Урок по обществознанию "Межнациональные конфликты" 11 класс
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Мурашкина Виктория Владимировна

урок по обществознанию в 11 классе

по теме «Межнациональные конфликты и причины их возникновения»

в рамках метода учебного проекта ( «Целеполагание. Работа в группах»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 11 классе

по теме «Межнациональные конфликты и причины их возникновения»

в рамках метода учебного проекта ( «Целеполагание. Работа в группах»)

Цели урока:  

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы
  • способствовать развитию навыков целеполагания
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности

Оборудование: данные социологического опроса, критерии к работе, учебник, рабочая тетрадь.

        Ход урока:

  1. Начало урока. Оргмомент.

  1. Актуализация знаний:

Учитель: чем мы занимались на прошлом уроке? Что узнали? К какому выводу пришли?

Учащиеся: в нашей школе учатся дети разных национальностей - …

Учитель: Ребята, мы проделали эту работу, потому что мы с вами являемся участниками городского проекта «Россия - многонациональная», который начал свою работу в прошлом году. Мы с вами провели соц. опрос по нашей школе, а учащиеся первой школы  узнали национальный состав жителей нашего города, края и страны в целом. С результатами их работы нас ознакомят.

Учащиеся: выступления.

Учитель: Что мы видим?

Учащиеся: РФ – многонациональное государство, в чем мы убеждаемся на примере школы, города, края.

  1.  Проблематизация:

Учитель: Сейчас наша страна называется РФ. Мы, представители старшего поколения, ваши родители, бабушки, дедушки жили в стране, которая называлась Союз Советских Социалистических республик, в состав которого входило 15 национальных республик: Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Эстонская ССР и др. Жили дружно, бок о бок, не деля, кто украинец, кто русский. Но, как показывает мировая история, на протяжении существования человечества в разных уголках мира время от времени вспыхивали очаги напряженности на почве национальной неприязни. Вы можете вспомнить некоторые факты?

Учитель: привожу примеры. Англия – Ирландия, Израиль – Палестина, Грузия – Осетия, Россия – Чечня.

Почему же люди разных национальностей не всегда могут мирно сосуществовать?

(Пишу на доске – ПОЧЕМУ?) Почему человечество на своем историческом пути столкнулось с национализмом, шовинизмом, геноцидом? Давайте подумаем, почему это происходит. Значит, какова будет тема нашего урока? Помогите мне ее сформулировать.

Учающиеся: помогают.

Учитель: записываю тему на доску: «Межнациональные конфликты»

Этим ограничимся? Или надо что-то добавить?

Учащиеся: добавляют: «Межнациональные конфликты и причины их возникновения».

  1. Организация целеполагания:

Учитель: и какова будет цель нашей работы? Предлагайте варианты.

Учащиеся: предлагают варианты.

Учитель: записываю варианты на доску.

Идет обсуждение, выбираем лучший вариант. Записываем на доску и в тетради.

Цель: найти причины возникновения национальных конфликтов в социальных группах, в обществе.

 Как вы понимаете, общество, социальные группы – это что?

Учащиеся: предлагают варианты. Записываем их на доску. (Мозговой штурм)

  • класс
  • школа
  • компания подростков
  • семья
  • жители города
  • жители страны и т.д.

Идет классификация понятий:

Учитель: мы можем объединить эти понятия по какому-то признаку? Есть между ними что-то общее? Может, по территории, по количеству, по форме?

Учащиеся (или учитель): можно по территории.

Объединение понятий по территории: запись на доску

                  школа                                город                                страна

Учитель: возвращаемся к цели – найти причины возникновения национальных конфликтов в школе, городе, стране.

Я предлагаю выбрать для себя направление работы.

Школа №2

город Бородино

РФ

Учащиеся:  выбирают направление  работы, прикрепляя листочки с фамилиями на доску по разным направлениям (девочки, потом мальчики).

Рассаживаются по группам.

Учитель: задания: четко сформулируйте цель работы вашей группы;

                                подумайте, каким образом вы будете представлять

                                наработанный материал;

                                по каким критериям мы будем оценивать полученные  

                                результаты.

Каждая группа получает листок с заданием.

     

Задание для работы в группе:

  1. Сформулируйте цель работы вашей группы.
  2. Выберите способ поиска информации (2-3):
  • опросник (сформулируйте возможные вопросы)
  • работа со справочной литературой (учебник, энциклопедия)
  • дополнительная источники информации (радио, телевидение, газеты, журналы, Интернет, электронные справочники)
  • интервьюирование знакомых, одноклассников, родственников, специалистов, учителей
  • другое

3. Выберите форму представления наработанного материала:

  • сообщение
  • реферат
  • доклад
  • мультимедийная презентация
  • видеоролик
  • газета
  • плакат
  • другое

4. Выберите выступающего от группы для представления выбранных вами способов и форм работы.

Идет работа в группах.  

Учитель: помогает, консультирует.

Выступление от групп:

1.Цель работы нашей группы…

2.Мы выбрали следующие способы поиска информации…

3.Мы выбрали форму представления материала…

Учитель: давайте определим критерии оценивания ваших работ

Критерии для оценивания результатов работы

Информационные умения

Умение определить цель и поставить задачу

Умение подобрать источники информации

Умение определить метод и способ сбора информации

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе и новейшими

Умение понимать и выбирать информацию

Умение обработать информацию

Умение структурировать информацию

Умение систематизировать информацию

Требования к представленной работе

Соответствие содержания поставленной цели

Грамотность изложения

Качество оформления работы

Использование различной наглядности (графики, схемы, таблицы)

Составление плана доклада

Распределение собранного материала в логической последовательности

Оригинальность решения проблемы

Презентационные умения

Навыки монологической речи:

- лаконичность речи;

- последовательность в изложении;

- убедительность речи;

- отсутствие речевых ошибок.

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Умение уверенно держать себя во время выступления

Соблюдение времени выступления (5-7 мин).

Учитель: предлагаю представителю от группы озвучить выбранные вами критерии

Учащиеся:  презентация полученных результатов.

Учитель: давайте уточним ваше домашнее задание

Учащиеся: говорят – «Мы будем искать причины межнациональной розни и конфликтов».

Рефлексия

Учитель: что мы сегодня делали на уроке?

Учащиеся: мы учились ставить цель и планировать свою действия для достижения этой цели

Учитель: Что нам помогло это сделать? С помощью чего мы это делали? Все ли нам удалось?

Учащиеся: работа в группах, коллективное обсуждение,…

Учитель: выскажите мнение по поводу нашего урока, работы в группе.

Учащиеся: говорят.

Учитель: Спасибо за работу. Успехов в выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....