «цель оправдывает средства»  

2) безнаказанности за нарушение социальных норм

3) критическом отношении к любым авторитетам

4) самостоятельном установлении внутренних запретов

Ответ: 4                                                          

5. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) готовности следовать общепринятым нормам  

2) ситуации выбора между личными и общественными интересами

3) критическом отношении к господствующим социальным нормам

4) форме отчета о своих поступках перед старшими

Ответ: 2

6. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) желании постоянно изменять господствующие социальные нормы    

2) форме отчета о своих поступках перед старшими                                                            

3) оценивании своих поступков перед старшими

4) принятии новых законов

Ответ: 3

7. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) беспрекословном выполнении младшими требований со стороны старших  

2) знании традиций своей национальной культуры

3) готовности принять на себя санкции за нарушение социальных норм

4) стремлении постоянно повышать свой социальный статус

Ответ: 3            

Д/З: Написать эссе на тему: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого»  (М.Бакунин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...

Разработка урока по обществознанию по теме «Свобода совести»

Тема: Свобода совестиЦель:  формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию.Учащиеся должны знать, что:1)     слово &laq...