Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Плукчи Наталья Ивановна

Разработка

урока обществознания в 9 классе

по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskie_rezhimy_i_problemy_svobody_lichnosti.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального

образования город Краснодар гимназия № 18

Разработка

урока обществознания в 9 классе

по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»

Плукчи Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

ТЕМА УРОКА: Политические режимы и проблемы свободы личности

ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию ключевых компетенций гражданского образования.

ЗАДАЧИ:

Раскрыть сущность политических режимов, определить основные компоненты и разновидности, проанализировать уровень свободы личности в рамках различных политических режимов.

Развивать коммуникативные способности учащихся, умения анализировать тексты учебных пособий. Выполнять задания по материалам ГИА.

Воспитывать творческие способности и критическое мышление учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеопроектор, экран, презентация, учебные пособия ("Обществознание", под. ред. Л. Н. Боголюбова, М., 2013 г., " Введение в политологию", К. С. Гаджиев, Г. В. Каменская и др., М., 2011г., " Политология", И. А. Афонин, Брянск, 2010г.).

ХОД УРОКА:

Здравствуйте ребята!

Присаживайтесь!

Кто сегодня дежурный? Ответ учащихся.

Кто отсутствует в классе? (сделать вид, что отметила в журнале)

Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: " Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?" "да,- ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков". История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого раба-Эзоп.

-О чём говорил знаменитый раб Эзоп? (Ответы детей)

Сейчас я предлагаю прочитать отрывок из письма П. Флоренского, арестованного в 1933г. органами НКВД.

Прошу внимания на экран:

(слайд №1.) дети читают сами. Дать время на чтение.

-Выразите суть письма, одним словом. (Дети называют "свобода")

Учитель пишет на доске слово "свобода" и задаёт вопрос:

-От чего зависит степень свободы в обществе?

(Дети отвечают "политическая система", учитель уточняет у учеников, что такое политическая система и каковы её функции в обществе)

Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ учащихся: о свободе. Вопрос учителя:

от чего зависит мера свободы личности?

Ответ учащихся: это зависит от политических условий, в которых живет и действует личность.

Учитель оглашает тему урока.

Итак, тема урока - “Политический режим и проблема свободы личности”. Слово “свобода” какие ассоциации у вас вызывает? 

Учитель пишет в центре доски слово СВОБОДА, а потом рисует стрелки, записывая ответы детей.

Показать слайд 2.

Ребята, используя собственные ассоциации и информацию, представленную на доске, составьте определение слову "свобода" (работа в группах 1 мин., после обсуждения представители групп озвучивают определение)

А теперь сравним ваши определения с определением, данным в словаре.

Правильно. Попробуйте сформулировать те задачи, которые необходимо решить на уроке. После обсуждения в группах учащиеся называют:

-Определить степень свободы личности в условиях различных политических режимов;

Объяснение нового материала:

В современной политологии принято выделять три политических режима.

- тоталитарный

- авторитарный

- демократический

Рассмотрим тоталитаризм.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Ребята, примеры каких стран с тоталитаризмом вы можете привести? Что вы о них знаете?

Тоталитарными являются режимы, при которых :

- есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

- партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

- доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

- при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

- вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих ( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Ребята, как вы думаете, почему тоталитаризм - исторически обреченный строй?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!!!!!!!!

Каждый человек рождается с определённым запасом здоровья. И этот запас может быть большим, средним, и, к сожалению, малым. Но печалиться, что у вас средний или малый запас – не следует. Главное, не растратить его, а организовать свою жизнь так, чтобы здоровье прирастало. Сейчас мы «прирастим» немного здоровья каждому из вас.

Закройте глаза, прикройте их ладонями. Попробуйте «увидеть» в чём-то заданный цвет. Тот, чьего плеча я прикоснусь, называет, что он увидел ( по 2 человека на цвет).

Жёлтый, зелёный, голубой, чёрный (мало), фиолетовый, синий.

Продолжим. Давайте сразу откроем дневники и запишем домашнее задание:

Второй режим - авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

- опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .

Ребята, подумайте, какие слабые и сильные стороны авторитаризма вы можете назвать? 

 Теперь обратите внимание. На каждом столе лежит документ с высказыванием о демократическом режиме. Внимательно прочитайте его!

Документ 1

О преимуществах демократии

Демократическое устройство существует во многих странах мира. В каждой стране имеются свои особенности и нюансы. Но сущность везде одна – это подлинное народоправство. Демократия сопровождает человечество на длительном отрезке истории человечества. Она имеет корни в самой природе человека. Главное заключается в том, что демократия отвечает стремлению личности к самореализации, стимулирует инициативу, обеспечивает свободу творчества во всех сферах человеческой жизни.

Политическая борьба, плюрализм взглядов и позиций – неизбежное явление цивилизованного общества. Развитие демократии не устраняет противоречий как таковых, но позволяет решать их сознательно, открыто без ущемления прав оппозиции, прав и свобод человека.

Социальные реформы, проведенные в рамках демократического процесса – это лучший способ последовательного разрешения  общественных противоречий.

Вместе с тем, следует отметить, что искусственное насаждение демократии может привести к вседозволенности. До демократии общество должно дорасти и политически и нравственно. И только тогда она будет иметь созидательную силу.

(Малько А.В. , современный российский ученый, юрист)

Документ 2

«Мы требуем для человека свободы во имя безусловного значения человеческой личности, и,  так как в каждом человеке мы должны признать  нравственную сущность, мы требуем в отношении ко всем людям равенства…. Идея общей воли народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с …. Началами равенства и не может быть от них отделена». (Новгородцев П.И. Демократия на распутье.  // Антология мировой политической мысли. – М., 1997, с.415)

 

Ребята, подходит ли текст к тому государству, в котором мы живём?

Попробуйте сформулировать характерные черты демократического режима:

Правильно. Давайте теперь попробуем обобщить то, что мы узнали. Обратите внимание, у каждого на столе есть разрезанная таблица, в которой перемешались характеристики политических режимов. Задача первого ряда выбрать характеристики демократического режима, второго ряда – тоталитарного, а третьего ряда – авторитарного. По мере выполнения задания вы выходите к доске и маркером, который лежит у вас на столе, записываете характеристики на доске.

Работа детей.

Критерии

Тоталитарим

Авторитаризм

Демократия

Принципы организации власти.

Наличие оппозиции

Существование конкурентной партийной системы.

Степень политической свободы, степень принуждения и насилия

Учитель подводит итог работе учащихся, обращает внимание на то, что в обществе чаще встречаются режимы не в чистом виде и, как правило, носят смешанный характер.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Каждой группе учащихся предлагается по одному высказыванию, необходимо высказать свою точку зрения. Все группы сначала приводят по три аргумента, соглашаясь с утверждением, а потом приводят по три аргумента с опровержением данных точек зрения:

1 группа: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей - то властью"                 Платон.

2 группа: “Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных”. (У. Черчилль)

3 группа: “Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого”. (В. Гюго)

ИТОГ УРОКА:

 учитель подводит итог, оценивает работу учащихся, опираясь на мнение в группах, задаёт учащимся заполнить листок рефлексии (на столах для каждого!)

Вопросы для рефлексии                                                Фамилия, Имя ___________________________

Выделите основные формы деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:

__________________________________________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

_____________________________________________________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

__________________________________________________________________________________________________

Что нового я узнал(а) на занятии?

_____________________________________________________________________________

Ребята, спасибо за урок. Вы все сегодня – молодцы. Оценки за урок я выставлю, когда  проверю ваши рефлексии. До свидания.