Технологическая карта "открытия" новых знаний по теме "Деньги"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Представление о роли денег в современном мире и их функциях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_teme_dengi.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - обществознание

Класс  - 7

Тема урока – «Деньги, их функции»

Цель урока: дать представление о роли денег в современном мире и их функциях

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

формировать личностное отношение к действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Словарь урока: деньги, функции денег, номинал, бартер, аверс, реверс, гурт.

Ресурсы урока: видео-отрывок из передачи «Галилео», презентация «Деньги»; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; деньги разных лет (экспонаты из школьного краеведческого музея «Истоки».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

           Деятельность учителя                                            Деятельность учащихся

Орг. момент

(Настрой учеников на учебную деятельность)

Вы пришли сегодня в класс,

Я очень рада видеть вас.

Пусть в дневник летят пятёрки,

И немножечко четвёртки,

Тройки, двойки – не друзья,

Их в дневнике иметь нельзя.

В классе так заведено,

Все мы вместе заодно,

Все мы дружная семья,

Хоть отдельно каждый – я.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Целеполагание

и планирование

«Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Рефлексия и оценивание

Домашнее задание

Продолжают работу курсы молодого предпринимателя. Зачетной работой по теме «Торговля и реклама» была реклама вашего бизнеса.

Сейчас прочитаю афоризмы известных людей истории, а вы догадайтесь, о чем идёт речь.

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже — добытые по наследству, еще хуже — от брата, хуже всего — от женщины.

Древняя Индия

С деньгами и бедность переносить легче.

Альфонс Алле

Если деньги не дают счастья, отдайте их!

Жюль Ренар

Помните, что деньги обладают способностью размножаться.

Бенджамин Франклин

Ребята,  давайте поиграем в игру «Обмен». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки.

Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь

Равноценны ли товары – ГОРШОК и МЕХА, ЯЙЦА и МЕХА?

Со временем люди догадались, сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились эти предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. ЧТО ЭТО? Что Вы хотите узнать о деньгах

   

Так что же означает термин «деньги»? (из словаря стр 154.)

А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?

Напишите в “Корзина чувств».

Просмотр отрывка передачи «Галлилео»

(до слов …..Случилась однажды беда 4.20)

Установите причинно-следственную закономерность (расположить последовательно этапы): разделение труда и возникновение специализации,  трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками, выделение особого товара, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми.  Какие свойства есть у денег?

 

Работа с учебником на стр 181-183 самостоятельно.

Приведите по 2 примера функции денег из литературных произведений или из жизни.  

КЕЙС-технология.    

Просмотр отрывка передачи «Галилео» (с 4.20 и до конца).

- В каком виде бывают деньги?

У вас на столе лежат деньги разных лет. Что можете сказать. Сможете ли воссоздать историческую последовательность появления этих денег?

Работа со статистическими данными на стр. 83-84 рабочей тетради

 

Игра-соревнование «Заработай своим умом»

Мир денег – удивительный и необычный мир.  Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.  

Английский экономист Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

 

Составить синквейн со словом ДЕНЬГИ

 Вспомнить пословицы и поговорки о деньгах

Учащиеся презентуют рекламу своего будущего бизнеса (домашнее задание)

Учащиеся дают ответы.

Записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся производят товарный обмен и выясняют, что товары могут быть не равноценны.

Учащиеся составляют вопросы по ключевым вопросам к слову деньги

Что?  Какие? Когда? Зачем? Сколько?

Записывают  в тетрадях определение “Деньги”.

Дети записывают:  торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

Располагают последовательно этапы перехода от натурального хозяйства к товарному.  

Записывают в виде кластера – свойства денег:

 делимость - способность делиться на части 10 руб =5+5

узнаваемость - легко узнаваемы, тяжелы в подделке

портативность - малы, легки, удобны

износостойкость - имеют продолжительность жизни

стабильность - более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра

однородность - равные количества денег имеют равную стоимость 1 руб=100 к.  

Дописывают кластер –  функции денег:

мера стоимости

средство обращения

средство платежа

средства накопления

мировые деньги

Азбуку Буратино променял на 5 грошей.

Буратино в кассе за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (средство платежа.)

Осталось еще целое богатство – четыре гроша (средство накопления)

Кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (средство накопления)

Учащиеся в парах выполняют задания самостоятельно

Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна.  (мера стоимости).

Задание №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

Дети отвечают на вопрос (монеты, купюры, карточки, чеки)

 Практическая работа «Язык монеты»

Что изображено и написано на монетах, как называются части монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете. 

Номинал – официально объявленная  стоимость монет, ценных бумаг,  бумажных денег, банкнот.  

Гурт - боковая поверхность монеты.

 Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Выполняют задание №8 на стр.84

Решают  историческую задачку с математическим уклоном.

Русская империатрица Екатерина 2 в 1769 г. для ускорения развития торговли ввела в России бумажные деньги, которые можно было свободно обменивать на медные монеты. С простых математических подсчетов объясни выгоду этого решения правительства купцу, идущему на Макарьевскую ярмарку, чтобы купить зерна на 20 тысяч серебряных рублей, учитывая, что 1 серебрянный рубль приравнивался к к рублям меди, а 100 рублей меди весили приблизительно 6 пудов (1 пуд равен 16, 38 кг.)   

Учащиеся отвечают на вопросы тестирования и зарабатывают виртуальные деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическое образование - источник формирования внепредметных знаний.

В правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама ...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

В этой статье я раскрываю свои методы работы по закреплению и развитию профессионально-трудовых навыков учащихся коррекционной школы 8 вида....

Музыкально-педагогические основы технологических знаний в деятельности концертмейстера

Что является слагаемыми успеха концертмейстера и как добиться гармоничного, обеспечивающего оптимальное ансамблевое взаимодействие с солистом, будь то вокалист, вокальная группа, хор и или инструмента...