Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2310.docx91.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  №78

п. Чернышевск забайкальского края

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

Блохина О.В.

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ

_____________/______________/

Гордеева О.А.

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор  МОУ

_____________/______________/

Карелина Т.А.

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   обществознанию

для курса 10-11 класса

                                          (базового уровня)

                                                 134 часа

   

                                                                                                                                             

                                                                           

 

                   Разработчик

 программы: Вологдина Наталья

            Леонидовна, учитель истории                                                                                                              

               и обществознания   МОУ СОШ  

№78   п. Чернышевск                                                                                                                              

           

   

 

 

Чернышевск 2015

Пояснительная записка

    Данная  рабочая программа  предназначена для изучения обществознания учащимися 10 - 11 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования Российской Федерации с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта 2004.

  Программа разработана применительно к учебной  программе: История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения обществознания на базовом уровне  отводится не менее 134 ч из расчета 2 ч в неделю (10 класс – 34 учебные недели, 11 класс – 33 учебные недели).

      В основной школе  курс «Обществознание»- реализовывался по программе и УМК Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и др.

      В соответствии с миссией школы (МОУ СОШ №78): «Гражданско-патриотическое образование: воспитание гражданского самосознания выпускника,  позволяющего ему  использовать приобретённые знания и опыт на благо своей Родины»   была определена  цель изучения обществознания в 10 классе: 

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

 Для реализации цели необходимо достичь решения следующих задач:

-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Рабочая программа ориентирована     на     использование учебника:

 -Обществознание 10 класс (базовый уровень)/под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой/М «Просвещение» 2014 –стр.351

- Обществознание 11 класс (базовый уровень)/под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой/М «Просвещение» 2014 –стр.351

                                            Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

.


Содержание учебного предмета«Обществознание»

(134 часа)

название раздела

              кол-во

              часов

элементы

содержания

(основные темы)

Планируемые результаты

всего

теория

практика

(контрольные

работы,

проекты)

                                                      Обществознание, 10 класс

                                                                   (68 часов)

1

Общество и человек

12

10

2

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Духовная жизнь человека. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

Человек в системе социальных связей. Познание и знание. Истина и ее критерии

Требования направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни (см. выше)

Нравственное самоопределение личности:

Формулировать нравственные принципы своего поведения в различных общественных ситуациях, оценивая цели и средства деятелей мировой и российской политики, соотнося со своей линией поведения, собственными нравственными принципами.

Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

Определять линии своего поведения как гражданина и патриота России, опираясь на опыт предков и собственные представления об историческом пути развития России, участвовать в дискуссиях, отделяя толерантные суждения от экстремистских, не поддаваться последним

Общеучебные умения и навыки:

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

• решение  познавательных  и  практических задач,  отражающих типичные социальные ситуации;

• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

•        выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

•        работа   с   текстами   различных   стилей,    понимание   их   специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

•        самостоятельное создание  алгоритмов  познавательной деятельности  для решения задач творческого и поискового характера;

•        участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

формулирование полученных результатов;

•        создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;

• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2

Основные сферы общественной жизни

38

30

8

Духовная жизнь общества. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Средства массовой информации.

Наука и образование. Мораль и религия.. Религия, ее роль в жизни общества.

Искусство и духовная жизнь.

Экономика как подсистема общества.Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.

Социальная структура. Неравенство и социальная стратификация.Социальная мобильность.Социальный конфликт.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.

Семья и быт. Молодежная субкультура.

Политика и власть.  Политические институты и отношения.

Политическая система. Политические режимы.

Гражданское общество и правовое государствоДемократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Политическое участие.

3

Право

11

7

4

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека.

Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

                                                    Обществознание, 11 класс

                                                                 (66 часов)

4

Человек и экономика

25

23

2

Экономика и экономическая наука. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике..Постоянные и переменные издержки. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес  в экономике.   Организационно-правовые  формы  и  правовой  режим предпринимательской деятельности.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица.. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя.

5

Проблемы социально-политической и духовной жизни

    16

14

2

Свобода и необходимость в  человеческой деятельности.  

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение.. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

6

Человек и закон

25

21

4

Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ.

Экологическое право. Гражданское право.

Семейное право.

Трудовое законодательство. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.

Процессуальное право. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

                                                 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

10 КЛАСС ( 68 ЧАСОВ)

Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2014

Программа: Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план.

факт.

                                                                                          Общество и человек (12 часов)

                                                                                          Глава 1.  Общество (4 часа)

1

Что такое общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.        

Знать основные термины и понятия по теме

Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках, сравнение предлагаемых исторических оценок.

Уметь оперировать понятиями: общество, природа и др.

работа с док. стр.16, зад. стр.17

2

3

Общество как сложная динамическая система

Социальные институты

Особенности социальной системы. Социальные институты.

Знать особенности социальной системы. Социальные институты, основные термины и понятия темы.

Уметь выделять существенные признаки объекта

работа с док. стр.25, зад. стр.27

Составление сложного плана

       4

Практикум по теме: «Общество»

Тестовые задания

Знать основные термины и понятия по теме

Уметь выделять существенные признаки объекта

тестирование

                                                                                                                Глава 2.Человек (8 часов)

     5

    6

Природа человека

Цель и смысл жизни человека

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Знать основные термины и понятия темы.

Уметь:

- оперировать понятиями: человек, индивид, антропосоциогенез, эволюция

- установливать причинно-следственных связей

- использовать различных видов информации

Работа с док. стр.33, зад. на стр. 35

Эссе

7

8

Человек как духовное существо

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Духовные ориентиры личности. Мировоззрение.

оперировать понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение

работь с основными компонентами учебника

- составлять тезисы, конспектировать

Работа с док. стр. 44, зад. стр.45

Фронтальный опрос

9

10

Деятельность –способ существования людей

Многообразие деятельности

Деятельность человека. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность

оперировать понятиями: деятельность, потребности, сознание

- определять объекты анализа и синтеза и их компонентов

- классифицировать информации, составлять на основе текста схемы

- организовывать совместную деятельность

Работа с док, стр. 53, зад. стр.55

составление кластера

11

12

Познание и знание

Истина и ее критерии

Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

оперировать понятиями:

человек, индивид, индивидуальность, личность, познание, знание

- определять индивидуальные и коллективные учебных задачи

- конспектировать, составлять на основе текста таблицы

Раб. с док.-стр.65, зад.стр.66-67

13

14

Человек в системе социальных связей

Практикум по теме «Человек в системе социальных связей»

Биологическое  и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность.

соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Раб.с док. стр.75, зад.. стр.76-77

Составление таблицы «Факторы социального поведения»

15-16

Контрольная работа по теме «Общество и человек»

Тестовые задания в форме ЕГЭ

знать ключевые понятия и термины по теме;

выявлять причинно-следственные связи

тест уровневый

                                                                         Раздел II.   Основные сферы общественной жизни (38 часов)

Глава 3. Духовная культура (9 часов)

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность.

17

Культура и духовная жизнь общества

Культура. Массовая и элитарная культура.

оперировать понятиями: духовная жизнь,  материальная и духовная культура

- определять индивидуальные и коллективные учебные задачи;

- составлять на основе текста таблицы, схемы, конспектирование

работа с док. стр.88, зад .на стр.89

18

Наука и образование

Наука в современном обществе. Этика науки.

оперировать понятиями: наука, образование, самообразование, НТР, НТП

- выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи

-сравнивать полученные результаты с учебной задачей

раб. с док. стр. 98, зад. стр.99-100

19

Мораль и религия

Нравственные ценности. Религия

уметь соотносить единичные факты и общие явления. Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия.

раб. с док. стр.111-112, зад стр.112-113

20-21

Семинар «Мировые религии»

Буддизм. Христианство. Ислам

Знать сущностные характеристики мировых религий

Сообщения учащихся

22

Искусство и духовная жизнь

Особенности искусства. Виды искусства.  Тенденции духовной жизни в современной России

- оперировать понятиями: искусство, художественный образ, эстетика

- качественно  описывать изучаемый объект

раб. с док. стр.123-124, зад. на стр.125

23-24

Урок – презентация «Красота спасет мир»

Выступления с проектами

Уметь представить результаты своей работы

Работы учащихся

25-26

Проверочная работа по теме «Духовная культура»

Задания части С (ЕГЭ)

Знать основные термины и определения по теме

Задания части С (ЕГЭ)

эссе

                                                                                                    Глава 4.Экономика (4 часа)

27

Роль экономики в жизни общества

Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика

 оперировать понятиями: экономика, экономические процессы, уровень жизни, ВВП

раб. с док. на стр.135, зад на стр.135-136

28

Экономическая культура

Сущность экономич. культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и соц. ответственность

-оперировать понятиями: экономическая свобода, экономическая политика, предпринимательство, рыночная экономика

- определять индивидуальные и коллективные учебных задач;

- устанавливать причинно-следственных связей

раб. с док. стр.149

зад. на стр.150-151

29-30

Практикум

по теме: «Экономика»

ВВП, ВНП, абсолютный ВВП, ВВП на душу населения, реальный и номинальный ВВП

знать ключевые понятия и термины по теме

Решение экономических задач

                                                                                             Глава 5. Социальная сфера (12 часов)

31

32

Социальная стратификация

Социальная мобильность

Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Соц. мобильность. Социальные интересы.

-оперировать понятиями: социальная структура, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы

- классифицировать информацию

- владеть разными формами изложения учебного текста

- использовать различные виды информации

раб. с док. стр.160, зад. на стр. 161-162

33

Социальные взаимодействия

Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

-оперировать понятиями: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт, культура труда

- качественно и количественно описывать изучаемый социальный  объект, выявлять его существенные признаки

раб. с док. на стр.171, зад. на стр.172

34

Социальные нормы и отклоняющее поведение

Социальные нормы. Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность.

оперировать понятиями: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступление, правонарушение

- владеть различными формами устных публичных выступлений

- владеть культурой речи

- использовать справочную и дополнительную литературу,

-формулировать проблему и определять  способ ее решения

35

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты. Национальная политика.

оперировать понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, национальность, национальное самосознание, социальная группа

- выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи

раб. с док. стр.193,

зад.стр-195

36

Семья и быт

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе.

-оперировать понятиями: семья, брак, социальная роль, социальная группа

- использовать разные виды  социально-ситуационного моделирования

- выявлять существенные признаки объекта

раб. с док стр.205-206,

зад. стр.127,

составление сложного плана

37

Не уезжайте от родителей (урок- исследование)

Работа с высказываниями Конфуция о родителях, о поведении человека в семье

- анализировать высказывания

-устанавливать причинно- следственные связи

Составление правил поведения с родителями

38

Социальное развитие и молодежь

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура.

-оперировать понятиями: молодежь, социальная роль, социальная группа

- составлять план-конспект

- классифицировать  информацию

раб. с док.стр. 216,

стр.217-218

39-40

Семинар «Молодежные субкультуры»

Молодежная субкультура

-знать основные понятия и термины по теме

- аргументировать собственную точку зрения

Сообщения учащихся

41-42

Контрольная работа по теме: «Основные сферы общественной жизни»

Тестовые задания  форме ЕГЭ

Знать ключевые понятия и термины по теме

тест (уровневый)

                                                                                                Глава 6.Политическая сфера (10 часов)

43

Политика и власть

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

.- оперировать понятиями: политика, политические институты, партии, государство, политические отношения

- составлять планы различных видов

- составлять  на основе текста схемы

раб с док. стр.227-228, зад. на стр.228-229

   44

Политическая система

Структура и функции политической системы. Государство. Политический режим.

-оперировать понятиями власть, политическая власть

- классифицировать информацию

- выявлять существенные признаки объекта;

-определять соотношения компонентов объекта

составление кластера

45-46

Практикум по теме «Политика и власть»

Выполнение части «С» (ЕГЭ)

Знать основные понятия и термины по теме

Задания части С (ЕГЭ)

эссе

47

48

Правовое государство

Гражданское общество

Признаки правового государства. Права человека. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике

-оперировать понятиями: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление, демократия

- использовать справочную и дополнительную литературу,

- выявлять существенные признаков объекта

индивидуальный и фронтальный опрос

      49

Демократические выборы и политические партии

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность. Партийные системы.

-оперировать понятиями: демократия, выборы, партия, пропорциональная, мажоритарная, смешанная система, электорат, электоральная культура

- выявлять причинно-следственные связи

- использовать разные виды моделирования

раб с док. стр.260-261,

зад.стр.261-262

   50

Участие гражданина в политической жизни

Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

-оперировать понятиями: политический процесс, политическое участие, политическая культура, суждениями

- составлять план,  конспект

- выявлять существенные признаки  объекта

раб. с док. стр.270, зад.стр.271-272

51-52

Контрольная работа по теме «Политическая сфера»

Тестовые задания в форме ЕГЭ

Знать ключевые понятия и термины по теме

тест уровневый

Раздел III. Право (11 часов)

Глава 7. Право как особая система норм (11 часов)

      53

54

Право в системе социальных норм

Право и мораль

Право: определение и признаки. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права.  Институт права.

 - оперирование понятиями: право, мораль, религия

- определять индивидуальные и коллективные учебные задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-сравнивать полученные результаты с учебной задачей

зад. на стр.282-283

 55

      56

 Источники права

Виды нормативных актов

Основные источники права. Виды нормативных актов.

- оперировать понятиями: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция

- использовать разные виды моделирования

- выявлять существенные признаки объекта

- организовывать совместную деятельность

зад. на стр.293-295

57

Правоотношения и правонарушения

Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.

-оперировать понятиями: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность

- использовать справочную и дополнительную литературу

- подбирать и группироватьматериалы по определенной теме

тест

58-59

Семинар «Современное российское законодательство»

Семинар.

Административное, уголовное, трудовое, экологическое, гражданское, семейное право.

-оперировать понятиями: система права, структура права, отрасли права

- подбирать и группировать материалы по определенной теме

-уметь аргументировать свой ответ

Сообщения учащихся

     60

Предпосылки правомерного поведения

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

-оперировать понятиями: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура

- владеть различными формами самоконтроля;

- оценивать свою учебную деятельность

- определять объекты анализа и синтеза и их компоненты

зад. на стр.326-328

60-61

Общество в развитии (урок-презентация)

Основные направления развития современного общества

Уметь составить проект и представить его публично

Проекты учащихся

       62

       63

Проблема общественного прогресса

Целостность и противоречивость современного мира

Прогресс. Критерии прогресса.

Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира.  

-оперировать понятиями: правоотношения, право, права человека, защита прав человека

-выявлять причинно-следственные связи

- выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

- сравнивать полученные результаты с учебной задачей

-владеть различными формами самоконтроля

Индивидуальный и фронтальный опрос

      64

Глобальные проблемы человечества

Глобализация. Глобальные процессы. Глобальные проблемы человечества и пути их решения

-оперировать понятиями: глоболизация, глобальные процессы

- составлять план-конспект

- классифицировать  информацию

Схема «Глобальные проблемы человечества»

 65-66

Итоговая мониторинговая работа

Тестовые задания в форме ЕГЭ

знать ключевые понятия и термины по курсу;

вскрывать причинно-следственные связи

Тестирование

67-68

Итоговое повторение

Основные понятия и термины по курсу

Оперировать основными понятиями по курсу

Индивидуальный и фронтальный опрос

График контрольных и проектных работ

10 класс

Тема раздела

Вид контроля

Количество часов

Дата

Общество и человек

Контрольная работа №1 по теме «Общество и человек»

               2

Основные сферы общественной жизни

Проект «Красота спасет мир»

               2

Проверочная работа по теме: «Духовная культура»

               2

Контрольная работа №2  по теме: «Основные сферы общественной жизни»

               2

Контрольная работа №3 по теме: «Политическая сфера»

               2

Право

Проект «Общество в развитии»

               2

Итоговая мониторинговая  работа

               2

Таким образом, в течение года:

- 2 групповых проекта;

- 1 проверочная работа;

-4 контрольных работы по четвертям, включая итоговую

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класс

Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2014

Программа: Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план.

факт.

                                                                                                Человек и экономика (25 часов)

1

2

Экономика, наука и хозяйство

Измерители экономической деятельности

Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП.

Знать определения экономика и экономическая наука; уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что  такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать.

Работа с текстом, документами.

Заполнение таблицы «Разделы экономической науки»

3

4

Экономический рост и развитие

Экономический цикл

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от  экономического  развития? Выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост. Знать экономические циклы.

Эссе

5

6

Рыночные  отношения в экономике

Рыночная структура и инфраструктура

Рынок. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Творческая работа, работа с документами

7

8

Фирмы в экономике

Постоянные и переменные издержки

Фирма. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Знать от чего зависит успех деятельности предприятий? Какие доходы можно получить, владея факторами производства? Знать обществоведческие термины урока.  Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Задания учебника с. 54

9

10

Правовые основы предпринимательской деятельности

Практикум «Организацион-но –правовые формы предпринимате-льства»

Бизнес. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Как открыть свое дело.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Работа с документами, составление таблицы

11

12

Слагаемые успеха в бизнесе

Основы маркетинга

Источники финансирование бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы  маркетинга

Знать основные термины урока. Уметь различать принципы менеджмента. Развивать умение работать с документами.

Творческая работа

13

14

Экономика и государство

Бюджетно- налоговая (фискальная)политика

Экономические системы. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Эссе

15

16

Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины и последствия

Банки. Роль центрального банка. Основные операции

коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Синквейн

17

18

Занятость и безработица

Государственная политика в области занятости

Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Работа с документами

19-20

Семинар «Мировая экономика»

Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Уметь работать с документами, высказывать свое мнение

Сообщения учащихся

21

22

Человек в системе экономических отношений

Рациональное поведение производителя

Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Решение проблемных задач

23

Повторительно-обобщающий урок «Человек и экономика»

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Индивидуальный и фронтальный опрос

24 - 25

Контрольно-проверочная работа «Человек и экономика»

Тестовые задания в форме ЕГЭ

Контроль  знаний учащихся по данному разделу

                                                                        Проблемы социально- политической и духовной жизни (16 часов)

26

Свобода  в деятельности человека.

Свобода.  Свобода выбора. Деятельность человека. Выбор. Ответственность. Свободное общество. Свобода и ответственность.

Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира.  Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой.

  Эссе

Работа с документами

27

28

Общественное е сознание

Индивидуальное и общественное сознание

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.

Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Работать с учебником.

Тестирование,  документ

29

30

Политическое сознание.

Роль идеологии в политической жизни

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология.  Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология.  СМИ и политическое сознание.

Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Уметь различать два уровня политического сознания.  Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни.

Задания учебника, презентация, работа с документами, эссе

31

32

Политическая поведение

Политический терроризм

Многообразие форм  политического поведения.  Политический терроризм. Регулирование политического поведения

Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются  его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение.

Задания учебника.

33

Политическая элита  

Политическая элита

Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 – х гг.

Тестирование, синквейн

34

Политическое лидерство

Политическое лидерство. Роль  политического лидера. Типы лидерства.

Знать основные положения урока. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства.

Составление сравнительной таблицы.

35

36

Демографичес-кая ситуация в современной  России

Проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация РФ. Неполная семья.

Знать, что такое неполная семья. Уметь характеризовать  современную демографическую ситуацию в России. Уметь работать с дополнительной литературой.

Документы, составление таблиц

37

38

Религиозные объединения и организации в РФ

Проблема поддержания межрелигиозного мира

Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблемы поддержания межрелигиозного мира

Знать, основные положения урока. Уметь работать с юридической литературой.

Документы

39

Повторительно-обобщающий урок «Социально- политическая и духовная жизнь»

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

40 - 41

Контрольно-проверочная работа «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Тестовые задания в форме ЕГЭ

Знать основные термины и определения по теме

Тестирование

                                                                                                                      Человек и закон (25 часов)

42

Современные подходы к пониманию права.

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворче-ский процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

Выборочное оценивание

43

44

Гражданин  РФ

Практикум «Права и обязанности гражданина»

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская  обязанность. Альтернативная гражданок, служба. Права и обязанности налогоплательщика

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства;  что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба,

Ответы на вопросы

45

46

Экологическое право

Экологические правонарушения

Общая характеристик экологического права Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения,  какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений;

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

Выборочное оценивание учащихся

47

48

Гражданское право

Практикум «Защита грражданских прав»

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

 знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

Ответы учащихся

49

50

Семейное право

Практикум «Права и обязанности детей и их родителей»

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак.

Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом, каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с документами

 

51-52

Семинар «Правовое регулирование занятости и трудоустройст-ва»

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу, каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

Тестирование, индивидуальное задание

53

54

Процессуальное право:

Гражданский и

арбитражный процесс

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора,  каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение

суда

Выборочное оценивание учащихся

55

56

Процессуальное право: уголовный процесс

Арбитражный процесс

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

Выборочное оценивание учащихся

57

58

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

Судебное производство

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство.

Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила, каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта

Выборочное оценивание учащихся

59-60

Практикум «Международ-ная защита прав человека»

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

61

Повторительно-обобщающий урок «Человек и закон»

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

62 -63

Контрольно-проверочная работа «Человек и закон»

Контроль  знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

64

Взгляды в будущее

Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения,  называть и характеризовать основные проблемы XXI в.,  объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе

Задания по карточкам

65-66

Итоговая мониторинговая работа

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Тестирование

           График контрольных работ

11 класс

Тема раздела

Вид контроля

Количество часов

Дата

Человек и экономика

Контрольная работа №1 по теме «Человек и экономика»

               2

Проблемы социально-политической и духовной жизни

Контрольная работа №2 «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

               2

Человек и закон

Проверочная работа по теме «Человек и закон»

               2

Итоговая мониторинговая  работа

               2

Таким образом, в течение года:

-4 контрольные работы по четвертям, включая итоговую


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература

  1. Обществознание: учеб. для  учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2014
  2. Обществознание: учеб. для  учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /                [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2014

Дополнительная литература

  1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2010
  2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007
  3. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект – центр, 2010
  4. Медведева В.С., Степанько С.Н. Обществознание: 9 -11 класс. Компакт – диск для компьютера. Разработки уроков. Тестовый контроль. Дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2010
  5. Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
  6. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010
  7. Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова.- Волгоград: Учитель, 2010
  8.  Школьный словарь по обществознанию

Интернет - ресурсы

  1. Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
  2. Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
  3. Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/
  4. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  5. Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
  6. Учительский портал http://www.uchportal.ru/
  7. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/

Приложения


                                                                Критерии оценивания ЗУНов учащихся по обществознанию                                                                            Приложение №1.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (базовый уровень)

Программа по курсу «Обществознание» для 10 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Базовый уровень

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС, дополнена приложением КТП уроков....

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (базовый уровень)

Планирование по обществознанию составлено на основе программы по обществознанию (базовый уровень) авторов Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой и др.,  и в  соответствии с требованиями федераль...

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе (базовый уровень).

Материал может быть использован при составлении календарно - тематического планирования в 6 классе....

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень) по программе Л.Н.Боголюбова.

Рабочая программа по обществознанию(базовый уровень). Составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС,на основе примерной программы, с учетом авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса (базовый уровень).

Материал может быть использован при подготовке планирования курса обществознания для 7 класса по учебнику Боголюбова Л.Н....