Рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме:
рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль

Лина Сергеевна Овчаренко

рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
10_kl_profil_3_chasa.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская гимназия № 5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________

                                   Болмазова Е.В.

«___» _________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию________________________________________________

Класс 10-в_________ _______________________________________________

Учитель Овчаренко Лина Сергеевна_________________________________

Срок реализации 2012 – 2013 учебный год____________________________

Количество часов в неделю 3________________________________________

Количество часов в год  102_________________________________________

Тип школы гимназия______________________________________________

Особенность класса 10-б- социально-гуманитарный профиль___________

Автор программы Л.Н.Боголюбов, Н.Л. Городецкая, Л.Ф.Иванова». «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторы: - М.: «Просвещение, 2010.

УМК Учебник «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009; Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова; Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2007._____________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень)  и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов,  Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.

 При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

    - Учебник «Обществознание. 10 класс: профильный уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;

     - Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

     - Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

     - Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2010 – 2011 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.  

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
      Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.   

  Данная Рабочая программа предназначена для использования в 10Б (социально-гуманитарном) классе средней общеобразовательной школы, изучающего обществознание на профильном уровне.

Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:

- сокращение  на 3 часа (с 105 до 102 часов, предусмотренных учебным планом),

- использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов):

Расширение программы

Тема

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов

в рабочей

программе

Цель изменения

1

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

12

15

Уделить особое внимание  основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии.

2

«Общество и человек»

20

24

Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический.

3

«Деятельность как способ существования людей»

8

13

С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

4

«Сознание и познание»

14

21

Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии,  философии науки.

5

«Личность. Межличностные отношения»

26

29

Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения -  через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание  специфике общения в современном мире.

Резервное время

25

-

Итого:

105

102

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)

10 класс (профильный уровень)

      Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12ч.+3 ч.=15ч.)

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

 Добавлены темы:  «Специфика философского знания», «Мотивы выбора профессии»,  «Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность»

 Т е м а  2. Общество и человек (20ч.+4 ч.=24ч.)

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

      Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Добавлены темы:  «Общественные отношения», «Сферы общественной жизни», «Восток и Запад в диалоге культур», «Факторы изменения социума».

   

  Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (8ч.+5 ч.=13ч.)

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

 

 Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».

   

  Т е м а  4. Сознание и познание (14ч.+7 ч.=21ч.)

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

      Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

       Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

      Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

       Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».

   

  Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (26ч.+3 ч.=29ч.)

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

       Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

      Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

       Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

       Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
      Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

       Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

       Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

       Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                        

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  3. основные социальные институты и процессы;
  4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  2. осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  3. анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  4. сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  5. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  6. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  7.  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  8. формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  9.   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  10.   подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  11. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  12. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

         

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
  2.  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
  3. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  4. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  5. нравственной оценки социального поведения людей;
  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  7. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  8. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс (профильный уровень)

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  п  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Наука и философия

3.09-8.09

2

Специфика философского знания

3

Человек и общество в ранних мифах

4

Человек и общество в  первых философских учениях

10.09-15-09

5

Философия и общественные науки в Новое время

6

Философия и общественные науки в Новейшее время

7

История русской философской мысли

17.09-22.09

8

Философские искания XIX века

9

Философская мысль XX века

10

Деятельность в социально-гуманитарной сфере.

24.09-29.09

11

Мотивы выбора профессии

12

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности

13

Профессиональный выбор

01.10-06.10

14

Повторительно-обобщающий урок:

Социально-гуманитарные знания

15

Повторительно-обобщающий урок:

Профессиональная деятельность

16

Т е м а  2. Общество и человек (24 ч.)

Происхождение человека

08.10-13.10

17

Становление общества

18

Сущность человека как проблема философии

19

Социальная сущность деятельности

15.10-20.10

20

Общество как среда обитания человека

21

Общественные отношения

22

Общество как развивающаяся система

22.10-27.10

23

Сферы общественной жизни

24

Типология обществ: Традиционное общество

25

Индустриальное общество

29.10-03.11

26

Контуры современного общества

27

Восток и Запад в диалоге культур

28

Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций

12.11-17.11

29

Теория общественно-экономических формаций

30

Теория постиндустриального общества

31

Исторический процесс

19.11-24.11

32

Факторы изменения социума

33

Прогресс и регресс

34

Критерии прогресса

26.11-01.12

35

Многообразие путей и форм общественного развития

36

 Свобода в деятельности человека

37

Свободное общество

03.12-08.12

38

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

39

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

41

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (13 ч)

 Деятельность людей

10.12-15.12

42

Виды деятельности

43

Создание и освоение духовных ценностей

44

Духовная жизнь общества

15.04-20.04

45

Трудовая деятельность

46

Человеческий фактор производства

47

Социальное партнерство

17.12-22.12

48

Политическая деятельность

49

Политические действия

50

Легитимность власти

24.12-29.12

51

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

52

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

53

Т е м а  4. Сознание и познание (21 ч)

Проблема познаваемости мира

14.01-19.01

54

Познание как деятельность

55

Сущность и формы рационального познания

56

Объективность истины

21.01-26.01

57

Критерии истины

58

Истина и заблуждения

59

Многообразие путей познания мира.

Миф и познание мира

28.01-02.02

60

Народная мудрость и здравый смысл

61

Познание средствами искусства

62

Особенности научного познания

04.02-09.02

63

Методы научного познания

64

Научные революции

65

Социальное познание

11.02-16.02

66

Основные принципы социального познания

67

Социальные науки

68

Что такое сознание

18.02-23.02

69

Сущность и особенности общественного сознания

70

Что такое самосознание

71

Самопознание и развитие личности

25.02-02.03

72

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

73

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

74

Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (29 ч)

Индивид, индивидуальность, личность

04.03-09.03

75

Структура личности

76

Периодизация развития личности

77

Возраст и становление личности

11.03-16.03

78

Социальное поведение

79

Жизненные цели

80

Социальная установка

18.03-23.03

81

Коммуникация или общение

82

Общение как обмен информацией

83

Общение как взаимодействие

84

Общение в юношеском возрасте

01.04-06.04

85

Общение как понимание

86

Стереотипы и «эффекты восприятия»

87

Малые группы

08.04-13.04

88

Референтные группы

89

Интеграция в группах разного уровня развития

90

Межличностная совместимость

22.04-27.04

91

Конформное поведение

92

Групповая дифференциация

93

Лидерство

29.04-04.05

94

Семья как малая группа

95

Гендерное поведение

96

Неформальные молодежные группы

06.05-11.05

97

Криминальные группы

98

Структура и динамика конфликта

99

Поведение личности в конфликте

13.04-18.05

100

Как разрешать конфликты

101

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

102

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

20.05-25.05

102  часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплект

  1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
  3. Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
  4. Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.
  6. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.

Литература для учителя

  1. Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.
  2. Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.
  3. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.

Литература для учащихся

1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.

3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.

4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методической

кафедры гуманитарных наук

от 30 августа 2012г. №1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________Е.В. Фурина

от 31 августа 2012г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Рабочая программа по обществознанию ( профиль) 10—11 кл. к учебнику Л. Н. Боголюбова.

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (...

рабочая программа по обществознанию (профиль)

рабочая программа разработана для профильного обучения в классах социально-экономического профиля. Программа для 10 клас...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков ...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков ...

рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль

рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль

рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профиль)

Рабочая программа составлена к курсу обществознания 10-11 (профильный уровень) к учебнику  Боголюбова Л.Н.,расчитан...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год

Рабоча программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный г...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учеб...

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

   Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школ...