"Семья и брак"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Цели урока:   

1 .Показать роль семьи в жизни человека.

2.Сформировать умение  определять цель создания семьи ,находить причины                                      семейных конфликтов.

3.Сформировать у учащихся четкое осознание правового регулирования семейных                 отношений.

В ходе урока учащиеся должны узнать, что :                   

-семья ВСЕГДА почиталась как большая ценность

-семья накапливает и передает следующим поколениям опыт и ценности.

-психологический климат в семье определяет самочувствие человека, крепкая и дружная семья –источник стабильности  в обществе.

-семейный кодекс – регулирует  семейные отношения и стоит на страже семьи.

Учащиеся должны усвоить понятия:

    -СЕМЬЯ

    -БРАК

    -УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

     -УСЛОВИЯ  РАСТОРЖЕНИЯ  БРАКА.

 

                                                               ХОД  УРОКА

Вступительное слово учителя:      Тема  сегодняшнего  урока «Семья и Брак» - очень актуальна. Во-первых , институт  брака и семьи считается базовым социальным институтом , а во-вторых – каждый из нас является частью семьи .

Семья веками почиталась как важнейшая ценность .Она как маленькая вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее чем написать книгу ,сделать открытие. А  уж управлять семьей -тут тебе и наука  и искусство ,и даже особое ремесло.

 

Раз семья  - вселенная ,пусть даже маленькая, должны существовать и загадки вселенной .

И они действительно существуют:

 - что такое семья ?

 -что такое брак?

 - зачем люди создают семьи?

 - из чего складываются семейные отношения?

 

1.СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Любая  дорога начинается с первых шагов , здание с фундамента .а человек становится человеком только в семье.

Как вы понимаете эти слова  ? Согласны с ними ?

Давайте вместе заполним схему.

 

СЛАЙД   №1

 

Вопрос  классу :   Что объединяет членов семьи?

Ответ :    Эту маленькую социальную группу объединяют родственные отношения , Забота общий быт взаимоответственность.

Вопрос к классу :  Почему люди стремятся создать семью ?

Ответ :   Потому , что:

- любят 

- лекарство от одиночества

-желание иметь детей.

Вопрос к классу?   Может ли человек жить без семьи не испытывая трудности ?

Ответ :   Нет (и почему )

 

СЛАЙД   №2        

  СЕМЬЯ-ЭТО МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАА ГРУППА , ОСНОВАННАЯ НА РОДСТВЕННОМ СОЮЗЕ (ПО БРАКУ И КРОВИ ) .ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ ОБЩИМ БЫТОМ,ВЗАИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОРАЛЬНОЙ ИПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Немаловажен и такой аспект как психологический климат семьи (быт)

Как появилось слово «семья»?

     Когда-то о нем не слыхала земля

     Но Еве сказал перед свадьбой Адам :

     "Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

      Кто деток родит мне, богиня моя ?"

      И Ева тихонько ответила "Я"

     -«Кто платье  сошьет  ,постирает белье ,меня приласкает ,украсит жилье ?

      Ответь на вопросы  , подруга моя.»

      « Я , Я ,Я,- Ева молвила : «Я»

       И так на земле появилась семья.

Задание классу: запишите всех членов своей семьи, а затем распределите обязанности между ними.

 Можно ли сказать, что ваши записи опровергают текст стихотворения ?

 Каждый ли  член вашей семьи имеет свой участок работы ?

 Как вы понимаете «психологический климат семьи ? что это значит -?

 

СЛАЙД  №3   Вывод.

    ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА КРЕПКОЙ И НЕ РАЗБИЛАСЬ О БЫТ, ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ.

 

В современной жизни изменилось положение женщины в семье и в обществе.  Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растет образованность,  расширяется круг интересов.

Поэтому там,  где ВСЕ заботы лежат  только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями общения, там царит раздражение, непонимание.

 В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений :

СЛАЙД   №4

 

                                       3 ТИПА СЕМЕЙ НЫХ ОТНОШЕНИЙ :

Попустительский

Авторитарный

Демократический

- отсутствие устойчивых отношений

- отчужденность

- безразличие к чувствам другого

- "ледяная пустыня"

- бесцеремонный

- жестокость

- черствость

- агрессивность

- подлинное равноправие

- взаимное уважение

- богатство чувств

- сотрудничество

 

Какие признаки характерны для ваших семейных отношений ?

Для того чтобы создать хорошие человеческие отношения в семье, я предлагаю вам следующие правила поведения , я , при этом, заполняю левую колонку , а вы – правую.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

 

-уважай право ребенка на личную жизнь

-береги доверенные тебе тайны

-проявляй любовь и нежность к своему ребенку.

-проявляй эмоциональную поддержку.

-разговаривай с  ним, отвечай на вопросы (в том числе  о религии ,о смерти , о сексе )

-не будь слишком критичным к друзьям ребенка.

-верь своему ребенку.

-дари подарки.

 

 

3.ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Давайте теперь  определим функции семьи(задачи) в обществе, и, может тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой, казалось бы, исключительно личной сфере человека.

Приводится несколько примеров ситуаций ,  по которым определяются функции семьи:

Ситуация 1

Мать, отец и ребенок распределили в семье обязанности, связанные с повседневным

обслуживанием :

-приготовление пищи

-стирка белья

-уборка

-приобретение продуктов, товаров домашнего обихода

Это функция - хозяйственная, экономическая.

Ситуация 2

В зимние дни вся семья выходит на лыжах, маленькие купили и 3-летнему сынишке.

Это  функция - досуговая.

Ситуация 3

Определите функцию сами….

Бабушка  читает внукам книги , да нет -нет и расскажет какую-нибудь поучительную историю из своей жизни.

 

СЛАЙД   №5

 

                        ФУНКЦИИ СЕМЬИ  :
- Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества .

- Социализация – формирование индивида как личности.
- Экономическая – общее хозяйство , помощь , поддержка.

- Защитная – физическая , экономическая , психологическая защита.
- Статусная – принадлежность к определенному социальному слою,
национальность.
- Эмоционального удовлетворения – доверительное общение , эмоциональное выражение чувств , забота , любовь.

 

4.ТИПЫ И ВИДЫ СЕМЕЙ

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-бытовые отношения.

Изменяются нормы и роли членов семьи, законы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. В зависимости от характера супружества , особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

МОНОГАМИЯ - брак одного мужчины и одной женщины.

ПОЛИГАМИЯ – брак одного супруга с несколькими женщинами.

ПАТРИАРХАТ  – глава семьи – отец.

МАТРИАРХАТ – наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

ГОМОГЕННЫЕ - супруги являются выходцами из одной социальной группы.

ГЕТЕРОГЕННЫЕ – супруги происходят из разных социальных групп , каст ,классов.

Сейчас семьи все чаще становятся:

 

СЛАЙД №6

ЭГОЛИТАРНЫМИ -  «союз равных », партнерская семья.

НУКЛЕАРНАЯ - мама , папа +дети.
СЛОЖНЫЕ -  многопоколенные (мама, папа, дети, бабушки и дедушки).
Полные и неполные - (мама +папа +дети или мама +дети )
Многодетные – 3 и более детей.

 

5. БРАК  И СЕМЬЯ

С институтом семьи связан другой общественный институт - институт брака. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.

А что такое  БРАК ?

Брак  - это свободный равноправный союз мужчины и женщины ,заключенный с соблюдением порядка и условии установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брачно-семейные отношения  в РФ  регулируются семейным  правом, основным источником которого является Семейный кодекс РФ.

Брак может быть заключен только при соблюдении, вступающих в брак, ряда условий.

 

СЛАЙД № 7

                                        БРАК ПРИЗНАЕТСЯ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

ДоБРОВОЛЬНОСТЬ

НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛИЗКИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

НЕ ДОЛЖНЫ СОСТОЯТЬ В ДРУГОМ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ

 

Естественное последствие заключения брака - появление в семье ребенка. Ребенок появился на свет и связан с родителями не только кровным родством  , но и правовой связью. Уже с самого раннего детства ребенок обладает правоспособностью.

СЛАЙД № 8

                                  БРАК   НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН

ЕСЛИ 1  ИЗ ЛИЦ СКРЫЛО НАЛИЧИЕ ВИЧ ИНФЕКЦИИ ИЛИ ДРУГИХ
ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ЕСЛИ БРАК ЗАРЕГЕСРИРОВАН БЕЗ НАМЕРЕНИЯ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ


В соответствии с законодательством РФ признается только светский брак ,  т.е. брак  юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный  в органах записи гражданского состояния (ЗАГС ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_brak.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ     и     БРАК

План- Конспект урока .

9 ,11 класс.

Цели урока:    

1 .Показать роль семьи в жизни человека.

2.Сформировать умение  определять цель создания семьи ,находить причины                                      семейных конфликтов.

3.Сформировать у учащихся четкое осознание правового регулирования семейных                 отношений.

В ходе урока учащиеся должны узнать, что :                    

-семья ВСЕГДА почиталась как большая ценность

-семья накапливает и передает следующим поколениям опыт и ценности.

-психологический климат в семье определяет самочувствие человека, крепкая и дружная семья –источник стабильности  в обществе.

-семейный кодекс – регулирует  семейные отношения и стоит на страже семьи.

Учащиеся должны усвоить понятия:

    -СЕМЬЯ

    -БРАК

    -УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

     -УСЛОВИЯ  РАСТОРЖЕНИЯ  БРАКА.

                                                               ХОД  УРОКА

Вступительное слово учителя:      Тема  сегодняшнего  урока «Семья и Брак» - очень актуальна. Во-первых , институт  брака и семьи считается базовым социальным институтом , а во-вторых – каждый из нас является частью семьи .

Семья веками почиталась как важнейшая ценность .Она как маленькая вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее чем написать книгу ,сделать открытие. А  уж управлять семьей -тут тебе и наука  и искусство ,и даже особое ремесло.

Раз семья  - вселенная ,пусть даже маленькая, должны существовать и загадки вселенной .

И они действительно существуют:

 - что такое семья ?

 -что такое брак?

 - зачем люди создают семьи?

 - из чего складываются семейные отношения?

1.СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Любая  дорога начинается с первых шагов , здание с фундамента .а человек становится человеком только в семье.

Как вы понимаете эти слова  ? Согласны с ними ?

Давайте вместе заполним схему.

СЛАЙД   №1

ОНИ, ТАК ЖЕ  :

 - носители  моральных и культурных ценностей, традиций (для  всех поколений  семьи )

Вопрос  классу :   Что объединяет членов семьи?

Ответ :    Эту маленькую социальную группу объединяют родственные отношения , Забота общий быт взаимоответственность.

Вопрос к классу :  Почему люди стремятся создать семью ?

Ответ :   Потому , что:

- любят  

- лекарство от одиночества

-желание иметь детей.

Вопрос к классу?   Может ли человек жить без семьи не испытывая трудности ?

Ответ :   Нет (и почему )

СЛАЙД   №2        

  СЕМЬЯ-ЭТО МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАА ГРУППА , ОСНОВАННАЯ НА РОДСТВЕННОМ СОЮЗЕ (ПО БРАКУ И КРОВИ ) .ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ ОБЩИМ БЫТОМ,ВЗАИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОРАЛЬНОЙ ИПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Немаловажен и такой аспект как психологический климат семьи (быт)

Как появилось слово «семья»?

     Когда-то о нем не слыхала земля

     Но Еве сказал перед свадьбой Адам :

     "Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

      Кто деток родит мне, богиня моя ?"

      И Ева тихонько ответила "Я"

     -«Кто платье  сошьет  ,постирает белье ,меня приласкает ,украсит жилье ?

      Ответь на вопросы  , подруга моя.»

      « Я , Я ,Я,- Ева молвила : «Я»

       И так на земле появилась семья.

Задание классу: запишите всех членов своей семьи, а затем распределите обязанности между ними.

 Можно ли сказать, что ваши записи опровергают текст стихотворения ?

 Каждый ли  член вашей семьи имеет свой участок работы ?

 Как вы понимаете «психологический климат семьи ? что это значит -?

СЛАЙД  №3   Вывод.

    ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА КРЕПКОЙ И НЕ РАЗБИЛАСЬ О БЫТ, ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ.

В современной жизни изменилось положение женщины в семье и в обществе.  Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растет образованность,  расширяется круг интересов.

Поэтому там,  где ВСЕ заботы лежат  только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями общения, там царит раздражение, непонимание.

 В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений :

СЛАЙД   №4

                                       3 ТИПА СЕМЕЙ НЫХ ОТНОШЕНИЙ :

Попустительский

Авторитарный

Демократический

- отсутствие устойчивых отношений

- отчужденность

- безразличие к чувствам другого

- "ледяная пустыня"

- бесцеремонный

- жестокость

- черствость

- агрессивность

- подлинное равноправие

- взаимное уважение

- богатство чувств

- сотрудничество

Какие признаки характерны для ваших семейных отношений ?

Для того чтобы создать хорошие человеческие отношения в семье, я предлагаю вам следующие правила поведения , я , при этом, заполняю левую колонку , а вы – правую.

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

-уважай право ребенка на личную жизнь

-береги доверенные тебе тайны

-проявляй любовь и нежность к своему ребенку.

-проявляй эмоциональную поддержку.

-разговаривай с  ним, отвечай на вопросы (в том числе  о религии ,о смерти , о сексе )

-не будь слишком критичным к друзьям ребенка.

-верь своему ребенку.

-дари подарки.

3.ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Давайте теперь  определим функции семьи(задачи) в обществе, и, может тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой, казалось бы, исключительно личной сфере человека.

Приводится несколько примеров ситуаций ,  по которым определяются функции семьи:

Ситуация 1

Мать, отец и ребенок распределили в семье обязанности, связанные с повседневным

обслуживанием :

-приготовление пищи

-стирка белья

-уборка

-приобретение продуктов, товаров домашнего обихода

Это функция - хозяйственная, экономическая.

Ситуация 2

В зимние дни вся семья выходит на лыжах, маленькие купили и 3-летнему сынишке.

Это  функция - досуговая.

Ситуация 3

Определите функцию сами….

Бабушка  читает внукам книги , да нет -нет и расскажет какую-нибудь поучительную историю из своей жизни.

СЛАЙД   №5

                        ФУНКЦИИ СЕМЬИ  :
- Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества .

- Социализация – формирование индивида как личности.
- Экономическая – общее хозяйство , помощь , поддержка.

- Защитная – физическая , экономическая , психологическая защита.
- Статусная – принадлежность к определенному социальному слою,
национальность.
- Эмоционального удовлетворения – доверительное общение , эмоциональное выражение чувств , забота , любовь.

4.ТИПЫ И ВИДЫ СЕМЕЙ

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-бытовые отношения.

Изменяются нормы и роли членов семьи, законы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. В зависимости от характера супружества , особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

МОНОГАМИЯ - брак одного мужчины и одной женщины.

ПОЛИГАМИЯ – брак одного супруга с несколькими женщинами.

ПАТРИАРХАТ  – глава семьи – отец.

МАТРИАРХАТ – наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

ГОМОГЕННЫЕ - супруги являются выходцами из одной социальной группы.

ГЕТЕРОГЕННЫЕ – супруги происходят из разных социальных групп , каст ,классов.

Сейчас семьи все чаще становятся:

СЛАЙД №6

ЭГОЛИТАРНЫМИ -  «союз равных », партнерская семья.

НУКЛЕАРНАЯ - мама , папа +дети.
СЛОЖНЫЕ -  многопоколенные (мама, папа, дети, бабушки и дедушки).
Полные и неполные - (мама +папа +дети или мама +дети )
Многодетные – 3 и более детей.

5. БРАК  И СЕМЬЯ

С институтом семьи связан другой общественный институт - институт брака. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.

А что такое  БРАК ?

Брак  - это свободный равноправный союз мужчины и женщины ,заключенный с соблюдением порядка и условии установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брачно-семейные отношения  в РФ  регулируются семейным  правом, основным источником которого является Семейный кодекс РФ.

Брак может быть заключен только при соблюдении, вступающих в брак, ряда условий.

СЛАЙД № 7

                                        БРАК ПРИЗНАЕТСЯ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

ДоБРОВОЛЬНОСТЬ

НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛИЗКИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

НЕ ДОЛЖНЫ СОСТОЯТЬ В ДРУГОМ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ

Естественное последствие заключения брака - появление в семье ребенка. Ребенок появился на свет и связан с родителями не только кровным родством  , но и правовой связью. Уже с самого раннего детства ребенок обладает правоспособностью.

СЛАЙД № 8

                                  БРАК   НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН

ЕСЛИ 1  ИЗ ЛИЦ СКРЫЛО НАЛИЧИЕ ВИЧ ИНФЕКЦИИ ИЛИ ДРУГИХ
ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ЕСЛИ БРАК ЗАРЕГЕСРИРОВАН БЕЗ НАМЕРЕНИЯ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ


В соответствии с законодательством РФ признается только светский брак ,  т.е. брак  юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный  в органах записи гражданского состояния (ЗАГС ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак

Что такое семья? Функции семьи. Понятие брака. Этапы становления брачно-семейных отношений. Типы семей. Основные черты патриархальной семьи. Современная семья: кризис или поиски счастья?...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Статья по теме: Влияние СМИ на общественное мнение в области семьи и брака.

Демографическая ситуация в стране подвергается опасности со стороны информационной сферы. Скрытая и явная пропаганда легкого образа жизни «без проблем» не только лишает людей желания вступать в брак, ...

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

Урок "Семья и брак"

Представленный урок показывает тип семьи, права социальные и правые семьи, функции семьи на основании семейного законодательства...

Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"

Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...