РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Сазонова Татьяна Петровна

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_orksesazonovoy_t.p.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Староминский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                                                       решением  педагогического совета

                                                                                       протокол № 1 от ________ 20____ года                

                                                                                       Председатель __________/Фесенко Г.В.

                                                                                                                           

                                                           РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Уровень образования (класс) – начальное общее, 4 класс

Количество часов -34,  в неделю – 1 час

Учитель – Сазонова Т.П.

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г.

                                Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии  с  Концепцией Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Москва,                  «Просвещение», 2012.

    Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

     В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

    В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

     Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.

    Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

    Преподавание основ христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия ставит перед собой цель - постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

     Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

     В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Общая характеристика учебного курса

    Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

    Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     ЗАДАЧИ:

       - знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

    Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 Место учебного курса в учебном плане

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой. деятельностной форме.

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.

 Ценностные ориентиры содержания учебного курса

     Учебный курс ориентирует младших школьников мотив к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также способствует установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности

1

Россия – наша Родина

Личностные   развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока;

2

Культура и религия

Познавательные ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

3

Человек и Бог  в православии

Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока;

 

4

Православная молитва

Коммуникативные умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

5

Библия и Евангелие

Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Познавательные нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

6

Проповедь Христа

Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Познавательныеумение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

7

Христос и Его Крест

Познавательныесамостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

8

Пасха

Регулятивные в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

9

Православное учение о человеке

Познавательные- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

10

Совесть и раскаяние

Личностные   – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

 

11

Заповеди

Познавательные-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

12

Милосердие и сострадание

Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем,умение слушать и вступать в диалог

13

Золотое правило этики

Личностные    осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

14

Храм

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог

15

Икона

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

16

Творческие работы учащихся

Коммуникативные  умение слушать собеседника и излагать свои мысли, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

17

Подведение итогов

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

18

Как христианство пришло на Русь

Познавательные  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

19

Подвиг

Личностные    развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России

20

Заповеди блаженства

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

21

Зачем творить добро?

Личностные   настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими

22

Чудо в жизни христианина

Регулятивные Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

23

Православие в Божием суде

Познавательные Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

24

Таинство Причастия

Познавательные добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

25

Монастырь

Личностные настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

26

Отношение христианина к природе

Личностные настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающей природой

27

Христианская семья

Личностные   осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

28

Защита Отечества

Личностные  

знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

29

Христианин в труде

Познавательные поиск информации к уроку.

30

Любовь и уважение к Отечеству

Личностные  

знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

31

Итоговый урок: « Основы православной культуры»

Познавательные поиск информации при подготовке к итоговому уроку

32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Коммуникативные  умение слушать собеседника и излагать свои мысли, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

      Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2
  2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
  3. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

4.   Электронное приложение к учебнику

      http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

      (методическое обеспечение ОПК)

      сайт Вологодской Епархии.

      http://www.vologda-eparhia.ru

5.  Мультимедийное оборудование.

Согласовано        Согласовано:

Протокол заседания МО учителей

начальных классов        Зам.директора по УВР

от__________________ №__        _____________/Рубан О.В.

___________ / ____________   2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса полностью соответствует образовательной программе ш...