Классный час по обществознанию (7 класс) по теме:
Внеклассное мероприятие "Рубцом на сердце лёг Афганистан..."

Куликова Наталья Николаевна

Внеклассное мероприятие, посвященное выводу войск из Афганистана.

Скачать:

ВложениеРазмер
rubcom_na_serdce_leg_afganistan.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

«Рубцом на сердце лег  Афганистан…»

Класс: 7-9

Время: 45 минут

Вид мероприятия: внеклассное мероприятие.

Предмет: обществознание, история.

Цели:

  1. познакомить  учащихся с историей советско-афганской войны;
  1. воспитание патриотизма, чувства гордости за воинов, свято выполняющих свой долг.

Оборудование и оформление: проектор, компьютер, вырезки и статьи  из районной и областной газет  о воинах-афганцах,

Ход мероприятия.

15 февраля   мы отмечаем День воина – интернационалиста, и сегодня наш урок посвящен этой дате.

1. Вступление.

 Снежные вершины гор вокруг Кабула. Колоритная экзотика - глиняные дувалы (высоченные заборы), население в национальной одежде, бескрайние цветущие маковые поля, пронзительный крик ишаков и испепеляющее солнце - все это Афганистан. (слайд № 2-8)

Афганистан - исламское государство, площадь которого 652 тыс. км2 (меньше площади Красноярского края). Есть природный газ, нефть, уголь. Экспортирует (вывозит) фрукты, орехи, ковры, шерсть, хлопок, драгоценные и полудрагоценные камни, нелегально - опиум. Афганистан - одно из беднейших государств мира. (слайд № 9)

2. История начала советско-афганской войны

 После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства,
фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество с СССР было очень
тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а
многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свергнута
монархия. Обстановка в государстве была неспокойной. Лидеры Афганистана
неоднократно обращались к правительству СССР, с просьбой направить в Афганистан
войска. Речь шла о небольших подразделениях, призванных, в частности, обеспечить
охрану афганских руководителей и помочь вести операции против повстанцев-
моджахедов.
Утром 28 декабря 1979 года в Кабул стали прибывать советские войска
(слайд № 10 ), которые  оказались втянуты в разгоревшуюся на территории страны гражданскую войну. Ограниченный контингент выступал на стороне афганского правительства, в то время как вооруженной оппозиции - душманам и моджехадам - помогали военные специалисты из США, Пакистана и ряда стран - членов НАТО.

14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода советских войск из Афганистана. СССР и его союзники оказались в изоляции. Эпоху «разрядки» опять сменила «холодная война». Против агрессии протестовали и в Советском Союзе. Известный правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров открыто выразил своё несогласие и был отправлен в ссылку в Горький (Нижний Новгород). (слайд №11 ) Советское руководство было уверено, что за несколько месяцев все проблемы будут решены. Однако ограниченный контингент не смог изменить ситуации в стране. И эта война растянулась на долгие 10 лет.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. (слайд № 11-17)

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА(демократической республики Афганистан).

май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из- за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

январь 1987 г. - февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

3.  Доблесть и мужество советских воинов.

Советские в Афганистане всегда были чужие.

Душманы яростно ненавидели русских и жестоко расправлялись с нашими ребятами,
попавшими в их звериные лапы.
                                   
Песня о плене в Афганистане «Синяя река».        

«Беда случилась с группой из восьми молодых солдат. Их под командованием необстрелянного сержанта отправили на добычу камня для хозяйственных нужд. Вырвавшись на волю подальше от начальственных глаз, они, понятное дело, расслабились и разомлели под кинжальными лучами чужого солнца. Посовещавшись, решили единогласно: задачу выполняем за полтора часа вместо отведенных четырех, а остальное время отдохнем в тенечке и выспимся. Наскоро надолбив необходимую кучу и закидав ее в кузов, бросили на пальцах, кому быть часовым. Часовой залез в кабину с открытыми дверями. Друзья расположились на травке. Через двадцать минут, раскиснув от непривычной жары, все спали по-детски крепко, с причмокиванием. Первым легким пинком в живот был разбужен сержант. Приветливо улыбающийся «дух», ровесник нашего вояки, приложил палец к губам и поманил: «Вылезай!» Осоловевший и разомлевший, ничего не соображающий от перегрева парень с овечьей покорностью выполз из-под машины. Ему тут же залепили рот кляпом и связали. Остальных выволакивали из тенечка точно так же. Расправа была изощренной и бесчеловечной: сержанта посадили на кол, его руки, связанные за спиной, непроизвольно, от боли переломали себе все пальцы. Сержант молчал даже в момент агонии. Оставшимся  поочередно отрезали головы и сложили пирамидкой на кабине взглядами на восток. Но одного солдата оставили живым. Его, сошедшего с ума, привязали собачкой к сержантскому колу, и спешно исчезли, забрав отрезанные уши для отчетности.»

***

Не сон, а явь. В горах Афганистана,

Охваченные мстительным огнем,

Душманы гульбеддиновского клана

Его казнили августовским днем.

Веселый парень из деревни вятской,

Девятидневный новичок войны,

С кровавою налобною повязкой

Стоял он возле каменной сосны.

Глядел в чужие дымчатые дали,

Короткой жизни подведя    итог,

А моджахеды яростно рыдали,

Протягивая руки на восток.

И тени зла сменяли тени   страха

На пыльной коже смуглого лица.

Они просили гневного Аллаха

Простить их за распятье пришлеца.

Из-за рядов неторопливо вышел

И приказал хозяин-феодал:

—        Отрезать ему уши — чтоб не слышал,
Глаза повыжечь — чтобы не видал.

И распластали грудь ему ножами

И вырезали сердце из груди.

И, как шакалы, палачи визжали:

—        Вовек, гяур, сюда не приходи!

Одну из веток дерева пригнули,

Подвесили солдата на сосне.

А сердце в пропасть ближнюю швырнули

И сгинули в вечерней тишине.

Сосна его растерянно качала.

Немела ночь. Ни звуков. Ни огней.

А сердце все настойчивей стучало

Из-под неостывающих камней.

И все ему, бессмертному, внимало —

И тот орел, что вымерял простор,

И тот овраг, с прожилкой речки малой,

И тот аул, что прятался меж гор.

И травы, омертвевшие когда-то,

Очнулись вновь и дружно в рост пошли.

Как будто сердце русского солдата

Вдруг стало сердцем выжженной земли.

              ***                                                 Александр Артамонов

Солнце, тёплая вода,        

Пыль и скалы, крик шакала.

По пятам идёт беда

И рука стрелять устала.

Перегретый автомат,

Грязный бинт и боль в суставах,

Магазин и пять гранат,

Всё, что у тебя осталось.

Рядом друг, ещё живой,

Налетевший на растяжку.

Страшный, без руки, слепой.

Кровь на порванной тельняшке.

За камнями смерть в чалме

Незаметно притаилась.

Охраняет их Аллах.

Нас же, видно, Бог покинул.

Всё, дружок, кольцо в руке.

Мы живыми не сдадимся!

Нам всего по двадцать лет,

Не придётся нам жениться.

Магазин уж пуст давно,

Лишь граната между нами...

Жаль, что это не кино,

Мы с тобой в Афганистане...

Наземный таран    

Дмитрий Михальцев

Молча идет разведвзвод, горы смотрят хмуро.

Ветер в ущелье поет, попискивает гарнитура.

Скоро будет привал, он же точка отсчета.

Надо закрыть перевал, это наша работа.

Вдруг застучал пулемет, воздух взорвался вскрикам.

Град посыпал с высот, захохотало лихо.

Взвод раскидало огнем, парни в камни цеплялись.

Все конец не уйдем, пули в мясо впивались.

Над боем завис вертолет, пыль разогнав винтами.

В часть возвращался пилот, усталый с задания.

Видя такой расклад, помочь пацанам решил.

И выпустил боезапас, по тем кто пулями шил.

Все замолчал пулемет, взвод окопаться успел.

И полезли вперед, все кто в ущелье сидел.

 Вертушку подбили в бою, но можно еще дотянуть.

 Спрятав совесть свою, бросить парней и в путь.

Но полный злобы и ран, зубами скрипнул пилот.

И пошел на наземный таран, собой закрывая проход

4. Статистика. (слайд № 18)

 620 тысяч солдат и офицеров прошли службу в Афганистане. Ранено, контужено, травмировано – более 53 000 человек. 13 836 человек  - погибли, 11 тысяч остались на всю жизнь инвалидами, 415 человек оказались в плену или пропали без вести, и только 130 военнопленных смогли вернуться на Родину.

Ребята умирали не только в боях. Болезни, распространенные в этой экзотической

местности «косили» всех без разбора. Гепатит, тиф, дизентерия навсегда подорвали

здоровье бывшим «афганцам». Представители почти 20 национальностей Советского

Союза воевали за чужой мир. Поддерживали престиж своей Родины.

Совсем еще мальчишки они прошли сквозь ад и кровь. Они видели предательство и

дружбу, подлость и благородство, безысходность и храбрость.

«Чёрные тюльпаны» - так называли цинковые гробы с телами убитых воинов.

«200» - на языке Министерства Обороны обозначало «наличие трупа

военнослужащего»

«300» - «наличие раненого»

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета.

На поддержку кабульского режима из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

На содержание 40-ой армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.

5. Каргасокский район в Афганской войне.

В Томской области более 1600 ветеранов Афганистана. 55 томичей погибли на афганской земле.

Из Каргасокского военкомата были призваны служить в Афганистане  43 человека. Имена пяти воинов, погибших в горячей точке, высечены на стеле в Парке Победы. Это имена Юрия Перемитина, Олега Борзилова, Станислава Егорова, Сергея Чернова, Александра Филиппи.

Станислав Егоров (Каргасок) был призван на военную службу 21 октября 1985 года. В декабре 1986 года был назначен командиром отделения разведки. Звание -младший сержант. Награжден медалью за отвагу. Выполняя гражданский и интернациональный долг, проявляя стойкость и мужество, в одном из боёв был тяжело ранен. Представлен к награде - ордену Красного Знамени (посмертно). (слайд № 19)

Юрий Перемитин  (Староюгино) 4 июля 1986 года батальон, в котором служил Юра, выполнял боевую задачу по сопровождению колонны автомашин с грузом по трассе Кабул - Тордез. Машина, командиром которой он был, шла в голове колонны. Внезапно под его машиной раздался взрыв радиоуправляемой душманской мины. Юрий и трое его боевых товарищей с тяжелыми ранениями были доставлены в госпиталь. 7 июля от полученных ран Юрий скончался. Юрий Алексеевич Перемитин был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Олег Борзилов  (ВОСТОК) служил в разведроте. С детства мечтал стать летчиков. Дважды пытался поступить в летное училище в г. Ставрополь, но первый раз не добрал баллов, на второй раз подвело зрение. Третьей попытки сделать Олегу не довелось. Он

Погиб,  не дожив до своего двадцатилетия. Погиб так и не став летчиком, так и не узнав, что за тот последний бой был награжден орденом Красной Звезды. До поездки домой ему оставалось всего 140 дней.

Чернов Сергей (Средний Васюган) и Филиппи Александр – эти ребята учились в школах нашего района, но окончив школу, уехали и похоронены по месту своего последнего жительства.

Александр Филиппи родился в 1954 году. С 1961 по 1971 годы учился в первой школе.

Одноклассники Александра говорят, что был он вежливым и доброжелательным ко всем, кто его окружал. После школы служил в армии в десантных войсках, а затем окончил Сызранское военное летное училище. В 1982 году был направлен в республику Афганистан.

Погиб при исполнении боевого задания 11 сентября 1982 года (слайд № 20 )

В разных городах нашей страны воинам – интернационалистам поставлены памятники. (слайд № 21-25)

Почтим память воинов - интернационалистов минутой молчания. Прошу всех встать! (слайд №  26)

6.        Боевая авиация.  (слайд № 27, 28)

Война в Афганистане стала настоящим испытанием для советской боевой авиации, причем основная нагрузка легла на вертолетчиков. Именно винтокрылые машины  МИ -24, МИ – 6, МИ -8 стали универсальным инструментом в решении разнообразных задач над горно-пустынными районами этой страны. Атака целей, разведка, эвакуация раненых, доставка боеприпасов и продовольствия - все это способны выполнить только вертолеты.

В условиях Афганистана важнейшее значение приобрели ретрансляторы, с помощью которых обеспечивалась радиосвязь между штабом 40-й армии и разбросанными по стране гарнизонами, велось управление боевыми и поисково-спасательными операциями. Самолёты Ан-26РТ практически постоянно «висели» над Кабулом, сменяя друг друга в воздухе. Обычная суточная норма налета для одного экипажа составляла 5 часов, но в дни крупных операций, когда одновременно работало несколько ретрансляторов, авиаторам приходилось проводить в воздухе в два раза больше времени.

Медицинские Ан-26М занимались, в основном, доставкой тяжелораненых с различных аэродромов в Ташкент. Интересно, что в Афганистане эти самолеты называли и «Скальпель», и «Таблетка»

Транспортные Ан-26 участвовали в снабжении войск, перевозках личного состава, занимались доставкой почты, служили штабными машинами.

 Песня о вертолётах. (слайд № 29 )

Стих. «Баллада о Ми -8»

7.        Мирное соглашение.

14 апреля 1988 г. в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании и объявлено, что советские войска покинут страну. (слайд № 30)

Б.Уранов

***

В последний раз взлетаю над Кабулом.

Домой! Домой! Теперь уж навсегда.

Ночь звездами полна и реактивным гулом.

И где-то в ней горит моя звезда.

Крен на пределе, нервы на пределе.

И перегрузка не поднять руки.,

Вы помните меня, березы, сосны, ели?

Вы от меня, как звезды далеки.

Граница! Родина! А значит, будем живы.

Теперь дождется нас аэродром.

Друг другу улыбаемся счастливо,

Гори, моя звезда, греми, салютный гром!

15 февраля 1989 г. командующий ограниченным контингентом генерал Борис Громов последним перешёл пограничную реку Пяндж. Война была окончена. (слайд № 31 )

Песня «Ну вот и кончилась война»

Людям на войне

Расчехлите души. Зачехлите пушки. Люди, разве можно победить войну? Это так же сложно, как вернуть старушке Молодость пригожую, девичью весну Зачехлите пушки. Расчехлите души. Люди, каждый выстрел это самострел. Хватит настороженно барабаны слушать, И ходить восторженно строем на расстрел Зачехлите пушки. Расчехлите души. Может быть, солдатские сбросим сапоги? На ноги наденем что-нибудь получше, И поможем чем-нибудь тем, кто без ноги? Люди, перестаньте барабаны слушать! Люди, будем живы в море и на суше! Самоистребление участь не из лучших, Зачехлите пушки! Расчехлите души!

8. Заключение.

Война не нужна никому, она приносит только страдания всему роду человеческому. И надо постараться сделать все возможное, чтобы войны не начинались никогда. Чтобы над всеми людьми было мирное небо над головой.

Используемая литература:

Материалы газет «Северная правда», «Томская неделя».

Ресурсы сети Интернет

Стихи Б. Уранова, И. Рассохина, Д. Михальцева, Л. Молчанова, А Артамонова.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Внеклассное мероприятие "Цена хлеба"

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Цена хлеба" воспитывает уважение к труду земледельца и бережное отношение к хлебу....

Программа детской организации "Лирики"

Направления работы детской организации "Лирики". Заповеди. Песня. Девиз отряда....

Урок французского языка в 8 классе по теме: празднование Рождества во Франции

Урок по развитию навыков чтения с полным пониманием содержания текста....

Сценарий отчетного концерта школьных творческих коллективов "Сказка про Федота - стрельца"

Сюжетный ход, через который можно интересено составить любую концертную программу...

Примерное тематическое планирование по программе В.И.Сивоглазова для 10-11 классов. Общая биология. Базовый уровень.

Данное примерное тематическое планирование предложено для 10-11 классов, обучающихся по программе В.И.Сивоглазова. Учебн...

Урок-путешествие по Новой истории

Обобщающий урок за курс всеобщей истории за 7 класс в игровой форме....

Определенно-личные предложения (8 класс)

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка...

Значение изучения детьми истории кубанского фольклора, казачьих традиций, обычаев

Беседа с родителями по данной теме с целью привлечения детей в фольклорные коллективы. ...

Урок-эстафета "Древний Египет"

Обобщающий урок по разделу "Древний Египет" в игровой форме....

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольнико...