Урок ОНЗ по психологии "Темперамент" в рамках системно-деятельностного подхода.
план-конспект занятия по обществознанию (6, 7, 8 класс) на тему

Архипова Ирина

Предмет: психология

Класс: 7

Тип урока: открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема: «Темперамент».

Основные цели:

1) сформировать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;

2) развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания;

3) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе открытия нового знания: анализ, синтез, сравнение;

4) ввести понятие темперамент;

5) формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_psihologii_arhipova_i.a.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: психология

Класс: 7

Тип урока: открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема: «Темперамент».

Основные цели:

1) сформировать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;

2) развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания;

3) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе открытия нового знания: анализ, синтез, сравнение;

4) ввести понятие темперамент;

5) формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;

Ход урока

  1. этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Как вы понимаете слова: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку – пожмешь характер, пожнешь характер – пожнешь судьбу!» (Т.е. один раз человек поступил плохо, потом несколько раз повторял данный поступок, это вошло у него в привычку,  и, в конце концов, если не измениться у него проявляется как черта характера)

- Какой у вас сегодня будет урок? (Мы будем открывать новые знания.)

- Да, действительно, сегодня урок открытия нового знания, т.е. вы, будете находиться в учебной деятельности, а что это значит? (Выяснить чего мы не знаем и сами найдем способ.)

- Вы готовы к работе? Начинаем.

- С какими понятиями вы познакомились на прошлых уроках? (Характер и личность, способности)

− Вы продолжаете изучать интересную тему. Какую? (Психология личности)

− Почему так важна эта тема? (Потому что мы часто применяем это понятие в повседневной жизни, эти знания нужны для выбора профессии.)

− С чего надо начать работу? (С повторения.)

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения  в пробном действии.

Работа проводится фронтально.

− Дайте определение личности? (Личность — это конкретный человек с неповторимым сочетанием ее физических, физиологичных и психологических качеств и свойств.)

       -  Из чего формируется личность (Личность человека формируется из:1. ее интересов, потребностей, наклонов, стремлений и идеалов; 2. ее способностей и одаренности;
3. особенностей ее характера.)

− Хорошо. Дайте определение характер? (Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

- Где обнаруживается характер? (Характер человека может обнаруживаться в выборе видов деятельности, в принципах работы, в предпочтении общения с определённой категорией людей, в стиле его общения с окружающими и во многих других проявлениях. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.)

− Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили понятия личности и характера.)

Понятия  с прошлого урока вывешены на доске.

- В глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д. Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Как вы думаете, от чего зависит поведение  этих детей, его реакция на происходящие события?

− Какой этап учебной деятельности это задание поможет вам выполнить? (Это задание поможет нам выполнить первый этап: понять, что мы не знаем.)

− Как вы должны его выполнять? (Самостоятельно.)

− Выполните.

Вася Ф., IV кл. Веселый, жизнерадостный мальчик с самого своего рождения, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался. “Я тебе хорошего пожелал, а ты драться”. До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 1 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2–3 дня у него возникли “уважительные” причины: стихотворение неинтересное, у пего нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

Виктор Г., III кл. Медлителен с самого рождения. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: “Да так...” Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.

Саша Д., II кл. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку с детства. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других.

Лена В., II кл. Девочка подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает  с самого рождения. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” – обычно отвечает с улыбкой: “Очень хорошо!” – хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про “пятерки” радостно объявляет всем в доме. “Двоек” не скрывает, но всегда бодро добавляет: “Это у меня так... случайно...” Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям.

− Поднимите руки, у кого не получилось ответить на вопрос?

− Поднимите руки, у кого получилось ответить на вопрос?

− Вы уверены, что назвали все правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

− Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем, обосновать свои ответы, не можем предъявить эталон.)

− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

3 этап. Выявление места и причины затруднения

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было ответить на вопрос)

− Почему вы пока не справились с заданием? (Мы пока не знаем, что влияет на поведение человека, что, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни.)

− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.

4 этап. Построения проекта выхода из затруднений.

− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Сформировать понятие – темперамент, узнать типы темперамента.)

На доску можно вывесить опорный сигнал:

− Какая тема нашего сегодняшнего урока? (темперамент.)

− Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, что такое темперамент и типы темперамента.)

      − Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.

5 этап. Реализация построенного проекта.

-Познакомимся с каждым из типов темперамента. Для достижения цели вам поможет текст из учебника с характеристикой  стратегий поведения в конфликтах (раздается каждому ученику).

1 тип – холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Все холерики от своей природы характера прирождённые лидеры. Двое холериков не уживутся рядом, так как никто из них не сможет уступить друг другу. Зачастую подобные личности «идут до последнего» даже вопреки здравому смыслу, так как считают, что всё, что они делают, — правильно; их разум может легко затуманить гордыня.

2 тип - сангвиника можно охарактеризовать, как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал.

3 тип темперамента — флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением.

4 тип темперамента — меланхолика  можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений. Меланхолик - это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичен, не настойчив, необщителен. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди - он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется.

- Вы должны поработать с данным текстом и заполнить таблицу.

Памятка-эталон характеристики типов темперамента.

-Работая в группе, анализируя информацию, составьте таблицу в тетрадях, заполняя  столбцы.

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Речь

Общительность

Поведение

Настроение

Отношение к критике

Самооценка

Терпение

- Как вы будете работать? (Мы прочитаем текст, проанализируем каждую тип темперамента, заполним таблицу.)

- Работайте в парах.

При необходимости учащиеся озвучивают правила работы в парах.

Учащиеся в течение 10 минут выполняют задание и составляют памятку-эталон. Затем одна из пар высказывает свою версию эталона, остальные — либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Учитель вывешивает согласованный вариант памятку-эталон:

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Речь

Громкая, резкая, неравномерная

Громкая, живая, плавная

Монотонная, медленная

Тихая, с придыханием

Общительность

Высокая

равномерная

невысокая

Низкая (замкнутость)

Поведение

Страстное, увлекающееся

Энергичное (деловое) или болтливое

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное, реактивное (как ответ на актив-ность других)

Настроение

неустойчивое с преобладанием бодрого

устойчивое, жизнерадостное

устойчивое, без больших радос-тей и печалей

неустойчивое с обладанием пессимизма

Отношение к критике

возбужденное

спокойное

безразличное

обидчивое

Самооценка

Значительная пе-реоценка своих способностей

Некоторая пере-оценка своих способностей

Более реальная оценке своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

Терпение

слабое

умеренное

очень большое

очень слабое


- Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)

- Вы построили новый способ. Что теперь надо сделать? (Вернуться к пробному заданию.)

Ориентируясь на памятку-эталон учащиеся выполняют задание фронтально.

- Вы справились с затруднением?

- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Определять тип темперамента.)

- Что теперь вы будете делать? (Мы будем учиться применять новые знания.)

6 этап. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа организуется фронтально.

- Представим ситуацию:

D:\image001.jpg

- Скажите, что будет делать холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

- А теперь сравним ваши ответы с результатами:

D:\image001.jpg

7этап. Самостоятельная работа для самопроверки.

- Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

- Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

- Вы в начале урока, говорили, зачем нам нужны эти знания, и один из ответов был для выбора будущей профессии. Ваша задача  заполнить следующую таблицу.

Тип темперамента

Выбор профессии

Флегматик

Меланхолик

Сангвиник

Холерик

После выполнения проводится самопроверка по эталону для самопроверки:

Тип темперамента

Выбор профессии

Флегматик

механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик

педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик

Сангвиник

менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.

Холерик

телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

Фронтально обосновывается ход выполнения задания.

- У кого возникло затруднение при выполнении задания?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

       - Вы все молодцы!

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно применять.)

- таким образом, где можно еще применять знания по типам темперамента (в выборе  профессии, в учебе, совместимость типов темперамента)

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- А теперь коротко охарактеризуйте типы темперамента. (Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.)

        - Хорошо. Молодцы.

- Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)

- Ребята, чему новому вы сегодня научились  на уроке? (Определять тип темперамента.)

- Какова была цель? (Сформировать понятие – темперамент, узнать типы темперамента.)

- Вы достигли цели? (Да.)

- Чем вы воспользовались при достижении цели? (Текстом из учебника.)

- Что вы узнали?

- Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)

- Какую задачу вы перед собой поставите? (…)

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке выбросом пальцев по пятибалльной системе. 

− Запишите домашнее задание

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....

Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".

Тип урока: Урок « открытия» нового знания.Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информаци...

Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода

Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного  подхода"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...