Финансовая грамотность и история денег.
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему

Белова Ирина Викторовна

Доступная и полезная информация, которая касается истории развития денежного обращения в нашей стране и основ финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_finansovoy_gramotnosti.pptm2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок финансовой грамотности Выполнила Белова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МСОШ № 2 г. о. Тейково

Слайд 2

История денег в нашей стране В нашем государстве начиная с древнейших времен в качестве денег использовались различные украшения. В VIII-IX вв. на территорию Древней Руси были завезены арабские дирхемы. Они изготавливались из серебра. Местное население дало собственное название дирхемам - куны или ногаты. Для удобства размена куны делились пополам и назывались «резаной». Самой мелкой разменной единицей была «вешка», приравненная к 1/16 куна. В конце X века Владимир Святой попытался создать собственные деньги. Они изготавливались из золота и серебра. Они назывались – златниками и серебряниками. На них изображался трезубец как символ власти Рюриковичей и сам князь Владимир. В период монголо-татарского ига наиболее распространенной стала татарская «деньга». В качестве собственных средств использовались слитки серебра или гривны. Для удобства использования они раскатывались в длинную заготовку и рубились на части, часть гривны называлась «рубль». На одну гривну приходилось 10 рублей и потому сложилась десятичная система деления денег. По этой системе 1 рубль делился на 10 гривенников, а каждый гривенник делился на 10 копеек.

Слайд 3

Собственные деньги на Руси появились только в XV веке. При этом старый гривенник вытягивали в серебряную проволоку и делили на небольшие кусочки, после этого каждый кусочек расплющивали в монету. Мелкая монета из серебра была обозначена рисунком мечника на коне. В народе ее прозвали «мечевая». Более крупный номинал был большего веса и выделялся рисунком всадника с копьем – это была копейка или «копевые» деньги. Самые мелкие деньги ходившие в ту пору назывались «полушка». Это название нашло отражение в поговорке - «за морем телушка полушка, да рубль перевоз». Золотых монет вплоть до XVII века на русской земле фактически не было. Не был отмечен год выпуска, не соблюдалась круглая форма. Дату стали чеканить лишь при царе Федоре Ивановиче. При Петре Первом начался выпуск монет в 1 рубль для размена выпускали полтинники, полуполтинники (четвертаки) , гривенники, пятаки и алтын. Гривенник = 10 копейкам. Первые бумажные деньги появляются при Екатерине II . Железные деньги были весьма неудобны при переноске. Были выпущены номиналы в 25, 50, 75 и 100 рублей, которые можно было обменять на равное количество медных денег в специально созданных банках в Москве и Петербурге.

Слайд 4

Вплоть до конца XIX века изменений в деньгах не было. Затем была проведена денежная реформа Витте С. Ю. По которой новый рубль = 17, 424 долям золота. В обороте ходили империалы на 10 и 5, и копеечные знаки по 50, 25, 20, 15, 10, 5 копеек. В 1917 году были выпущены т. н. «керенки». По сути это были большие листы бумаги номиналом в 20 и 40 рублей., а затем в 5 и 10 тысяч рублей. Это была гиперинфляция. В 1922 году появился новый вид денег – советский червонец, т.е. банковский билет обеспеченный золотом. Советский червонец = 10 дореволюционным золотым рублям. Затем появился советский рубль . Была выполнена жесткая привязка к золоту в соотношении 0, 774236 граммов золота за единицу. Для деления вводились серебряные монеты - 10, 15, 20 и 50 копеек и медные номиналом 1, 2, 3, 5 копеек. В 1931 году серебро заменили никелем. В 1961 году была проведена новая денежная реформа установившая новый дизайн и номинал денег. После этого особых изменений не предпринимало вплоть до распада СССР в 1991 году. В 1998 году была проведена замена старого объема дензнаков на новые, параллельно проводилась деноминация. В 2000-е гг. Вводились лишь поправки в степень защиты, в 2006 году вышла купюра в 5000 рублей.

Слайд 6

Перейдем к экономической теории Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Деньги обладают следующими свойствами: Делимость; Узнаваемость; Портативность; Износостойкость; Стабильность; Однородность.

Слайд 7

На основе функций денег сформулирован закон денежного обращения, устанавливающий зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, взаимополагающихся платежей и скорости обращения денег.

Слайд 11

Электронные деньги – под ними понимают системы хранения и передачи как традиционных валют, так и негосударственных частных валют. Обращение электронных денег осуществляется как по правила ЦБ, так и по правилам негосударственных платежных систем. Электронные деньги часто воспринимаются не как безналичные деньги. Электронные деньги существуют в двух типах: На базе сим-карт; На базе Сетей. Электронные деньги есть анонимные, т.е. неперсонифицированные, без идентификации пользователя и неанонимные, т.е. с идентификацией пользователя. Электронные деньги могут быть фиатные – они обязательно выражены в одной из государственных валют и являются разновидностью денежной единицы платежной системы одного из государств. Электронные деньги на базе сетей PayPal и на базе сим-карт Visa Cash

Слайд 12

Электронные деньги – нефиатные. Они представляют собой электронные единицы стоимости негосударственных платежных систем. Нефиатные электронные деньги существуют на базе сетей Яндекс. Деньги или Qiwi

Слайд 13

Д еньги имеют свойство обесцениваться Это явление называется инфляция. Инфляция – это обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Основные источники инфляции – повышение номинальной заработной платы, увеличение цен на сырье и энергию, вследствие чего нарушается механизм предложения, увеличение налогов. Различают два типа инфляции: Инфляция спроса - равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса; Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства вызывает рост цен на товары и услуги. Инфляция ведет к замедлению экономического роста. Нулевые темпы роста экономики свидетельствуют о стагнации. Если застой сопровождается инфляцией, то такое состояние называют стагфляцией. Виды инфляции: Умеренная – цены поднимаются в умеренном темпе до 10 % в год; Галопирующая – быстрый скачок (галоп) цен, примерно 100-150% в год; Гиперинфляция – сверхвысокий рост цен, до 1000% в год. Последний вид инфляции самый опасный, он способен развалить экономику страны.

Слайд 14

Исторических примеров инфляции великое множество. Так, во время американской революции покупательная способность денег падала с 1 доллара до 2,5 цента. А в Германии в 1923 году нужно было потратить 726 тысяч марок для покупки того, что в 1918 году можно было купить за 1 марку. В Австрии максимальный рост цен в 1921-1922 годах за месяц составил 134%. Самая большая инфляция наблюдалась в Зимбабве – в 2007 году она составила 3700%, а в 2009 году - 231 000 000% в год. В России в 90-е гг. XX века потребительские цены выросли в 26 раз, а производственные в 34 раза.

Слайд 16

В экономической политике, направленной против инфляции, различают два подхода – приспособление к инфляции и ее ликвидацию антиинфляционными мерами. Адаптационные меры – индексация доходов, контроль за уровнем цен. Ликвидационные меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Если указанные меры не помогают, по проводят денежную реформу. Денежная реформа – это полное или частичное изменение денежной системы страны. Наименование метода Его сущность Дефляция Сокращение денежной массы путем изъятия избыточных денег при повышении стоимости оставшихся. Деноминация Укрупнение денежной единицы денежной единицы путем обмена старых дензнаков на новые. Девальвация Уменьшение золотого содержания денежной единицы или снижение ее обменного курса по отношения к валюте. Ревальвация Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы. Нуллификация Объявление старых дензнаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу.

Слайд 18

Сколько стоили товары народного потребления в СССР Название товара стоимость Коробок спичек 1 копейка Стакан кваса из бочки или стакан Газированной воды с сиропом 3копейки Детская книжка 5 копеек Соль 1 кг 5-10 коп Картофель 1 кг 10 коп Мороженное «Эскимо» 11 коп Морковь 1 кг 12 коп Мука 1 кг 16 коп Треугольный пакет молока 0,5 л 16 коп Мороженное «Пломбир» в стаканчике 16 коп Батон белого хлеба «Нарезной» 25 коп Билеты на киносеанс 25-50 коп Пачка маргарина 0, 25 гр. 25-50 коп Литр бензина АИ-76 30 коп

Слайд 19

«Пепси» 0, 33 л 30 коп Кефир 0,5 л 30 коп Консервы рыбные «Килька в томате» 33 коп Литр бензина АИ-93 40 коп Майонез в банке «Провансаль» 45 коп Гречка 1 кг 46 коп Банка сгущенки 55 коп Шоколад «Аленка» 90 коп Сахарный песок 1-й сорт 90 коп Яйцо куриное 1-й категории 90 коп Сахарный песок высший сорт 94 коп Ежемесячная плата за детский сад 1 р. 50 коп Масло подсолнечное 1 л 1р. 65 коп Колбаса «Чайная» 1р. 70 коп Мясо свежее 1 кг 2 р. Колбаса «Докторская» 2 р. 30 к Торт «Сказка» 2 р. 64 к

Слайд 20

Водка «Московская» 2 р. 87 к Мясо говядина 1 кг 3 р. Конфеты 3-7 р. Масло сливочное 1 кг 3 р. 50 к Утюг 5 р. Полукопченая колбаса 6 р. Пододеяльник 215*143 9 р. 70 к Часы женские ручные 13 р. Велосипед детский 15 р. Туфли женские 25-30 р. Сапоги женские осенние 40 р. Сапоги женские зимние 82 – 110 р. Пальто 111-150 р. Холодильник «МИНСК-16» 300 р. Телевизор цветной 430 р.

Слайд 21

Шкаф 3-х дверный полированный 127 р. Мотоцикл «Ява-350» 600-1100 р. Мотоцикл «Урал» 1400 р. Автомобиль «Москвич-412» 4987 р. Автомобиль «ВАЗ-21011» (копейка) 6000 р. Автомобиль «ГАЗ-24 Волга» 9200 р

Слайд 22

Кредит - это ссуда в денежной форме или товарной форме, представляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кредитом. Принципы кредитования: Срочность – кредит предоставляется на определенный срок; Платность – банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент по кредиту); Возвратность – банк проводит работу по оценке кредитоспособности заемщика, т.е. способности вовремя вернуть кредит; Гарантированность – банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует от него денег.

Слайд 25

Формы кредита Кредиты могут быть: Натуральный кредит (инвестиционные товары, потребительские товары, сырье, ресурсы, предметы производственного потребления); Денежный кредит (денежный капитал, акции, векселя, облигации и пр.); Краткосрочный (до 1 года); Среднесрочный (от 2 до 5 лет); Долгосрочный (от 6 до 10 лет); Долгосрочный специальный (от 20 до 40 лет); Ипотечный (предоставляется в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды под залог недвижимости); Потребительский (предоставляется частным лицам на определенный срок от 1 до 3 лет под определенный достаточно высокий процент; Коммерческий (предоставляется одними хозяйственными субъектами другим в виде продажи товаров, это кредит товарами); Банковский (предоставляется кредитно-финансовыми организациями любым хоз . субъектам); Государственный (предоставляется государством населению и частному бизнесу в виде ссуды); Межгосударственный.

Слайд 26

Ипотека – это тяжелое бремя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Урок финансовой грамотности в 7 классе по теме "Происхождение денег"

Товар в виде денег придумали наши предки. Рассказ о появлении, роли и названиях денег....